НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 13.02.2020 № 0225/20

Дело № 2а-954/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2020 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,

при секретаре Ким Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Солошенко Р.Р. к Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области о возврате суммы излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

Солошенко Р.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области о возврате суммы излишне уплаченного налога. В своем заявлении указала, что является плательщиком налога на доходы физических лиц. 03.10.2019 года обратилась в ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга, где получила регистрационную карту для доступа к личному кабинету налогоплательщика. На интернет-сервисе «Личный кабинет» обнаружила, что существует переплата по налогу на доходы физических лиц в сумме 4800 рублей. 29.10.2019 года Солошенко Р.Р. направлено заявление о возврате излишне уплаченного налога () в Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области, ею был получен ответ об отказе в возврате суммы, в связи с нарушением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы. В ходе выяснений обнаружилось, что срок образования переплаты 2012 год, но дата зачисления в бюджет в «Личном кабинете» - 01.01.2016 года. В 2012 году в связи с предоставлением налоговой декларации в форме 3-НДФЛ за 2010-2011 гг. был предоставлен налоговый вычет в сумме 4810 рублей, но через некоторое время налоговая инспекция выставила требование вернуть эту сумму обратно, в связи с чем образовалась переплата. 31.10.2019 года ею было направлено обращение в виде жалобы на акты налоговых органов. 14.11.2019 года был получен ответ с отказом. 14.11.2019 года была отправлена копия заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в Межрайонную ИФНС России №1 по Оренбургской области. 04.12.2019 года был получен ответ с отказом от 03.12.2019 года. Уведомлений о возникшей переплате не было получено, Солошенко Р.Р. не была проинформирована до момента регистрации в «Личном кабинете», в связи с этим не согласна с решением Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области, считает данный отказ необоснованным, срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога был пропущен по вине налогового органа, не известившего ее об образовавшейся переплате. Просит исчислять срок переплаты по налогу на доходы с 03.10.2019 года, то есть с даты, когда стало известно административному истцу Солошенко Р.Р. о сумме излишне уплаченного налога, и обязать Межрайонную ИФНС России №7 по Оренбургской области возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 4810 рублей, а также взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную при подаче иска.

В судебное заседание административный истец Солошенко Р.Р. не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела а ее отсутствие, просила требования административного иска удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика, главный специалист – эксперт Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области, действующая на основании доверенности от 09.01.2020 года , Кулямзина Е.П., просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснила, что Солошенко Р.Р. обратилась в МИФНС России №7 по Оренбургской области 29.10.2019 года с заявлением о возврате налога по декларации 3-НДФЛ за 2012 год в сумме 4810 рублей 00 копеек. Было принято решение об отказе от 31.10.2019 года , так как Солошенко Р.Р. нарушен срок подачи заявления, то есть у Инспекции отсутствовали основания для возврата налога. Довод заявителя о том, что именно налоговый орган обязан известить налогоплательщика об излишне уплаченных налогах, Инспекция считает несостоятельным, поскольку согласно п.3 ст.78 НК РФ для установления факта излишней уплаты возможно проведение сверки расчетов, как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика. Неисполнение ИФНС обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока давности в целях возврата налога.

Представитель МИФНС России №1 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому Солошенко Р.Р. (ИНН ) 04.09.2012 года в МИФНС России №2 по Оренбургской области были представлены декларации по форме 3- НДФЛ за 2010-2011 года, в которых налогоплательщиком заявлен социальный налоговый вычет, в сумме уплаченной за обучение детей в размере 21000 рублей за 2010 год и 16000 рублей за 2011 год. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2010 год -2730 рублей, за 2011 год - 2080 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки заявленные вычеты были предоставлены налогоплательщику платежными поручениями на сумму 2080 рублей и на сумму 2730 рублей от 28.11.2012 года зачислены на ее лицевой счет с ОКТМО

25.10.2012 года Солошенко Р.Р. в Инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации З-НДФЛ с номером корректировки 1 за 2010-2011 года, в которых заявлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченной за свое обучение в размере 30000 рублей за 2010 год и 18000 рублей за 2011 год. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2010 год - 3900 рублей, за 2011 год - 2340 рублей (ОКТМО

05.12.2012 года Солошенко Р.Р. в Инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ с номером корректировки 2 за 2010-2011 года, в которых отражены данные аналогичные уточненным налоговым декларациям 3-НДФЛ с номером корректировки 1. (ОКТМО

27.12.2012 года Солошенко Р.Р. уплатила в бюджет 4810 руб. (ОКТМО ) 10.01.2013 года налогоплательщиком в Инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2010-2011года (номер корректировки 3), в которых так же заявлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченной за свое обучение в размере 30000 рублей за 2010 год и 18000 рублей за 2011 год. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2010 год - 3900 рублей, за 2011 год - 2340 рублей. По окончании налоговой проверки уточненных деклараций, заявленные суммы в полном объеме 27.01.2013 года возвращены на счет налогоплательщика с ОКТМО Исходя из выше изложенного, переплата по налогу на доходы физических лиц за 2010 – 2011 года у Солошенко Р.Р. отсутствует.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. Правила, установленные названной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей (пункт 14).

Судом установлено, что Солошенко Р.Р. 29.10.2019 года обратилась в МИФНС №7 с заявлением об обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 4810 рублей. О размере спорной переплаты Солошенко Р.Р. стало известно после проверки «Личного кабинета» 03.10.2019 года.

В соответствии с п.2,3 ст.78 НК РФ, зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Согласно п.6 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Согласно ч.8, 9 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Солошенко Р.Р. (ИНН 04.09.2012 года в МИФНС России №2 по Оренбургской области были представлены декларации по форме 3- НДФЛ за 2010-2011 года, в которых 3-НДФЛ за 2010-2011 года, в которых налогоплательщиком заявлен социальный налоговый вычет, в сумме уплаченной за обучение детей в размере 21000 рублей за 2010 год и 16000 рублей за 2011 год. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2010 год -2730 рублей, за 2011 год - 2080 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки заявленные вычеты были предоставлены налогоплательщику и платежными поручениями на сумму 2080 рублей и на сумму 2730 рублей от 28.11.2012 года зачислены на ее лицевой счет с ОКТМО

25.10.2012 года Солошенко Р.Р. в Инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации З-НДФЛ с номером корректировки 1 за 2010-2011 года, в которых заявлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченной за свое обучение в размере 30000 рублей за 2010 год и 18000 рублей за 2011 год. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2010 год - 3900 рублей, за 2011 год - 2340 рублей.

05.12.2012 года Солошенко Р.Р. в Инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ с номером корректировки 2 за 2010-2011 года, в которых отражены данные аналогичные уточненным налоговым декларациям 3-НДФЛ с номером корректировки 1.

27.12.2012 года Солошенко Р.Р. уплатила в бюджет 4810 руб. 10.01.2013 года налогоплательщиком в Инспекцию были представлены уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2010-2011года (номер корректировки 3), в которых так же заявлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченной за свое обучение в размере 30000 рублей за 2010 год и 18000 рублей за 2011 год. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2010 год - 3900 рублей, за 2011 год - 2340 рублей. По окончании налоговой проверки уточненных деклараций, заявленные суммы в полном объеме 27.01.2013 года возвращены на счет налогоплательщика с ОКТМО Исходя из выше изложенного, переплата по налогу на доходы физических лиц за 2010 – 2011 года у Солошенко Р.Р. отсутствуют.

Согласно материалам дела, при обращении Солошенко Р.Р. в Межрайонную ИФНС №7 по Оренбургской области с заявлением от 29.10.2019 года о возврате налога по декларации 3-НДФЛ за 2012 год в сумме 4810 рублей 00 копеек, принято решение об отказе от 31.10.2019 года , так как нарушен срок подачи заявления. То есть у Инспекции отсутствовали основания для возврата налога по декларации 3-НДФЛ за 2012 год в размере 4810 рублей 00 копеек.

Проанализировав собранные доказательства по делу, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд установил, что с момента подачи декларации истцу было известно о возможности возврата излишне уплаченного налога, поэтому при подаче заявлений о возврате налога в 2019 году истцом был пропущен установленный законом срок, который является пресекательным по ст. 78 НК РФ и служит основанием для отказа налоговым органом в осуществлении возврата.

Доводы истца о том, что исчисление срока, предоставленного для возврата излишне уплаченной суммы налога, должно осуществляться с момента подключения к «Личному кабинету» налогоплательщика, оценены критически. Согласно п.3 ст.78 НК РФ для установления факта излишней уплаты возможно проведение сверки расчетов, как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика. Неисполнение ИФНС обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока давности в целях возврата налога.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 78 НК РФ, которая регулирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога, по смыслу которой срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Солошенко Р.Р. к Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области о возврате суммы излишне уплаченного налога - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Н.Б.Мельникова

Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2020 года.