Дело № 2а-61/2022
55RS0007-01-2021-006409-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2022 г. город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., ведении протокола помощником судьи Торн А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бердиева А.М. к начальнику отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области о признании незаконным отказа, административному исковому заявлению Бердиева А.М. к УМВД России по Омской области о признании незаконным решения от 23.06.2021,
У С Т А Н О В И Л:
Бердиев А.М. обратился в суд с иском к начальнику Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области Маркину И.В., мотивируя свои требования несогласием с отказом Маркина И.В. в выдаче копии решения о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации в ответ на обращение представителя Бердиева А.М. Полагает, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, является незаконным, поскольку к обращению заявителя была приложена копия доверенности представителя, следовательно, отказ в выдаче представителю данного решения является незаконным. Просит признать незаконным отказ начальника Управления МВД России по Омской области Маркина И.В. в выдаче Бердиеву А.М. заверенной копии решения о не разрешении Бердиеву А.М. въезда на территорию Российской Федерации.
Также Бердиев А.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Омской области, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком принято решение от 23.06.2021 о не разрешении Бердиеву А.М. въезда в Российскую Федерацию. Полагает, что правовых оснований для принятия данного решения не имелось, поскольку отсутствовали фактически и правовые основания для привлечения Бердиева А.М. к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Также указал, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался к административному ответчику по вопросу выдачи патента с необходимым перечнем документов, однако, со стороны ответчика имело место виновное бездействие, отказ в приеме документов, что привело к составлению протокола о привлечении истца к административной ответственности по ч.1.1. ст.18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа и выдворением за пределы РФ. С учетом уточненных требований истец просил признать незаконным решение УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о не разрешении Бердиеву А.М. въезда на территорию Российской Федерации сроком на 5 лет.
Определением суда от 06.12.2021 административные дела по указанным искам объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика по делу было привлечено УМВД России по Омской области, должностное лицо Варнавский М.Н.
В судебном заседании Бердиев А.М. не участвовал, был извещен по адресу, указанному в исковом заявлении. При отслеживании почтового отправления га официальном сайте АО «Почта России» информация о движении почтового отправления по территории Республики Таджикистан отсутствует, оканчивается сведениями о направлении письма из России 07.12.2021. Отсутствие информации о статусе почтового отправления в международной базе данных не может свидетельствовать о ненадлежащем извещении истца. Более того, в ходе судебного разбирательства представитель административного истца пояснил, что не поддерживает связи со своим доверителем с августа 2021 года, соответственно, не может предоставить информацию об ином способе связи с доверителем. На вопрос суда о том, в связи с чем представителем поданы иски без согласования с доверителем, представитель указал, что при последнем очном контакте с Бердиевым А.М. полностью согласовал правовую позицию и возможные процессуальные действия. Принимая во внимание пояснения представителя истца об отсутствии взаимодействия с истцом на протяжении рассмотрения данного административного дела и делегировании представителю все полномочий Бердиевым А.М., последний, признается судом надлежаще извещенным.
Представитель административного ответчика УМВД России по Омской области В.А.И. возражала относительно удовлетворения исковых требований, указывая на законность и обоснованность обжалуемых решений.
Административный ответчик должностное лицо - начальник Управления МВД России по Омской области Маркин И.В. в судебном заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве возражал относительно доводов административного иска.
Заинтересованное лицо Варнавский М.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, сославшись на их необоснованность.
Системно протолковав положения ч.3 ст.62, ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - по тексту КАС РФ), суд исходит из того, что не связан основаниями и доводами заявленных административным истцом требований, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме.
Исследовав законность и обоснованность действий в процессуальных пределах, определенных главой 22 КАС РФ, исследовав отказной материал, заслушав процессуальные позиции сторон, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом правового содержания частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ юридическое значение по данной категории дел имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Полномочия УМВД России по Омской области определены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации по Омской области, утвержденным приказом МВД России от 01.08.2017 № 577.
УМВД России по Омской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Омской области.
Согласно пункту 13 Положения УМВД России по Омской области в рамках полномочий участвует в реализации государственной политики в сфере миграции на территории Омской области.
В соответствии с пунктом 32 Положения УМВД России по Омской области осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации решений о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства; принятие (отмену) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства;
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Основными федеральными законами, устанавливающими особый правовой режим для иностранных граждан на территории Российской Федерации являются: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), Федеральный закон № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ).
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 3 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 Федерального закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что по информации АС ЦБДУИГ ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики Таджикистан Бердиев А.М. въехал на территорию Российской Федерации с целью въезда - работа.
Бердиеву А.М. выдан патент для осуществления трудовой деятельности серии №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бердиев А.М. был зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: .
Бердиев А.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, расположенным по адресу: , .
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, расположенным по адресу: .
Кроме того, согласно сведениям УВМ УМВД России по Омской области Бердиев А.М. имел регистрацию по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: , ком.4, секция 1, а также из сведения УВМ УМВД России по Омской области следует, что ФИО1 проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: .
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Согласно сведениям УВМ УМВД России по Омской области оснований для продления срока временного пребывания на территории Российской Федерации в отношении Бердиева А.М. не установлено.
Таким образом, Бердиев А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибывший на территорию Российской Федерации в порядке не требующего получения визы, уклонился от добровольного выезда с территории Российской Федерации по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока, тем самым нарушив установленный режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, и пребывал на территории Российской Федерации с 03.04.2021 незаконно.
14.04.2021 сотрудником УВМ УМВД России по Омской области в отношении Бердиева А.М. составлен административный протокол № 262 об административном правонарушении о совершении административного правонарушения в соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
15.04.2021 постановлением Куйбышевского районного суда города Омска Бердиеву А.М. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Согласно постановлению судьи Куйбышевского районного суда города Омска от 15.04.2021 Бердиев А.М. вину в совершенном административном правонарушении признал, пояснил, что своевременно получить новый патент для осуществления трудовой деятельности не успел, на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения решения о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, проживал без регистрации, последний раз был зарегистрирован в жилом помещении расположенным по адресу: , однако проживал по разным адресам в жилых помещениях, в том числе по адресу в жилом помещении, расположенным по адресу: .
Решением судьи Омского областного суда от 23.04.2021 определение Куйбышевского суда г. Омска оставлено без изменения.
28.07.2021 Восьмым кассационным судом общей юрисдикции решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 15.04.2021, определение Омского областного суда от 23.04.2021 оставлены без изменения.
Таким образом, факт совершения Бердиевым А.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подтвержден решениями судебных органов.
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12 утвержден Порядок принятия решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с Перечнем, территориальные органы МВД России наделены полномочиями по принятию решения о не разрешении въезда иностранному гражданину в Российскую Федерацию.
Приказом МВД России от 8 мая 2019 г. N 303 утверждён Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 2 части 1 Федерального закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
09.06.2021 Бердиев А.М. выехал за пределы Российской Федерации.
23.06.2021 в отношении Бердиева А.М. УВМ УМВД России по Омской области вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 5 Порядка принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" иностранный гражданин уведомляется об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим такое решение, в срок не более 3 рабочих дней со дня его принятия. При этом уведомление о принятии соответствующего решения вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято данное решение, а в случае невозможности вручения лично направляется по месту их пребывания (жительства) в Российской Федерации (при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства места пребывания (жительства) - по месту их фактического нахождения на территории Российской Федерации) посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. При уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от получения указанного уведомления и ознакомления с ним под роспись составляется акт об отказе в его получении и ознакомлении с ним.
В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается).
Аналогичные положения содержатся и в Порядке рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, утверждённый Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N303.
Таким образом, уведомление о принятом в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принявшим данное решение в обязательном порядке не подлежит направлению или вручению иностранному лицу или лицу без гражданства.
Из представленной административным ответчиком информации следует, что согласно сведениям АС ЦБДУИГ Бердиев А.М. 09.06.2021 выехал с территории Российской Федерации, 23.06.2021 в отношении Бердиева А.М. вынесено решение о неразрешении ему въезда на территорию Российской Федерации. Соответственно, с учетом выезда административного истца с территории Российской Федерации уведомление о принятом в отношении его решении о неразрешении въезда не направляется и не могло быть вручено.
Следуя материалам дела, представитель Бердиева А.М. – Б.Н.М.ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области о выдаче надлежащим образом заверенной копии решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию (л.д.8). В качестве приложения к заявлению указана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения данного обращения представителю Б.Н.М. был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Омской области Маркина И.В., из содержания которого следует, что Б.Н.М. в выдаче испрашиваемого документа было отказано, со ссылкой на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Обращаясь в суд в связи с несогласием с данным ответом, административный истец указал, что вправе лично получить решение о не разрешение въезда на территорию Российской Федерации, полагал, что основания для отказа в выдаче истребуемого документа отсутствовали, полномочия представителя надлежащим образом удостоверены, копия доверенности была приложена к заявлению. В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Также обращаясь за судебной защитой, Бердиев А.М. указал на допущенное административным ответчиком – УМВД России по Омской области нарушение его прав и законных интересов, поскольку отсутствовали правовые и фактические основания для принятия решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, в связи с чем, решение миграционного органа от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. При этом, соответствие собственного поведения требованиям действующего законодательства Бердиев А.М. обосновал тем, что 23.03.2021 и 31.03.2021 обращался в Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области с заявлением о выдаче патента, однако, со стороны органа миграционного учета имело место виновное бездействие.
Оценивая обоснованность административных требований, суд в соответствии с требованиями ч.2 ст.64 КАС РФ учитывает обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу 2а-2712/2021 по административному исковому заявлению Бердиева А.М. к УМВД России по о признании незаконным бездействия в части предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче патентов.
Так, указанным судебным актом установлено, что, имея намерение получить трудовой патент, Бердиев А.М. ДД.ММ.ГГГГ в 10-26 часов, находясь в помещении Управления по вопросам миграции УМВД России по , получил талон. Из копии представленного административным истцом талона усматривается, что талон выдан на имя ФИО9, на предварительную запись на ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов, услуга: «оформление и выдача патентов»; цель: выдача патента (подача заявления); этапы: подача заявления на патент – 15-00; PIN – код для получения талона . Аналогичным образом, согласно талону 002 23.03.2021 в 14:37 административный истец осуществил предварительную запись через терминал для получения государственной услуги 31.03.2021 в 11:00. Талон - не активирован, статус талона 002, выданный для получения государственной услуги отображается как «не явился».
Суд установил, что из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Бердиевым А.М. при получении государственной услуги не были совершены юридически значимые действия в части соблюдения административной процедуры в соответствии с п. 71 Административного регламента. Бездействие должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области по оказанию государственной услуги административному истцу либо отказе в ее предоставлении установлено не было.
При изложенных обстоятельствах, доводы представителя административного истца о том 23.03.2021 и 31.03.2021 Бердиеву А.М. должностными лицами УВМ УМВД России по Омской области было неправомерно отказано в оказании государственной услуги по оформлению и выдаче патента для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации признаются несостоятельными.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12 утвержден Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Постановление).
В соответствии с Постановлением, территориальные органы МВД России наделены полномочиями по принятию решения о неразрешении въезда иностранному гражданину в Российскую Федерацию.
Приказом МВД России от 8 мая 2019 г. N303 утверждён Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (далее - Порядок).
Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные правовое значение имеют судебные акты, постановленные в рамках дела об административном правонарушении.
Как указано выше, 15.04.2021 постановлением Куйбышевского районного суда города Омска Бердиеву А.М. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 части 1 Федерального закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Таким образом, органы миграционного контроля обязаны вынести решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком на 5 лет при наличии решения об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.
Как следует из представленных ответчиком документов, 09.06.2021 Бердиев А.М. выехал за пределы Российской Федерации. 16.06.2021 утверждено представление о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Республики Таджикистан Бердиева А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 Порядка органами МВД России материалы для принятия решения о неразрешении въезда подготавливаются в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка при подготовке материалов для принятия решения о неразрешении въезда учитывается наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации; осуществляется проверка сведений об иностранном гражданине по центральному банку данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на предмет наличия ранее вынесенного решения о неразрешении въезда и отсутствия обстоятельств, в связи с которыми решение о неразрешении въезда может быть отменено.
23.06.2021 в отношении Бердиева А.М. УВМ УМВД России по Омской области вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям УВМ УМВД России по Омской области гражданин Республики Таджикистан Бердиев А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Российской Федерации зарегистрированного в органах загса, брака не имеет, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращался.
При изложенных выше фактических обстоятельствах, орган миграционного контроля, действуя в рамках предоставленных законодательством полномочий, правомерно исходил из наличия правовых и фактических данных для принятия 23.06.2021 в отношении Бердиева А.М. решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, поскольку имел место факт привлечения Бердиева А.М. к административной ответственности с принятием процессуального решения о выдворении Бердиева А.М. В этой связи, доводы административного иска об отсутствии правовых оснований для принятия указанного решения подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Оценивая законность отказа в предоставлении представителю Бердиева А.В – Б.Н.М. копии решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, суд учитывает, что 25.06.2021 УВМ УМВД России по Омской области за подписью начальника иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Омской области Маркина И.В. подготовлен и направлен ответ (исх. № з/715406056739 от 25.06.2021) в адрес Байрамова Н.М. о том, что соответствии с положениями Федерального закона № 152-ФЗ установлено обязательное соблюдение требования о недопустимости раскрытия третьим лицам и распространения персональных данных без согласия субъекта персональных данных. Кроме того, разъяснён порядок предоставления сведений о конкретном иностранном гражданине, согласно которому предоставление необходимой информации о третьем лице возможно при личном обращении гражданина с приложением копии документа, удостоверяющего личность либо посредством обращения доверенного лица с приложением копии доверенности и документа, удостоверяющего личность доверенного лица.
Суд полагает, что данный ответ является обоснованным и не противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, обязанность УВМ УМВД России по Омской области по рассмотрению обращению представителя административного истца Байрамова Н.М. соблюдена, ответ по обращению подготовлен сотрудниками УВМ УМВД России по Омской области в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные – это любая относящаяся к прямо или косвенно определенному информация, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно статье 7 Федерального закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона № 152-ФЗ сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 14 Федерального закона № 152-ФЗ право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 152-ФЗ в случае отказа в предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 8 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий тридцати дней со дня обращения субъекта персональных данных или его представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
Таким образом, сотрудниками УВМ УМВД России по Омской областиобязанность по рассмотрению обращения представителя административного истцаБайрамова Н.М. с соблюдением положений федерального законодательства,касающиеся сроков рассмотрения обращения и предоставления сведений,необходимых для рассмотрения обращения (в данном случае, реквизитов документа,удостоверяющего личность гражданина или его представителя, а равно и их копий),исполнена в полной мере.
Согласно положениям КАС РФ по результатам рассмотрения административного делаоб оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенныхгосударственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решениеоб удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признанииоспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы изаконные интересы административного истца.
Основываясь на приведенном выше фактическом и правовом анализе, суд приходит к убеждению о законности и обоснованности отказа административного ответчика, поскольку действующее законодательство не возлагает на орган миграционного учета обязанность представить любому лицу решение о неразрешении въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации иному лицу, кроме лица, в отношении которого принято данное решение, в том числе представителю. При этом, объективная возможность вручения Бердиеву А.М. оспариваемого решения от 23.06.2021 была исключена в силу выдворения Бердиева А.В. за пределы территории Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с учетом приведенных нормативного положений, суд приходит к убеждению о законности принятого административным ответчиком решения об отказе в предоставлении представителю заверенной копии решения о не разрешении въезда на территории Российской Федерации, выраженного в письме от 25.06.2021, и законности и обоснованности самого решения УМВД России по Омской области от 23.06.2021 о неразрешении Бердиеву А.М. въезда на территорию Российской Федерации.
Проанализировав обоснованность административного иска на основе совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и оценки в соответствии с требованиями
ч.3 ст.62, ч.8 ст.226 КАС РФ представленных сторонами доказательств, суд признает поведение ответчиков законным, а правомерность оспариваемых решений – не опровергнутой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного истца Бердиева А.М. о признании незаконными отказа в предоставлении представителю заверенной копии решения о не разрешении въезда на территории Российской Федерации, выраженного в письме от 25.06.2021, решения УМВД России по Омской области от 23.06.2021 о не разрешении Бердиева А.М. въезда на территорию Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Голубовская
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.