НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Центрального районного суда г. Омска (Омская область) от 26.11.2020 № 12-375/20

Дело № 12-375/2020

55RS0002-01-2020-006466-42

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

26 ноября 2020 года город Омск

Судья Центрального районного суда г. Омска Сафронов М.М., при секретаре Рогожкиной В.А., рассмотрев с участием защитника АО «ТГК-11» Марковиченко Н.В., представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Кирпота Е.А. (по доверенности) в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Территориальная генерирующая компания № 11» - Храмых П.П. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Ускова П.А. № 661/20 от 26.08.2020 года, которым АО «Территориальная генерирующая компания № 11» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Ускова П.А. № 661/20 от 26.08.2020 года АО «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее - АО «ТГК-11») было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из данного постановления 28.05.2020 в 16 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки предприятия АО «ТГК-11» выявлены нарушения санитарных правил и гигиенических норм: не обеспечен контроль за прохождением профилактического медицинского осмотра работников организации, а именно ряд работников несвоевременно проходит обследования на туберкулез. На предприятии не обеспечено в полном объеме определение перечня канцерогенных факторов в паспортах канцерогенно-опасных производств от 01.12.2016 г., в паспорта включены не все канцерогенно-опасные вещества и учтены не все рабочие места, где имеется контакт с канцерогенно-опасными веществами в химическом цехе: аппаратчик, слесарь, и лаборант (серная кислота), ЦТАИ: электрослесарь, в мастерской по обслуживанию приборов пирометрии и химического контроля (свинец), в электрическом цехе: аккумуляторщик (серная кислота, свинец), электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий (свинец), ТТЦ: аккумуляторщик (серная кислота, свинец), работники, имеющие контакт с маслами минеральными нефтяными. Осуществляется выброс в атмосферу канцерогенных веществ: бенз(а)пирен, масла минеральные, нефтяные, серная кислота, пыль неорганическая, содержащая 70-20% двуокиси кремния, формальдегид, хром. Не включены отходы, образующиеся в организации (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы минеральных масел, опилки и стружка древесные, отходы асбеста и т.д.).

Не осуществлен производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг - программы производственного контроля АО «ТГК-11», утвержденные: на СП «ТЭЦ-3» 09.01.2019г., СП «ТЭЦ-4» 27.03.2018г., СП «ТЭЦ-5» 14.01.2019г., требуют доработки и корректировки в связи с тем, что: в разделах «План лабораторного контроля на рабочих местах» не в полном объеме указан перечень химических веществ, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований испытаний и не в полном объеме проведены лабораторно-инструментальные исследования рамках производственного контроля с периодичностью в соответствии с санитарными требованиями - не включены в программы производственного контроля и не проведены замеры вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах электрогазосварщиков (сварочный аэрозоль (кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%), что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитар гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Указанные действия являются нарушением законодательных и нормативных актов РФ: ч.1 ст.29, ч.1,2 ст.25, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п.1.3, 4.1, 4.4, 4.11, 4.18 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60), п.1.4, 1.5, 1.6, 2.1.1, 2.1.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.6 СанПин 1.2.2353-08«Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности», МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26.03.2009), п.1.3, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.7, 4.1, 5.1 СП 1.1.1058-01«Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ГН 2.2.5.3532-18«Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 № 25).

Не согласившись с данным постановлением, 04.09.2020 АО «ТГК-11» обратилось с жалобой в Куйбышевский районный суд г. Омска.

07.09.2020 определением судьи Куйбышевского районного суда г.Омска жалоба АО «ТГК-11» была направлена по подведомственности в Центральный районный суд г.Омска.

16.09.2020 судьей Центрального районного суда г.Омска в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области был направлен запрос об истребовании административного материала по обжалуемому постановлению, 28.09.2020 административный материал поступил в суд, 29.09.2020 жалоба была назначена к рассмотрению в судебном заседании.

В обоснование жалобы указано, что установленные для взрослых (1 раз в год) сроки проведения профилактических осмотров, согласно пункту 1 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н, распространяются на правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы, тогда как АО «ТГК-11» такой организацией не является. Из положений ст. 34 Федерального Закона № 52-ФЗ, п. 7.1 СП 3.1/3.2.3146-13, а также ст. 213 ТК РФ следует обязанность только работников отдельных профессий проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, контроль за своевременным прохождением которых осуществляется руководством АО «ТГК-11».

Во исполнение требований СП 3.1.2.3114-13, в АО «ТГК-11» ежегодно заключается договор возмездного оказания медицинских услуг с ООО «Омская социальная сфера», в рамках которого подрядчик, в том числе, осуществляет мониторинг результатов флюорографии работников всех подразделений АО «ТГК-11», информирование администрации компании о фактах нарушения сроков предоставления результатов (в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока очередного флюорографического осмотра).

Относительно необеспечения в полном объеме определения перечня канцерогенных факторов в паспортах канцерогенно-опасных производств от 01.12.2016 г. заявитель отмечает в жалобе, что АО «ТГК-11» не допускало нарушений норм правовых актов Российской Федерации, указанных в постановлении. По состоянию на дату проведения проверки (28.05.2020) пятилетний срок действия надлежащим образом согласованных паспортов не истек, реконструкции, а также изменения в технологическом процессе производства АО «ТГК-11» с момента проведения паспортизации не производились, санитарно-эпидемиологическая ситуация не менялась. Оснований для внесения изменений в надлежащим образом согласованные паспорта нет.

С пунктом предписания, касающегося не осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, АО «ТГК-11» также выражает свое несогласие в тексте жалобы, поскольку нарушений законодательства РФ в этой части юридическим лицом допущено не было, ведь во исполнение п.1.5. СП 1.1.1058-01 в АО «ТГК-11» разработаны и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия), обеспечивается безопасность для здоровья при выполнении работ, осуществляется производственный контроль, в том числе путем проведения лабораторных исследований и испытаний при проведении работ. Разработанными в АО «ТГК-11» программами производственного контроля контролируются концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны в отношении наиболее опасных веществ: марганец, никель, хром. При проведении в 2016 - 2018 гг. специальной оценки условий труда (в том числе на рабочих местах электрогазосварщиков), вещество «кремний диоксид» в сварочном аэрозоле не идентифицировано. Кроме того, в 2019 году Управлением Роспотребнадзора по Омской области проводился отбор проб воздуха рабочих зон на рабочих местах электрогазосварщика (цех ТАИ СП ТЭЦ-3, постоянный сварочный пост), электросварщика ручной сварки (ТТЦ СП ТЭЦ-4, сварочный пост №2), электросварщика (СП ТЭЦ-5). По результатам проведенного отбора проб и образцов (аэрозоль сварочный, марганец, железа оксид, хрома оксид (IV), никель) превышения допустимых величин не выявлены. Согласно заключениям по протоколам испытаний от 26.03.2019 № 6449 и от 01.04.2019 № 7145 в образцах воздуха рабочих зон концентрации загрязняющих веществ в исследованных пробах воздуха соответствуют ГН 2.2.5.3532-18 (п.п 1572, 1174, 1244, 1055, 2301) по показателям, указанным в протоколе.

Заявитель полагает, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания Управлением Роспотребнадзора не указано какими именно действиями АО «ТГК- 11» нарушило указанные в постановлении нормативные правовые акты, а также степень вины АО «ТГК- 11». Из этого следует, что в действиях АО «ТГК-11» отсутствует состав и событие вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, просит суд отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области № 661/20 от 26.08.2020 о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании защитник АО «ТГК-11» Марковиченко Н.В. доводы жалобы поддержала.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Кирпота Е.А. полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, поддержала доводы возражений на жалобу.

Изучив дело об административном правонарушении и жалобу заявителя, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет наложение штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предписано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 4 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

В силу ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60 утверждены санитарно- эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее – СП 3.1.2.3114-13)., в силу п.4.1 которых в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Организация профилактических осмотров на туберкулез и контроль за их проведением осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (п. 4.2.).

Контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулез осуществляется руководством организации (п. 4.11.). Ответственность за организацию прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулез возлагается на руководство организации по месту работы, учебы лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез (п. 4.18).

Установленные для взрослых (1 раз в год) сроки проведения профилактических осмотров, согласно пункту 1 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденного Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н, распространяются на правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. п. 3, 5 ст. 34 Федерального № 52-ФЗ).

Пунктом 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 предписано, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (п. 7.1 СП 3.1/3.2.3146-13).

Согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники отдельных профессий, производств и организаций в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 213 ТК РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению № 1; перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению № 2.

Таким образом, из положений ст. 34 Федерального Закона № 52-ФЗ, п. 7.1 СП 3.1/3.2.3146-13, а также ст. 213 ТК РФ следует обязанность только работников отдельных профессий проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Согласно ст.25 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях. Порядок организации и проведения санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных организаций установлен Методическими указаниями МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26.03.2009 (далее МУ 2.2.9.2493-09).

Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации - документ, составляемый при санитарно-гигиенической паспортизации организации и обобщающий сведения с целью оценки потенциальной канцерогенной опасности для работников и населения, а также разработки профилактических мероприятий. Главной целью паспортизации канцерогеноопасных организаций является профилактика профессионального рака и снижение онкологической заболеваемости населения (п. 4.1 МУ 2.2.9.2493-09).

Паспортизация проводится организациями в соответствии с положением СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» по предписанию Главного государственного санитарного врача по курируемой территории согласно ФЗ № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по результатам мероприятий по контролю (п. 4.2 МУ 2.2.9.2493-09).

Данные паспорта уточняются каждые пять лет или ранее по предписанию органов Роспотребнадзора в случае изменения санитарно-эпидемиологической ситуации, а также при реконструкции, изменении в технологическом процессе и т.д.(п. 4.9 МУ 2.2.9.2493-09).

В силу п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", введенных в действие с 28 июня 2008 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 апреля 2008 года N 27, в рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.Материалы санитарно-гигиенической паспортизации учитываются при санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности, работ и услуг, осуществляемых в таких организациях.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников; 2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов; 4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; 5) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии); 6) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18 (далее – СП 1.1.1058-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

Согласно п.2.1, 2.2, 2.3 СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

В силу п.2.6 названных выше санитарных правил программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Пунктом 2.7 санитарных правил установлено, что мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, 28.05.2020 г. в 16 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки деятельности предприятия АО «ТГК-11» выявлены нарушения санитарных правил и гигиенических норм, а именно:

1) не обеспечен контроль за прохождением профилактического медицинского осмотра работников организации. В протоколе указаны лица, которые не прошли (несвоевременно прошли) флюорографическое обследование. Так, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Омской области указано, что несвоевременно проходят обследования на туберкулез (флюорографическое, рентгенологическое обследование) следующие работники АО «ТГК-11»: <данные изъяты>

Нет данных флюороосмотра: <данные изъяты>

2) Не обеспечено в полном объеме определение перечня канцерогенных факторов в паспортах канцерогенно-опасных производств от 01.12.2016г. В паспорта включены не все канцерогенно-опасные вещества и учтены не все рабочие места, где имеется контакт с канцерогенно-опасными веществами: в химическом цехе: аппаратчик, слесарь, и лаборант (серная кислота), ЦТАИ: электрослесарь, в мастерской по обслуживанию приборов пирометрии и химического контроля (свинец), в электрическом цехе: аккумуляторщик (серная кислота, свинец), электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий (свинец). ТТЦ: аккумуляторщик (серная кислота, свинец), работники, имеющие контакт с маслами минеральными нефтяными. Осуществляется выброс в атмосферу канцерогенных веществ: бенз(а)пирен. масла минеральные нефтяные, серная кислота, пыль неорганическая, содержащая 70-20% двуокиси кремния. формальдегид, хром. Не включены отходы, образующиеся в организации (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы минеральных масел, опилки и стружка древесные, отходы асбеста и т.д.).

3) Не осуществлен производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических)мероприятий при выполнении работ и оказании услуг - программы производственного контроля АО «ТГК-11», утвержденные: на СП «ТЭЦ-3» 09.01.2019г., СП «ТЭЦ-4» 27.03.2018г., СП «ТЭЦ-5» 14.01.2019г., требуют доработки и корректировки в связи с тем, что: в разделах «План лабораторного контроля на рабочих местах» не в полном объеме указан перечень химических веществ, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний и не в полном объеме проведены лабораторно-инструментальные исследования в рамках производственного контроля с периодичностью в соответствии с санитарными требованиями - не включены в программы производственного контроля и не проведены замеры вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах электрогазосварщиков (сварочный аэрозоль (кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%), что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

По результатам проверки был составлен акт проверки № 273 от 28.05.2020 (том № 2, л.д.235-238).

30.07.2020 в отношении АО «ТГК-11» был составлен протокол об административном правонарушении № 661/20, копия протокола получена АО «ТГК-11» в день его составления, о чем свидетельствует подпись в названном протоколе. Замечаний на протокол на дату вынесения у АО «ТГК-11» не имелось (том № 2 л.д.216-221).

26.08.2020 заместитель главного государственного санитарного врача по Омской области Усков П.А. рассмотрев протокол об административном правонарушении другие материалы дела об административном правонарушении № 661/20 от 30.07.2020 установил, что АО «ТГК-11» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, которое выразилось в выявленных при проведении проверки и описанных выше нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с чем было им было вынесено постановление о привлечении АО «ТГК-11» к ответственности за совершением им правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей (том №2 л.д.208-212).

С выводами, изложенными в постановлении о назначении административного наказания № 661/20 от 26.08.2020, судья соглашается частично.

Относительно группы доводов о необеспечении контроля за прохождением профилактического медицинского осмотра работников организации, несвоевременного прохождения работниками обследования на туберкулез, а также отсутствия данных о прохождении осмотра частью работников предприятия) судья полагает доводы защитников АО «ТГК-11» (об отсутствии нарушений законодательства) заслуживающими внимания, поскольку они находят свое подтверждение в материалах дела об административном правонарушении.

Так, во исполнение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения АО «ТГК-11» ежегодно заключается договор возмездного оказания медицинских услуг с ООО «Омская социальная сфера», в рамках которого подрядчик, в том числе, осуществляет мониторинг результатов флюорографии работников всех подразделений АО «ТГК-11», информирование администрации компании о фактах нарушения сроков предоставления результатов (в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока очередного флюорографического осмотра), что предусмотрено п.1.2.6 договора (том № 2, л.д.93-94).

В ответ на мотивированный запрос Управления Роспотребнадзора по Омской области от 28.04.2020 № 03/01-216-2020 в ходе проведения проверки были представлены пофамильные списки всех работников с результатами профилактического флюорографического обследования. В 2019 году медосмотр проводился в БУЗОО «ГП-2». По итогам его проведения компанией было проведено трудоустройство работников. Также были предоставлены результаты ежегодного флюорографического обследования сотрудников предприятия и списки сотрудников для планирования и проведения профилактических прививок.

В материалах дела представлен список работников АО «ТГК-11», учтенных Управлением Роспотребнадзора по Омской области, как не прошедших обследование на туберкулез. В списке работники перечислены с полным указанием ФИО, даты рождения и причин, по которым обследование было пройдено несвоевременно, а также указаны результаты флюорографического обследования на дату 27.05.2020, 05.11.2020 (том № ___, л.д.___).

Путем анализа предоставленного списка и сопоставления его с перечнем лиц, которые указаны в постановлении о назначении административного наказания, можно сделать следующие выводы: 123 работника своевременно прошли обследование, но данные не были переданы в ООО «Соцсфера», 14 работников находились в отпуске по уходу за ребенком, 56 работниками обследование было пройдено впоследствии с указанием даты проведения обследования, 25 работников осуществляли свою трудовую функцию удаленно, 5 работников находились на длительном больничном, в отношении 12 работников у АО «ТГК-11» не имеется данных.

В материалах дела также представлен второй список работников в количестве 26 человек, из которых 22 работника уволены, один работник находился на больничном, 1 работник находился в длительном отпуске (ученическом, очередном), 1 работник прошел обследование своевременно, но данные не были переданы в ООО «Соцсфера», 1 работник прошел обследование 15.06.2020. В этом списке также указаны результаты флюорографического обследования на дату 27.05.2020, 05.11.2020 (том № ___, л.д.___).

При таком положении, с учетом изложенных выше правовых норм и фактических обстоятельств, суд заключает, что АО «ТГК-11» надлежащим образом исполнило свою обязанность по обеспечению контроля за прохождением профилактического медицинского осмотра работников, поскольку у АО «ТГК-11» имеется договор с медицинской организацией, которая осуществляет проведение указанных медицинских осмотров, а также сбор информации об их прохождении и предоставление этой информации АО «ТГК-11».

Часть работников АО «ТГК-11» отсутствовала непосредственно на рабочих местах по различным причинам – нахождение в отпуске, в том числе учебном и декретном, а также некоторые работники в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией на территории Омской области работали удаленно. Названные категории сотрудников АО «ТГК-11» по мнению суда потенциальной угрозы распространения туберкулеза в коллективе АО «ТГК-11» с очевидностью не создавали и создать не могли. Помимо этого, часть указанных в постановлении работников, была уволена.

Доводы Управления Роспотребнадзора по Омской области относительно отсутствия контроля АО «ТГК-11» за прохождением профилактического медицинского осмотра работников организации суд считает не доказанными. АО «ТГК-11» обладает информацией о прохождении своими сотрудниками обследования на туберкулез. Из этого следует, что постановление о назначении административного наказания в названной части подлежит изменению, а именно, соответствующие выводы подлежат исключению из мотивировочной части постановления.

Относительно второй группы доводов (необеспечение в полном объеме определения перечня канцерогенных факторов в паспортах канцерогенно-опасных производств от 01.12.2016г. Осуществляется выброс в атмосферу канцерогенных веществ. Не включены отходы, образующиеся в организации), судья также полагает доводы защитников АО «ТГК-11» заслуживающими внимания в связи со следующим.

В материалы дела лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении представлены санитарно-гигиенический паспорт канцерогенноопасной организации в отношении структурного подразделения АО «ТГК-11» «ТЭЦ-3», санитарно-гигиенический паспорт канцерогенноопасной организации в отношении структурного подразделения АО «ТГК-11» «ТЭЦ-4», санитарно-гигиенический паспорт канцерогенноопасной организации в отношении структурного подразделения АО «ТГК-11» «ТЭЦ-5», указанные паспорта 01.12.2016 согласованы с руководителем Управления Роспотребнадзора по Омской области Крига А.С., 01.12.2016 утверждены генеральным директором АО «ТГК-11» Полочанским В.И. и зарегистрированы (Том № 5 л.д.117-122, 104-109, 110-116).

Из содержания указанных паспортов следует отсутствие в «ТЭЦ-3», «ТЭЦ-4», «ТЭЦ-5» АО «ТГК-11» источников выбросов канцерогенных веществ в атмосферу, отсутствие источников загрязнения промышленных сточных вод канцерогенными веществами, отсутствие отходов, отсутствие источников загрязнения окружающей среды канцерогенными веществами.

Как было указано ранее, паспортизация проводится организациями в соответствии с положением СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» по предписанию Главного государственного санитарного врача по курируемой территории согласно ФЗ № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по результатам мероприятий по контролю (п. 4.2 МУ 2.2.9.2493-09).

Данные паспорта уточняются каждые пять лет или ранее по предписанию органов Роспотребнадзора в случае изменения санитарно-эпидемиологической ситуации, а также при реконструкции, изменении в технологическом процессе и т.д.(п. 4.9 МУ 2.2.9.2493-09).

Санитарно-гигиенические паспорта составлены и согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Омской области в надлежащем порядке, являются действующими до 01.12.2021 года.

Из материалов дела об административном правонарушении не следует, что имеется какое-либо из оснований, указанных в п.4.9 МУ 2.2.9.2493-09, а судом не установлены изменения в технологическом процессе структурных подразделений АО «ТГК-11» - ТЭЦ 3,4,5. Следовательно, оснований для внесения изменений в действующие паспорта, нет.

Материалы дела об административном правонарушении, по убеждению районного суда, не содержат доказательств, позволяющих подвергать сомнению действующие санитарно-гигиенические паспорта канцерогенноопасной организации. Как следствие, постановление о назначении административного наказания в названной части подлежит изменению путем исключения выводов о виновности в совершении данных действий из мотивировочной части постановления.

Относительно третьей группы доводов (не осуществлен производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг - программы производственного контроля АО «ТГК-11», утвержденные: на СП «ТЭЦ-3» 09.01.2019г., СП «ТЭЦ-4» 27.03.2018г., СП «ТЭЦ-5» 14.01.2019г., требуют доработки и корректировки) суд соглашается с обжалуемым постановлением и доводами Управления Роспотребнадзора по Омской области о наличии в действиях АО «ТГК-11» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в том числе, письменного отзыва Управления Роспотребнадзора по Омской области, согласно акта проверки и предписания № 5015/вп от 01.02.2012 г. при проведении внеплановой документарной проверки на основании извещения о подозрении хронического профессионального заболевания у электросварщика ручной сварки ТТЦ СП ТЭЦ-4 Львова В.И. (извещение № 12 от 12.12.2011г. МУЗ «ГП №4») по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований воздуха рабочей зоны, проводимых в рамках аттестации рабочего места № 67 от 2010г., установлено, что содержание диоксида кремния в воздухе рабочей зоны на рабочем месте электросварщика Львова В.И. фактически составило 1,65 мг/м.куб., при предельно допустимой концентрации 1,0 мг/м.куб. (л.д.____ том № ____).

Помимо этого, в карте аттестации № 7 рабочего места по условиям труда в качестве физического производственного фактора трудового процесса электросварщика ручной сварки СП ТЭЦ-3 указан сварочный аэрозоль с превышением его фактического уровня (9,35) над ПДК (1,0) (л.д.134-138 том 1); в карте аттестации рабочего места по условиям труда № 67 в качестве химического фактора производственной среды и трудового процесса электросварщика ручной дуговой сварки СП ТЭЦ-4 указан кремния диоксид (общая масса аэрозоля)с превышением его фактического уровня (1,65) над ПДК (1,0) (л.д.144-147 том 1); в карте аттестации рабочего места по условиям труда № 13 в качестве химического фактора производственной среды и трудового процесса газосварщика СП ТЭЦ-3 указан кремния диоксид (общая масса аэрозоля) с превышением его фактического уровня (3,8) над ПДК (3,0) (л.д.148-151 том 1); в карте аттестации рабочего места по условиям труда № 13, 13-1а, 13-2а, 13-3а в качестве химического фактора производственной среды и трудового процесса электросварщика ручной сварки СП ТЭЦ-3 указан сварочный аэрозоль (при содержании кремния диоксида аморфного не более 10 %) с превышением его фактического уровня (1,87) над ПДК (1,0) (л.д.152-155 том 1); в списке контингента работников СП ТЭЦ-3, подлежащего прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра в 2019 году, в качестве вредных и (или) опасных производственных факторов электросварщика ручной сварки пятого и шестого разряда, газосварщика пятого разряда указаны сварочные аэрозоли (л.д.102-122 том 4), в списке контингента работников СП ТЭЦ-4, подлежащего прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра в 2019 году, в качестве вредных и (или) опасных производственных факторов электросварщика ручной сварки, электрогазосварщика (КПУС), электрогазосварщика указаны кремнийсодержащие сварочные аэрозоли (л.д. 123-147 том 4), в списке контингента работников СП ТЭЦ-5, подлежащего прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра в 2019 году, в качестве вредных и (или) опасных производственных факторов электрогазосварщика указаны сварочные аэрозоли (л.д.148-167, том 4).

Доводы АО «ТГК-11» относительно отсутствия в деятельности юридического лица химических веществ (сварочный аэрозоль, а именно кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%) суд отвергает, поскольку материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют об обратном.

Исключение судом указанных выше выводов о виновности из текста постановления не влияют на правильность обжалуемого постановления в части назначения наказания АО «ТГК-11».

Суд отмечает, что АО «ТГК-11» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в неосуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг - программы производственного контроля АО «ТГК-11», утвержденные: на СП «ТЭЦ-3» 09.01.2019г., СП «ТЭЦ-4» 27.03.2018г., СП «ТЭЦ-5» 14.01.2019г., требуют доработки и корректировки в связи с тем, что: в разделах «План лабораторного контроля на рабочих местах» не в полном объеме указан перечень химических веществ, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний и не в полном объеме проведены лабораторно-инструментальные исследования в рамках производственного контроля с периодичностью в соответствии с санитарными требованиями - не включены в программы производственного контроля и не проведены замеры вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах электрогазосварщиков (сварочный аэрозоль (кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации с содержанием каждого из них не более 10%), что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков привлечения к административной ответственности и в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, назначенное наказание является минимальным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Ускова П.А. № 661/20 от 26.08.2020 года изменить, исключив из мотивировочной части постановления указание на вину АО «Территориальная генерирующая компания № 11» в части не обеспечения контроля за прохождением профилактического медицинского осмотра работников организации и не обеспечения в полном объеме определения перечня канцерогенных факторов в паспортах канцерогенно-опасных производств от 01.12.2016.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Территориальная генерирующая компания № 11» Храмых П.П. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья М.М.Сафронов