Дело №2-5598/2023
УИД 55RS0007-01-2023-006248-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 25 декабря 2023 года
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рерих Ю.С., при секретаре Пировой Я.О., с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности внести корректировку в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, изменив размер индивидуального пенсионного коэффициента, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. При проверке сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета (форма СЗИ-ИЛС) обнаружил, что величина его индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не соответствует норме, установленной приложением 4 «Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента» Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». С ДД.ММ.ГГГГ истец является индивидуальным предпринимателем, регулярно и в максимальном размере производит оплату страховых взносов. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени происходит расхождение с установленным максимальным ИПК, который ежегодно увеличивается, несмотря на то, что он ежегодно производит перечисление максимального размера страховых взносов.
Суммы поступивших страховых взносов учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по установленным нормативам. Согласно части 18 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по соответствующей формуле.
Полагает, что со стороны Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области при расчете ИПК, занижает его размер по сравнению с максимальной величиной ИПК, тем самым, нарушая его права на полное пенсионное обеспечение.
Просит суд обязать ответчика внести корректировку в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, изменив величину ИПК в ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>, в величину ИПК в ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты>. Взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО6 исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить, полагали, что ответчик, при расчете ИПК необоснованно с суммы уплаченных страховых взносов исчисляет не 16%, а 27,2%.
Представитель ответчика – по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на основании пункта 2.1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 3167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» тариф страхового взноса для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше составляет 22,0% на финансирование страховой части трудовой пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ – на финансирование страховой пенсии), из них: 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.
Согласно сведений индивидуального лицевого счета истца, начиная с 2015 года за каждый календарный год индивидуальная часть тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии рассчитывается по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Проверив доводы истца, ответчика, выслушав стороны, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Из представленных суду материалов дела следует, что истец зарегистрирован в Отделении СФР по Омской области в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и его пенсионные права, включая индивидуальный пенсионный коэффициент, формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых от <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ гг. (включительно) истец, уплачивая страховые взносы на свое пенсионное обеспечение, получал предельную величину ИПК. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года размер ИПК не соответствует максимальному значению.
Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец, не оспаривая формулу расчета ИПК, оспаривает расчет суммы страховых взносов на страховую пенсию. Полагает, что предоставленный представителем ответчика расчет применив в части наемного работника, за которого работодатель уплачивает страховые взносы. Утверждает, что страховые взносы для <данные изъяты> за себя оплачивает по иной схеме – <данные изъяты> в зависимости от своего дохода оплачивает фиксированную сумму страховых взносов и дополнительную сумму страховых взносов, идущую на страховую пенсию – 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, но не больше суммы, рассчитанной по формуле (МРОТх8х12) для: ДД.ММ.ГГГГ г. – 259584 рубля. Эти суммы страховых взносов оплачивает ИП за себя исходя из своих доходов. А Отделение СФР принимает сумму оплаченных страховых взносов – за доход и дополнительно уменьшает на 27,2%, в дальнейшем применяя заниженную сумму страховых взносов, производя деление ее на нормативный размер страховых взносов в формуле расчет ИПК, тем самым уменьшая начисление пенсионных баллов. При большей уплате страховых взносов, ежегодно баллы для начисления страховой пенсии уменьшаются.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что формула расчета ИПК с ДД.ММ.ГГГГ года не менялась, расчет по ней производился одинаково. Предположил, что увеличение нормативного размера страховых взносов в календарном году повлекло за собой уменьшение размера ИПК в календарном году.
Разрешая заявленные истцом исковые требования, суд исходит из следующего.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, и нотариусов, занимающихся частной практикой), в качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в фиксированном размере, который до 1 января 2017 года определялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (части 1.1, 1.2 и 2 статьи 14), а после указанной календарной даты устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение страхового обеспечения (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О, от 25 января 2012 года N 226-О-О и от 25 января 2018 года N 43-О).
Кроме того, для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые после установления им в системе обязательного пенсионного страхования страховой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой пенсии исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера пенсии при ее назначении, переводе с одного вида пенсии на другой либо предыдущем перерасчете (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), и таким образом уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года N 186-О-П, от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О, от 25 января 2012 года N 3-О-О и др.).
Пункт 3 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает, что отдельные категории лиц, наделенных правом добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе плательщики страховых взносов в фиксированном размере - в части, превышающей этот размер), вступают в такие правоотношения и прекращают их путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При ответе № от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Омской области на обращение истца, ему разъяснялся способ увеличения ИПК, в частности его право вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве застрахованного лица, осуществляющего уплату страховых взносов в фиксированном размере в части, превышающей этот размер. Разъяснен порядок вступления и прекращения таких правоотношений, их перспектива и последствия.
Истец указанным правом не воспользовался, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Вопреки доводам истца, исходя из системного толкования вышеприведенных норм действующего законодательства о пенсионном обеспечении следует, что индивидуальные предприниматели платят страховые взносы в фиксированном размере, который установлен законом. Периоды, за которые индивидуальный предприниматель перечислил страховые взносы, засчитываются в его стаж для расчета пенсии. Пенсионный возраст, минимальный стаж и количества пенсионных коэффициентов для индивидуальных предпринимателей рассчитываются по общим правилам.
Часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливает единый для всех застрахованных лиц порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение соотносимости размера страховой пенсии как одного из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и уплаченных на эти цели страховых взносов, в связи с чем, вопреки утверждению заявителя, не может рассматриваться как ущемляющее в системе обязательного пенсионного страхования какие-либо права индивидуальных предпринимателей, которым наряду с возможностью приобретения права на пенсию независимо от получения дохода, не являющегося для них постоянным и гарантированным, предоставляется право добровольной уплаты страховых взносов в части, превышающей фиксированный размер, в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях формирования пенсионных прав в более значительном объеме (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 28 января 2020 года N 5-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 164-О, от 12 мая 2005 года N 183-О, от 25 января 2018 года N 43-О и др.).
Обращаясь с заявленными исковыми требованиями, истец по сути, ставит на разрешение суда вопрос об установлении иного порядка определения величины индивидуального пенсионного коэффициента для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, что не относится к полномочиям суда, а составляет прерогативу федерального законодателя.
Что касается требований о нарушениях со стороны ответчика прав истца на полное пенсионное обеспечение, то в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, доводы истца о нарушении со стороны ответчика его пенсионных прав при расчете ИПК, не подтверждены, произведенный ОСФР по Омской области расчет ИПК истца сомнений не вызывает, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области об обязании внести корректировку в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица ФИО2, изменить индивидуальный пенсионный коэффициент в ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> изменить индивидуальный пенсионный коэффициент в ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска.
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2023 года.
Судья Ю.С. Рерих