НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Омска (Омская область) от 22.11.2010 № 2-2925

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-2925/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центрального районного суда г. Омска в составе председательствующего Щеглакова Г.Г., при секретаре Хомяковой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 22 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Кузнецовой А.Ф. к Военному Комиссариату Омской области, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании сумм и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кузнецова А.Ф. обратилась в суд с названным иском, указывая в обоснование, что 03.03.2007 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 270, согласно которому за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г., которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий». Истец является вдовой К., умершего 20 июля 1990 года, который был участником Великой Отечественной войны. Истцу стало известно о том, что государство оплачивает изготовление и установку памятников для данной категории лиц, в связи с чем, обратилась в Военный комиссариат САО г.Омска, указав, что памятник мужу уже установлен и истец просит выплатить ей компенсацию, на что получила разъяснение, что все понесенные расходы подлежат компенсации в случае представления необходимых документов с представлением фотографии установленного памятника.

22.05.2007 года истец, собрав необходимый пакет документов с приложенными фотографиями памятника, сдала документы на выплату компенсации, 01.08.2007 года открыла счет в Сбербанке России для перевода компенсации, как ей было рекомендовано в Военкомате. После продолжительного времени она вновь обратилась в Военный комиссариат, где получила ответ о том, что никакая компенсация по выплате ей не подлежит, так как Указ президента РФ № 270 от 03.03.2007 года вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 07.03.2007 года, следовательно, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации оплачиваются только памятники вышеуказанным защитникам Отечества, изготовленные и установленные, начиная с 07.03.2007 года.

Истец после получения отказа в выплате компенсации обращалась во всевозможные инстанции для получения ответа, зачем от нее требовали собирать пакет документов и фотографии, заранее зная об отсутствии права на получение компенсации, которые направлялись для рассмотрения по существу в Военный комиссариат Омской области.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную защиту прав и свобод, при этом она же указывает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В данном случае в результате дезинформации должностными лицами государственных органов, истец была вынуждена заниматься бесполезным сбором документов.

Считает, что действиями должностных лиц Военного комиссариата Омской области ей причинен моральный вред, который выразился в дезинформации и направлении истца за сбором бесполезных документов.

Просит взыскать с МФ РФ за счет средств казны РФ компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб.

В порядке ст.39 ГПК РФ истец увеличила размер исковых требований, просит взыскать с МФ РФ за счет средств казны РФ компенсацию за установленный памятник в размере 15 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб., взыскать расходы по оплате услуг юриста в сумме 3 000 руб. за составление ходатайства и искового заявления.

В судебном заседании истец Кузнецова А.Ф. исковые требования и уточнения к ним поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Омской области Зарубина И.Ю. по доверенности исковые требования истца и уточнения к ним не признала в полном объеме. В обоснование указала, что государство закрепило социальную гарантию на изготовление и установку надгробного памятника участникам войны за счет Министерства обороны в Законе РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1 (ст. 18, п. 7). Закон был введен в действие 1 января 1993 года. По правилам юриспруденции, если нет специальных указаний законодателя, норма права начинает регулировать правоотношения, возникающие после ее вступления в юридическую силу. Иными словами, изготовление и установка памятника за счет Министерства обороны гарантированы только в тех случаях, когда смерть участника войны наступила после 31 декабря 1992 года. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробного памятника умершему участнику ВОВ, возмещаются за счёт средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, вступил в силу с 25 января 1995 г. Таким образом, действие данного закона распространяется на правоотношения, возникшие после 25 января 1995 г. В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом № 500 Министра обороны РФ от 5 ноября 2000 года (с последующими изменениями и дополнениями), военными комиссариатами за счет средств, выделяемых Министерству обороны из федерального бюджета, производится оплата следующих ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения; перевозка в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела к месту погребения (кремации); погребение (кремация). Оплата вышеуказанных ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами. Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Чтобы получить положенные суммы, необходимо представить в военный комиссариат следующие документы: заявление на имя военного комиссара; счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполняемых работ); свидетельство о смерти (подлинник и копию); справку о месте захоронения; удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы, удостоверение ветерана военной службы (подлинники и копии). В соответствии с п. 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утверждённого приказом Министерства обороны РФ от 13.01.2008 г. № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан...» оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ, в том числе инвалидам ВОВ, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учёта за счёт средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Постановлением Правительства от 06.05.1994 г. № 460. являющиеся родственниками умершего или не участвовавшие в похоронах, но взявшие на себя расходы по изготовлению и установке надгробных памятников, не лишены права получить возмещение понесенных расходов. Действующим законодательством предусмотрено право на возмещение фактических расходов по изготовлению и установке памятника участнику Великой Отечественной войны, а не компенсации за установку памятника. В соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ истец обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основании своих требований, однако в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что именно Кузнецова А.Ф. понесла расходы по изготовлению и установке памятника умершего, а не иные родственники, законные представители или лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти умершего; истцом не представлены документы подтверждающие фактические затраты (документы об оплате), необходимые для подтверждения факта изготовления и установки памятника за счёт собственных средств, а не за счёт средств государства. Поскольку памятник К. был изготовлен и установлен в 1992 г., следовательно, и расходы были понесены до вступления вышеуказанных законов в законную силу. Указом Президента РФ от 30.03.2007 г. № 270 предусмотрено, что за счёт средств федерального бюджета в порядке, определённом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам (, умершим в период с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г., которые в соответствии с законом о ветеранах признаются участниками ВОВ. Так как муж Кузнецовой А.Ф., являясь участником Великой отечественной войны, умер 20 июля 1990 г., то возможны изготовление и установка на его могиле памятника за счёт средств федерального бюджета, однако денежная компенсация за ранее установленный памятник не предусмотрена. Требования Кузнецовой А.Ф. о возмещении морального вреда в размере 60 000 руб. считает необоснованными, поскольку для наступления ответственности в соответствии со ст.ст. 1069, 151, 1099-1101 ГК РФ необходимо наличие общего состава правонарушения, предусмотренного ст. 1064 ГК РФ - вины лица, обязанного к возмещению вреда; противоправность деяния лица; юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом. Указал, что для возмещения расходов по изготовлению и установке памятника необходимо обладать правом на возмещение расходов и предъявить в военный комиссариат необходимый пакет документов (в том числе документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника. Так как фактические расходы были понесены истцом в 1992 г., т. е. до вступления в силу Федерального закона «О ветеранах», а Указом 270 компенсация за установленный ранее памятник не предусмотрена, в силу этого истец не обладает правом на возмещение расходов за установку надгробного памятника. Во всех имеющихся в материалах дела ответах содержится информация о невозможности произвести возмещение расходов за ранее установленный памятник. В связи с тем, что у Кузнецовой А.Ф. отсутствовали документы, подтверждающие установку памятника на могиле мужа, а также отсутствовали документы подтверждающие затраты по установке памятника, ей было предложено составить акт о наличии памятника на месте захоронения. Данный акт был составлен комиссией 13 июля 2007 г., однако он не подтверждает право истца на компенсацию, он подтверждает наличие памятника на могиле умершего. Обращает внимание суда на то, что Кузнецовой А.Ф. в генеральную прокуратуру была направлена жалоба на действия военного комиссариата Омской области, однако по результатам проверки органами прокуратуры, виновных действий нарушающих права Кузнецовой А.Ф. со стороны военного комиссариата Омской области не установлено. В обоснование морального вреда истцом представлены медицинские документы, содержащие сведения о диагнозах последней. Однако документального подтверждения причинно-следственной связи между имеющимися заболеваниями Кузнецовой А.Ф и действиями должностных лиц военного комиссариата Омской области не установлено. Считает, что заболевания, имеющиеся у Кузнецовой А.Ф., возникли у неё в результате переживаний, связанных с гибелью близких ей людей, а также в силу преклонного возраста. В связи с тем, что Кузнецова А.Ф. считает, что право на получение компенсации за установку памятника у неё возникло ранее на основании Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1 (ст. 18, п. 7) и Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и в своём объяснении, поступившем военный комиссариат Кировского и Советского АО г. Омска, она указывает, что ранее уже обращалась за выплатой компенсации за установку надгробного памятника, но ей было отказано, соответственно начиная с 1993 года, Кузнецова А.Ф. уже получила отказ военного комиссариата о выплате данной компенсации, однако в суд за защитой своих прав не обращалась, тем самым согласилась с данными обстоятельствами и не оспаривала их. Кузнецовой А.Ф. пропущен общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ для обращения в суд за защитой своих прав.

В судебное заседание представитель ответчика МФ РФ, извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что МФ РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как из смысла норм ГК РФ и БК РФ следует, что казну Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, должны представлять главные распорядители средств федерального бюджета. По данному делу истец считает, что вред причинен действиями (бездействием) Военного комиссариата Омской области. Следовательно, по подведомственной принадлежности в соответствии со ст. 158 БК РФ главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство обороны Российской Федерации. Надлежащим ответчиком и в рамках данных требований истца считаем Министерство обороны Российской Федерации. Также указал, что возмещению подлежат фактические расходы, понесенные после 25 января 1995 года (после вступления в силу закона о ветеранах) родственниками, законными представители или иными лицами, взявшими на себя обязанности по увековечению памяти умершего, и подтвержденные документами об их оплате. Ходатайство об увеличении исковых требований, в котором истцом заявлено о взыскании компенсации за установление памятника в размере 15 000 руб., поступило в Центральный районный суд г.Омска 20 августа 2010 года. В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, с момента вступления в силу закона о ветеранах в 1995 году до момента обращения истца в 2010 году в суд прошло более 15 лет. Соответственно, срок исковой данности истцом пропущен.

В судебное заседание представитель ответчика Министерство обороны РФ, извещенный надлежаще, не явился, письменного отзыва не прислал.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Порядок выплаты за счет средств Министерства обороны РФ денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников разработаны и определены в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 г. №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».

Ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает возмещение за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника умершему участнику ВОВ, такое возмещение реализуется после 25.01.1995 г., так как данный Закон введен в действие с 25.01.1995 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.03.2007 г. № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников великой отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» участникам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники. Гарантии государства по изготовлению и установке надгробных памятников, предусмотренные настоящим Указом, не предоставляются в случае, если лицу из числа названных в пункте 1 настоящего Указа был изготовлен и установлен надгробный памятник за счет государства либо была осуществлена оплата за счет государства изготовления и установки надгробного памятника такому лицу.

Данный Указ Президента РФ вступил в силу с 07.03.2007 г. В связи с чем, за счет средств МО РФ изготавливаются и устанавливаются только те памятники, которые изготовлены и установлены с 07.03.2007 г.

В судебном заседании установлено, что 12.07.2007 г. Кузнецова А.Ф. обратилась в Военный комиссариат Советского АО г.Омска с заявлением о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробного памятника умершему 20.07.1990 г. мужу К., приложив к заявлению объяснительную, свидетельство о смерти, справку с места захоронения, льготное удостоверение, справку, подтверждающую льготу (л.д.107).

26.10.2007 г. Кузнецовой А.Ф. военным комиссариатом КАО и САО г.Омска дан ответ, что согласно Указу Президента РФ от 03.03.2007 г. № 270 за счет средств МО РФ оплачиваются памятники, только изготовленные и установленные начиная с 07.03.2007 г. Ссылки на то, что оплате подлежат изготовленные и установленные памятники до указанной даты, в Указе не имеется. Денежные средства на оплату таких памятников МО РФ не выделяются (л.д.114).

Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет сделать вывод, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» гражданин имеет право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников, а в соответствии с Указом Президента РФ от 03.03.2007 г. № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников великой отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» имеет право на изготовление и установку надгробных памятников за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом МО РФ от 13.01.2008 г. № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Постановлением № 460.

В рассматриваемом случае имеет место быть ситуация, при которой истец имеет право на изготовление и установку надгробного памятника мужу К., умершему участнику ВОВ. Для реализации истцом данного права необходимо в военный комиссариат по месту захоронения или учета умершего представить следующие документы заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле. Данный перечень документов предусмотрен Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Истцу разъяснено право на обращение с соответствующим заявлением в Военный комиссариат.

Вместе с тем, судом установлено, что при обращении истца за возмещением расходов на изготовление и установку надгробного памятника ей не представлен документ, подтверждающий несение Кузнецовой А.Ф. расходов на оплату изготовления и установки памятника, в деле представлены лишь документы, подтверждающие факт изготовления и установки К. памятника, что подтверждается актом от 13.07.2007 г., составленным комиссией, утвержденным военным комиссариатом КАО и САО г.Омска 18.07.2007 г. (л.д.111). Факт изготовления и установки памятника ответчиками Военным комиссариатом Омской области и МФ РФ не оспаривается. Однако, для возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника необходимо наличие платежного документа, подтверждающего такие расходы, несение расходов именно истцом, а не подтверждение факта изготовления и установки самого памятника.

Кузнецовой А.Ф. также разъяснено право обращения в Военный комиссариат для реализации права на изготовление и установку надгробного памятника мужу, предоставленное Указом Президента РФ от 03.03.2007 г. № 270.

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Что касается указания представителей ответчиков Военного комиссариата Омской области и МФ РФ на пропуск истцом срока исковой давности по вопросу выплаты компенсации за изготовленный памятник, то в Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников отсутствует указание на то, что получить возмещение можно без ограничения срока.

Вместе с тем, отсутствие этого указания не лишает граждан права обратиться за возмещением расходов в любой срок после похорон и установки надгробного памятника.

Следовательно, ссылка ответчиков на пропуск исковой давности является несостоятельной.

В ходе судебного следствия установлено, что после получения отказа по выплате компенсации за изготовленный памятник Кузнецова А.Ф. неоднократно обращалась по данному вопросу в Военный комиссариат Омской области, к Президенту РФ, в Управление по работе с обращениями граждан МО РФ, в Генеральную прокуратуру РФ (л.д.9, 10, 11, 12,16,17,29), на что ей были даны аргументированные ответы о том, что ее заявления по вопросу возмещения расходов за изготовление и установку памятника участнику ВОВ рассмотрены, разъяснено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 03.03.2007 г. № 270 за счет средств МО РФ оплачиваются только памятники, изготовленные и установленные начиная с 07.03.2007 г. Компенсации за ранее изготовленные и установленные памятники данным Указом не предусмотрены.

Из вышеперечисленных ответов следует, что Кузнецовой А.Ф. отказывается в оплате понесенных расходов, связанных с сооружением надгробья на могиле мужа, именно в контексте Указа Президента РФ от 03.03.2007 г. № 270 (л.д.26,27,28,29,64,65,66,71,72).

Что же касается рассмотрения представленных истцом в Военный комиссариат КАО и САО г.Омска документов для оплаты изготовленного и установленного К. памятника, то отказ в возмещении таких расходов связан с тем фактом, что Кузнецова А.Ф. не представила документов в подтверждение несения таких расходов.

В связи с чем, 29.10.2007 г. военный комиссар Омской области обратился в Главное финансово-экономическое управление МО РФ с просьбой в порядке исключения рассмотреть вопрос об оплате надгробного памятника участнику ВОВ К., вдова Кузнецова А.Ф. оплатила изготовление и установку памятника, но документы не сохранила (л.д.95). 22.02.2008 г. военному комиссару Омской области из Управления социального обеспечения МО РФ направлен ответ, что памятник К. был изготовлен и установлен в 1992 г. до вступления в действие Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, то Минобороны России не может оплатить понесенные расходы, связанные с сооружением надгробья на его могиле (л.д.12). Военным комиссарам АО г.Омска также дано разъяснение от начальника центра - помощника военного комиссара по социальному обеспечению о том, что за счет средств МО РФ оплачиваются только памятники защитникам отечества, изготовленные и установленные начиная с 07.03.2007 г. (л.д.13).

Таким образом, утверждения истца о том, что ей необоснованно отказано в возмещении расходов по оплате изготовленного и установленного К. памятника, не соответствуют действительности.

На основании ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г., 6 февраля 2007 г.), в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Общие основания возникновения права на компенсацию морального вреда перечислены в ст.ст. 151, 1099, 1100 ГК РФ. Компенсация морального вреда относится к обязательствам вследствие причинения вреда и регулируется положениями глав 8, 59 ГК РФ.

На основании ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств причинно-следственной связи между ухудшением здоровья Кузнецовой А.Ф. и обращениями истца в различные инстанции по выплате компенсации.

В связи с чем, требование истца о взыскании компенсации морального вреда является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Требование истца о взыскании расходов по оплате услуг юриста не подлежат удовлетворению, так как является производным от основных требований о взыскании компенсации за установленный памятник, компенсации морального вреда, в удовлетворении которых истцу отказано за необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Решил:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой А.Ф. к Военному Комиссариату Омской области, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании сумм и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

Судья: Г.Г. Щеглаков