НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Омска (Омская область) от 14.12.2011 № 2-5860

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-5860/2011

Решение

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Ликеро-водочный завод «ОША» о возложении обязанности по созданию (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

установил:

Прокуратура Центрального АО г. Омска обратилось в суд с вышеназванным заявлением, указав, что по материалам ГУ государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ООО «Ликеро-водочный завод «ОША». Так, п. 1 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусмотрена обязанность работодателя содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со ст. 22 указанного ФЗ специальные рабочие места для инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Требования к организации труда инвалидов также содержатся в Законе Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлении Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». В июле 2010 года специалистами ГУ государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ООО «Ликеро-водочный завод «ОША», прокуратурой Центрального АО г. Омска в октярбе 2011 года проведена дополнительная проверка, которой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место инвалида в установленном порядке не аттестовано. Бездействием ответчика нарушаются права на труд указанной категории граждан, имеющих право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством РФ. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, просит признать бездействие ответчика по необеспечению установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащим ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов», ст.ст. 3,6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», обязать ответчика выполнить требования закона: создать специальное рабочее место для инвалида в соответствии с квотой.

В судебном заседании представитель прокуратуры Центрального АО г. Омска Мишкина А.В. уточнила исковые требования, в связи с выполнением ответчиком установленной квоты и трудоустройством на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, просит обязать ответчика в срок до 30 апреля 2012 года создать (оборудовать) специальное рабочее место для трудоустройства инвалида.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Курсевич А.И. иск не признала. Пояснила, что обязанность по квотированию рабочих мест выполняется ООО надлежащим образом. В настоящее время в ООО работает 11 инвалидов, при квоте - 8. Отказа в приёме на работу инвалида не было. ООО ежемесячно подаются списки в службу занятости о наличии мест. Организовать специальное рабочее место для инвалида до его приема на работу, то есть до представления им индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) невозможно. У работающих в ООО инвалидов ИПР не предусматривает организацию специального рабочего места. Для оформления ИПР инвалиды должны обратиться в Бюро МСЭ, однако работающие инвалиды обращаться в Бюро СМЭ отказываются. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель ГУ государственная служба занятости населения Омской области Тарабанов А.И., действующий на основании доверенности, пояснил суду, что иск прокурора обоснован. Согласно Закону Омской области № 1174-ОЗ от 21 июля 2009 года обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов считается выполненной с момента трудоустройства инвалида. Законом не предусмотрена обязанность службы занятости населения по трудоустройству инвалидов для выполнения работодателями обязанности по квотированию. Обустройство специального рабочего места может быть выполнено различными способами, предусмотренными законом, в том числе, и до приема инвалида на работу.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из акта проверки от 12 июля 2011 года, составленного на основании распоряжения ГУ государственная служба занятости населения Омской области от 09 июня 2011 года № 64-рк, в отношении соблюдения ответчиком требований, установленных муниципальным законодательством, следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами: несоблюдение квоты для трудоустройства инвалидов, неисполнение обязанности по созданию (выделению) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии с п.1 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», ст.ст. 21, 22 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», подп. 2 п.1 постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» (л.д. 5-6).

По результатам проверки ГУ государственная служба занятости населения Омской области в адрес заявителя было выдано Предписание № 150 от 12 июля 2011 года об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области (л.д. 7-9).

При этом на ООО возложена обязанность в срок до 19 сентября 2011 года по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также по обеспечению создания (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Из ответов от 16 сентября 2011 года на указанное предписание следует, что специальное рабочее место в ООО не создано, квота для трудоустройства инвалидов выполнена (л.д. 11-4).

На момент рассмотрения дела ответчиком представлено информационное письмо от 14 декабря 2011 года, из которого следует, что среднесписочная численность работников ООО составляет 253 человека, количество работающих инвалидов - 11 человек (л.д. 77).

В соответствии с п. п. «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель должен оказывать содействие государственной политике занятости населения, в том числе, путём соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Положениями ст.ст. 20-22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Кроме этого, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

На работодателей также возложена обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение положения вышеуказанного закона на территории Омской области принят Закон Омской области от 21 июля 2011 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области».

В соответствии с положениями ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2011года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством.

Организация обязана ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчётным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию:

необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе:

- о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов;

- о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности);

- об условиях и режиме труда;

- о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.

Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приёма на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приёма на работу инвалидов.

Из материалов дела следует, что среднесписочная численность ООО «Ликеро-водочный завод «ОША» составляет 253 работника, размер установленной квоты рабочих мест для инвалидов составляет 8 единиц. В настоящий момент в организации трудоустроены11 работников, являющихся инвалидами (л.д. 77).

Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось, как и тот факт, что заявитель выполняет обязанность по ежемесячному предоставлению информации в центр занятости о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов, о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности), об условиях и режиме труда.

Обязанность по квотированию рабочих мест считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приёма на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приёма на работу инвалидов.

Как следует из изложенного выше, на работодателя также возложена обязанность по созданию (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которая ООО не выполнена. Вышеуказанная обязанность должна быть выполнена независимо от принятия на работу инвалида.

Из ответа от 22 сентября 2011 года ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» (л.д. 71) на обращение ООО от 05 сентября 2011 года (л.д. 70) следует, что ряду работников ответчика (6 работников-инвалидов), в частности, А. возможно создание специального рабочего места, для чего необходимо оформить направление на МСЭ в поликлинике по месту наблюдения (форма 088/у-06) и обратиться в Бюро МСЭ № 6, где последней будут разработаны необходимые трудовые рекомендации. Доказательств принятия ответчиком мер в данном направлении в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая требования закона Омской области, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности в срок до 30 апреля 2012 года создать (оборудовать) специальное рабочее место для трудоустройства инвалида.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» в срок до 30 апреля 2012 года создать (оборудовать) специальное рабочее место для трудоустройства инвалида.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней после изготовления решения в окончательном виде.

Судья Э.Н. Попова