Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4150/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Патрушева Ю.В.
при секретаре судебного заседания Беляковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
07 сентября 2011 года
гражданское дело по иску Фурсовой Н.Я., Фурсовой И.Г. к Управлению Росреестра по Омской области, Правительства Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Администрации города Омска, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» об изменении разрешенного вида использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, утверждая, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 808 кв.м. расположенный по адресу «Б» и принадлежит на праве собственности Фурсовой Н.Я.. В период с 20.09.2008г. по 23.11.2009 г. принадлежал Фурсовой И.Г.. Земельный участок был выделен для жилищных нужд под индивидуальную застройку и до 27.12.2007 г. в соответствии с государственной оценкой земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36 составляла не более 500 000 рублей.
Однако с января 2008 г. кадастровая стоимость земельного участка увеличилась до 3 901 088 рублей 64 копеек, а также изменился вид разрешенного использования.
На обращение истцов в ФЗУ «ЗКП» по Омской области был получен ответ, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 3 901 088,64 была внесена в ГКН 27 декабря 2007 г. в соответствии с результатами государственной оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района № согласно Постановления Правительства Омской области « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района №» от 27.12.2007 г. № 174-п. Кроме того изменился разрешенный вид использования земельного участка, хотя смежные участки остались все в прежнем состоянии.
Основания изменения разрешенного вида использования земельного участка и увеличение стоимости никто не доводил до сведения, данные сведения истцы узнали только после того как налоговая служба обратилась в суд о взыскании налога на земельный участок.
В настоящее время мне стало известно, что результаты работ по определению кадастровой стоимостей земельных участков принятые Правительством Омской области от 19. 12 2007 г. № 174 -п и от 26. 11.2008 № 193-п « о внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. № 174-п «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» незаконными.
Однако изменения ГКН в связи с признанием указанных документов незаконными внесены не были.
На основании заявления Фурсовой Н.Я. с 11.08.2010 г. в вид разрешенного использования и в кадастровую стоимость внесли изменения и стоимость составила 825 832, 56 руб., с удельным показателем кадастровой стоимости 1022,07 руб., вид разрешенного использования стал индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками ( не более трех этажей) для жилищных нужд под строение. Ей был выдан новый кадастровый паспорт земельного участка от 13.08.2010 г.
Однако не внесены изменения за 2008- 2009 г. и с 01.01.2010 г. по 10.08.2010 г. что существенно нарушает права истцов, как плательщиков налога, так они должны выплатить налог в повышенном размере и в настоящее время, в суде находится иск налогового органа о взыскании с истцов налога.
Просят суд: признать незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 3 901 088, 64 рублей удельный показатель кадастровой стоимости 4828,08 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:090103:71 общей площадью 808 кв.м., расположенного по адресу в декабре 2007 г. Признать незаконным действия Росрестра по Омской области по внесению изменения в разрешенный вид использования земельного участка в 2007 г.
Обязать Управление Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости с 27 декабря 2007 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 808 кв.м. в сумме 825 832,56 руб. с удельным показателем стоимости 1022,07 руб. с разрешенным использованием индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более трех этажей).
Обязать Управление Росреестра по Омской области привести в соответствие разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № расположенным по адресу с фактическим использованием с 27 декабря 2007 по 10 августа 2010 г., индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками ( не более трех этажей).
В судебном заседании истицы Фурсова Н.Я. и Фурсова И.Г. исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Омской Джурмий Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила суду, что содержание в государственном земельном кадастре такой характеристики земельного участка как вид разрешенного использования предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшего на момент совершения оспариваемых действий (далее -Закон о ГЗК).
Согласно положениям ст. 7 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о ГЗК, к основным документам государственного земельного кадастра относится Порядок ведения Единого государственного реестра земель, утвержденный приказом Росземкадастра №П/119 от 15.06.2001 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра».
В соответствии с п. 6.2.17 указанного порядка при ведении форм государственного реестра земель кадастрового района, в строку 9 «разрешенное использование» формы Ф 1.1 государственного реестра земель кадастрового района (раздел «Земельные участки») орган, полномочный на осуществление государственного кадастрового учета земельных участков, обязан заносить разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка. Следовательно, законодательно установлено, что цель предоставления земельного участка становится разрешенным использованием земельного участка в случае, если отсутствует соответствующий акт об установлении данной характеристики земельного участка. Иными словами, эти понятия в указанном случае имеют равное значение.
В силу указанных нормативно-правовых требований на основании распоряжения Мэра города Омска от 09.08.2004 №2165-р «О предоставлении Фурсовой Н.Я. земельного участка в Центральном административном округе» в государственный земельный кадастр в 2004 году внесены сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:090103:71 «для жилищных нужд под строение».
На дату формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки (01.01.2007), сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка были такие же, как и на дату постановки на кадастровый учет, а именно: «для жилищных нужд под строение». Иными словами вид разрешенного использования не изменялся в целях государственной кадастровой оценки.
Считают, что заявления Фурсовой Н.Я., Фурсовой И.Г. о незаконности действий по внесению изменений в разрешенный вид использования земельного участка необоснованны, поскольку нельзя признать незаконность действий, которые фактически не совершались.
В виду того, что сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в полном соответствии с документом, имеющим юридическое значение, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителей об обязании Управления привести в соответствие разрешенное использование с фактическим использованием: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей).
Кроме того, порядок, последовательность и сроки осуществления действий по организации государственной кадастровой оценки земель установлены Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 г. №215.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает в качестве одной из процедур: формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Пункт 1.4. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, гласит, что определение кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, осуществляется в следующем порядке: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 (далее - Технические рекомендации) в целях разъяснения указанных выше Методических указаний, установлено, что формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов выполняется в следующем порядке: формирование исходного перечня земельных участков; определение номера вида разрешенного использования земельных участков; присвоение земельным участкам кода классификатора адресов России (далее -кодКЛАДР); формирование Перечней № 1, 2, 3;формирование перечня объектов оценки и перечня земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
В соответствии с п. 2.1. Технических рекомендаций формирование исходного перечня земельных участков производится на основе кадастровых планов территории по форме Таблицы 1 Приложения 3 по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель.
Кадастровый план территории по содержанию должен соответствовать Правилам оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным Росземкадастром 23.04.2004.
Согласно п.2.2. Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2).
При этом Управление акцентирует внимание на том, что:
- в составе формы КПТ отсутствует (не предусмотрено формой) информация о назначении объектов недвижимости, расположенных на земельных участках;
- в таблице 1 (приложение №3 Технических рекомендаций) так же отсутствует (не предусмотрено формой) информация о назначении объектов недвижимости, расположенных на земельных участках;
- в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 №П/119, (п. 6.5) имеющиеся сведения о строениях, сооружениях и их основных характеристиках вносятся в форму Ф.1.3 ЕГРЗ «Сведения о частях и обременениях», сведения которой не участвуют в формировании КПТ, которые в последствии являются основой при формировании перечней объектов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, отнесение земельного участка к одной из 16 групп видов разрешенного использования должно осуществляться исключительно исходя из сведений о разрешенном использовании земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре.
Никакой обязанности на Управление по уточнению, либо выяснению фактического использования земельных участков, целевого назначения зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, законодательством не возлагалось.
Таким образом, исходя из того, что сведения Государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером № («для жилищных нужд под строение») не содержали указания на то, что земельный участок предназначен для размещения домов индивидуальной жилой застройки, Управлением на основании приведенных выше норм права обоснованно отнесен земельный участок к первой группе видов разрешенного использования земельного участка - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки». При этом вид разрешенного использования земельного участка не менялся, было лишь осуществлено определение группы видов разрешенного использования в целях кадастровой оценки.
Определенная исходя из первой группы видов разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 3901088,64 рублей внесена в государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании отчета от 27.11.2007 №05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск», подготовленного омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля», в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района №».
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 №193-п) утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в спорном размере (п. 50196).
Данный нормативно-правовой акт по настоящее время действует, не признан утратившим силу полностью или в соответствующей части в установленном законом порядке. Следовательно, отсутствуют основания для исключения сведений о кадастровой стоимости в размере 3901088,64 рублей.
Кроме того, считают, что истцами пропущен, предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обжалование действий Управления, поскольку после получения ответов из Управления, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области (от 02.04.2010 №06-06/634, 19.07.2010 №52/23463) на заявления о пересмотре кадастровой стоимости в связи с завышенным размером заявителю было известно об основаниях и порядке определения кадастровой стоимости.
Просим в требованиях Фурсовой Н.Я., Фурсовой И.Г. отказать.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области Сосковец А.В., действующий на основании доверенности, требования не признал, пояснил суду, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:090103:71 внесены в ГКН с 11.06.2004 г. Местоположение установлено относительно здания расположенного по адресу: . Площадь земельного участка 808 кв.м. Владеет земельным участком на праве собственности Фурсова Н.Я.. Вид разрешенного использования установлен как «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более трех этажей)».
В соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, Порядок ведения которого утвержден приказом земельного кадастра». При этом, в соответствии с указанным порядком, при ведении форм государственного реестра земель кадастрового района, в строку 9 «разрешенное использование» формы Ф 1.1 государственного реестра земель кадастрового района (раздел «Земельные участки») заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Сведения о виде разрешенного использования были внесены в ГКН на основании представленного в орган кадастрового учета Распоряжения директора департамента №626-р от 17.05.2004г., вид разрешенного использования установлен на основании Решения Омского городского совета № 201 от 10.12.2008 года. Данный земельный участок находится в территориальной зоне Ж2-511 (зона жилой малоэтажной застройки), что подтверждается письмом Омского городского совета от 03.05.2010 года направленного истице по настоящему делу.
В соответствии с требованиями ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Оспариваемые действия Управления Росреестра по Омской области на момент их совершения никаким образом не затрагивали интересов и прав Заявителя, поскольку в то время истица не являлась собственником земельного участка с кадастровым номером №, т.к. свидетельство о праве собственности получено 23.11.2009 года.
Согласно п. 4 ст. 17 Закона «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития РФ № 215 от 28.06.2007г., зарегистрированным в Минюсте РФ за №913 от 26.07.2007г., был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам РФ, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 10 Административного регламента).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, сведения о земельных участках в ГКН вносило Управление Роснедвижимости, но основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках являлся отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
В данном случае Управление Роснедвижимости на основании отчета № 05-09/02, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля», и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», на законных основаниях внесло в ГКН сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка в размере 4828,08 рублей/кв.м. и 3901088.64 рублей соответственно.
В настоящий момент обжалование в судебном порядке Отчета № 05-09/02, подготовленного Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», невозможно, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п (в действующей редакции) не признано недействующим, иное ошибочно указано в исковом заявлении, в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявитель оспаривает действия по внесению кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка со ссылкой на неверное определение вида разрешенного использования, а также то обстоятельство, что об этом виде разрешенного использования заявителю было известно, по меньшей мере, с июля 2010г., с момента начала переписки с государственными органами полагаем, что именно с этого времени начинает течь процессуальный срок на судебную защиту нарушенного права.
Представитель Правительства Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Выслушав истцов, представителей ответчиков, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что Фурсова И.Г. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:090103:71 площадью 808 кв.м. расположенный по адресу г. Омск, предоставленным под индивидуальное жилищное строительство л.д. 11.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности собственником указанного выше земельного участка является Фурсова Н.Я. с 23.11.2009 года л.д. 11 оборот.
Из кадастрового паспорта от 16.03.2010 года видно, что кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости составляет по состоянию на 01.01.2006 года составляла 409 074 руб., по состоянию на 01.01.2009 г. 3 901 088,64 рубля л.д. 6 (оборот).
Указанная кадастровая стоимость земельного участка была определена в процессе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель города Омска и содержится в подготовленном по результатам работ отчете ФГУП ФКЦ «Земля» от 27.11.2007 года № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципальное образования город Омск».
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) 27.12.2007 годе на основании указанного выше Отчета.
В последующем сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в Отчете, были утверждены постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценю земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».
Согласно Отчету земельный участок с кадастровым номером 55:36:090103:71 отнесен к 1 группе вида разрешенного использования (земельные участки предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки).
Расчет кадастровой стоимости производился в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 и утверждена постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 г. № 174-п в редакции постановления правительства омской области от 26.11.2008 г. № 193 и составила 3 901 088,64 рубля.
Из материалов дела следует, что на указанном земельном участке расположен двух этажный жилой дом, общей площадью 182,40 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права л.д.48).
Факт расположения указанного объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090103:71 сторонами не оспаривается.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утверждены правила ведения государственной кадастровой оценки земель.
Названные правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215 (далее -Административный регламент), одной из административных процедур ГКОЗ является формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов.
Согласно Методическим указаниям перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель.
Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:
I. земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;
2. земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;
4. земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
5. земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6. земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;
7. земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
8. земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения;
9. земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
10. земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
11. земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;
12. земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;
13. земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;
14. земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;
15. земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования;
16. земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
Из буквального толкования этих положений следует, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок.
Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.
При этом формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов выполняется в следующем порядке:
- формирование исходного перечня земельных участков;
- определение номера вида разрешенного использования земельных участков.
Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций.
Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков предполагает размещение на них объектов недвижимости соответствующего вида разрешенного использования.
Как правомерно указывает истец, исходя из утвержденного перечня видов разрешенного использования спорный земельный участок должен быть отнесен ко второму виду разрешенного использования, поскольку на данном земельном участке расположен жилой дом (не выше 3 этажей).
Таким образом, территориальное управление федерального органа исполнительной власти при формировании исходного перечня земельных участков и определении вида разрешенного использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель должно было исходить из того, что фактически на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090103:71 расположен 2-х этажный индивидуальный жилой дом. Кадастровая стоимость должна была рассчитываться в соответствии со вторым видом разрешенного использования.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090103:71, рассчитанная в соответствии с первым видом разрешенного использования, не является достоверной.
Суд также отмечает, что в августе 2010 года на основании декларации Фурсовой Н.Я. внесены изменения в кадастровом учете изменений объекта недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № отнесен ко второму виду разрешенного использования и произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, которая составила 825 832,56 рублей л.д. 51-56.
Из вышеуказанного следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка истцов изначально находились в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) на основании Отчета № 05 -09/02 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля».
Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, устанавливает порядок действий заинтересованного лица при обнаружении земельных участков, в отношении которых выявить необходимые сведения в имеющихся ресурсах оказывается невозможным, но не содержит норм, предоставляющих последнему полномочия самостоятельно устанавливать вид разрешенного использования земельного участка.
Административный регламент предписывает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает четко определенные в нем административные процедуры.
Управление Роснедвижимости по Омской области являлось специально уполномоченным государственным органом, наделенным функцией по государственной кадастровой оценке земель, в связи с чем, именно этот орган обязан был обеспечить соблюдение установленного порядка проведения работ по кадастровой оценке и несет ответственность за достоверность результатов оценки земельных участков и, соответственно, за достоверность сведений, внесенных в государственный земельный кадастр.
Установление видов разрешенного использования земельных участков не является компетенцией Управления.
Статья 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» устанавливает, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель населенных пунктов, а также устанавливают разрешенное использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами.
Общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска утвержден решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Решения изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования.
В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером № в графе 9 «Разрешенное использование» указано: для жилищных нужд под строение л.д. 6 (оборот).
В своих возражениях Управление Росреестра по Омской области ссылается на распоряжение департамента недвижимости администрации г. Омска № 1186-р от 24.04.2006 года, которым устанавливалась цель предоставления земельного участка. Поскольку в Управлении не было известно какой именно этажности жилой дом, расположенный на земельном участке, потому земельный участок истца был отнесен к 1 виду разрешенного использования.
С учетом изложенного, суд считает, что вид разрешенного использования земельного участка не может устанавливаться произвольно, Административный регламент не содержит норм, предоставляющих Управлению Роснедвижимости самостоятельно относить земельные участки к какому-либо виду разрешенного использования.
Управление отнесло земельный участок истца к 1 виду разрешенного использования на основании нормативного акта органа местного самоуправления, что привело к существенному увеличению кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, устанавливая вид разрешенного использования земельных участков, в перечень которых был включен и земельный участок истцов, орган местного самоуправления должен был учитывать, что на указанном земельном участке расположено 2-х этажный индивидуальный жилой дом, что в свою очередь отнесено Типовым перечнем видов разрешенного использования, который содержится в Таблице 1 Приложения 2 Технических рекомендаций ко второму виду разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
Расчет земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего истцам, произведен на основании кадастровой стоимости земельного участка, внесенной Управлением Роснедвижимости без основательно.
Поскольку налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется, налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п.4 ст. 391 НК РФ) внесение Управлением Роснедвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка без учета вышеизложенного, повлекло нарушение прав истцов в области налогообложения.
Функции Роснедвижимости и его территориальных органов в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальным органам.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ на физических лиц, которые обладают земельными участками на праве собственности, возложена обязанность по уплате земельного налога. При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и для иных случаев, предусмотренных кодексом, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу стать 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, внесение в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровом номером №, повлекло для него обязанность уплачивать незаконно исчисленный в завышенном размере земельный налог, что, несомненно, нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. При этом пунктом 5 Указа установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
По результатам реорганизационных мероприятий федеральных структур, произведена реорганизация в форме присоединения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - УФАКОН) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области, которое впоследствии было переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
В связи с этим 30.04.2010 года УФАКОН прекратило свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица. Правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о ГКН полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании и решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, с 15.09.2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, суд возлагает на ФГУ «Земельная кадастровая палата» обязанность по исключению с 27 декабря 2007 года из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 808 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, , в размере 3 901 088,64 рублей и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, в размере 825 832,56 рубля, определенную на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земли по 2 виду разрешенного использования.
При этом, суд отклоняет доводы представителей ответчиков о том, что истцом подменен иной порядок оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, поскольку последним оспариваются сведения, послужившие основанием для исчисления земельного налога, - вид разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области исключить с 27 декабря 2007 года из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 808 кв.м, расположенного по адресу: город Омск, улица , в размере 3 901 088 рублей 64 копеек, и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 808 кв.м, расположенного по адресу: город Омск, улица в размере 825 832 рубля 56 копеек, определенную на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земли по 2 виду разрешенного использования для кадастрового квартала №
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней.
Судья