Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
6 августа 2021 года город Омск
Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре Даниловой Е.С., с участием представителя заявителя ФИО1 и представителя ИФНС по КАО <адрес> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление начальника инспекции ИФНС по КАО <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника инспекции ИФНС по КАО <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГФИО3, директор ООО «ТОРТРАНС», привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ в 11.29 при проведении проверки по вопросу соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно -кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в маршрутном автобусе № «ФИО5 – <адрес>» автомобиль ЛУИДОР 2250DS2250DS рег. Знак <***>, деятельность по перевозке пассажиров на котором осуществляет ООО «ТОРТРАНС», установлено, что водителем П.В. при оплате безналичным способом за проезд от остановки общественного транспорта «<адрес>» (по <адрес>) до остановки общественного транспорта «ФИО5» на сумму 25,00 руб., денежные расчеты осуществлялись без применения ККТ. Выданный билет № сер. №2279 не имеет обязательных реквизитов, предусмотренных для кассового чека или бланка строгой отчетности. Статьей 4.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», заводской и регистрационный номера ККТ, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа, QR-код и др., либо информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек может быть получен.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в соответствии с данными информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника», ООО «ТОРТРАНС» имеет зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ контрольно-кассовую технику ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, заводской № (карточка регистрации ККТ №) и заводской № (карточка регистрации ККТ №), место установки (применения): 644007, <адрес>, помещение 51, не входящую в состав автоматических устройств для расчетов.
Административным органом установлено, что согласно п. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ и с учетом взаимосвязанных положений Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника должна быть применена на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), а обязанность по предоставлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) должна быть обеспечена одним из перечисленных способов.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, ФИО3 обратился с жалобой в суд, в которой сослался на неверное толкование норм материального права административным органом. Указывает, что законодателем предусмотрена возможность использования контрольно-кассовой техники на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом); в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных вне автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа; в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, расположенном вне места совершения расчетов (без автоматических устройств).
Вывод административного органа об обязательном применении ККТ на месте осуществления расчета является ошибочным и вызван неверным толкованием положений Федерального закона № 54-ФЗ. Кроме того, порядок применения ККТ, используемой ООО «ТорТранс» на общественном транспорте по договору с ООО «Среда-Сервис» согласован с Министерством финансов РФ и УФНС РФ по Омской области.
Право перевозчика использовать ККТ вне места осуществления расчетов с клиентами (пассажирами), при наличии кассового чека и сведений от оператора фискальных данных, подтвердившего проведение расчетов перевозчиком, нельзя квалифицировать как неприменение ККТ при расчетах.
Указывает, что законных оснований для проведения проверки в адрес ООО «ТорТранс» у административного органа не имелось.
Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем просит прекратить производство по делу.
В судебном заседании ФИО3 участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
Представитель ФИО3 по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представителя ИФНС по КАО г. Омска по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что контрольно-кассовая техника должна быть применена на месте осуществления расчета с пассажирами в момент осуществления расчета, отсрочка изготовления кассового чека недопустима.
Заслушав стороны, оценив доводы жалобы и представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с покупателями-клиентами за оказанные услуги обязаны применять контрольно-кассовую технику. При этом за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Контроль за применением контрольно-кассовой техники на основании ст. 7 Закона, а также ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Действующий порядок применения контрольно-кассовой техники направлен на обеспечение интересов граждан и организаций, защиту прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения.
В силу ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Действующим законодателем предусмотрена обязанность Пользователя регистрировать ККТ и применять ККТ в местах расчета с покупателями, также предусмотрена возможность использования контрольно-кассовой техники следующим образом:
- на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ).
- в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа (п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ);
- в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи (без автоматических устройств).
По общим правилам, предусмотренным п. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ, ККТ должна применяться в местах расчета с покупателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также предусмотрено, что Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети "Интернет", а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, применяется только при указанных расчетах.
В свою очередь, Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети "Интернет", а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Согласно данным, представленным в материалы дела, (карточки регистрации ККТ), ООО «ТорТранс» имеет зарегистрированную ККТ от 24.09.2020, модели ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, не входящую в состав автоматических устройств.
В карточках регистрации указаны характеристики ККТ: модель – ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, не входит в состав автоматического устройства; Применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных – нет.
Письмом ФНС России от 29 июня 2020 г. № АБ-4-20/10487@ дано следующее разъяснение: «…автоматическое устройство для расчетов, под которым понимается устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя;
расчеты, под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
В соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
При этом в соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
На основании изложенного, модели контрольно-кассовой техники, включенные в реестр контрольно-кассовой техники с возможностью использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов, могут применяться при осуществлении расчетов (в том числе наличными деньгами и (или) в безналичном порядке) водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте только в случае формирования кассового чека данной контрольно-кассовой техникой в автоматических устройствах для расчетов. При этом данная контрольно-кассовая техника может располагаться вне места совершения расчетов в автоматических устройствах для расчетов, в том числе автоматических сервисах формирования кассовых чеков через реализованные API систем интеграции программно-аппаратных комплексов.
Письмом ФНС России от 25 июня 2020 г. N АБ-4-20/10341@ разъясняется: «…В соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
При этом в соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Кроме того, согласно Приказу ФНС России от 28.09.2016 № ЕД-7-20/517@ "О включении в реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники", модель ККТ – ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, не входит в состав автоматического устройства для расчетов и не применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ООО «Тортранс» вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ. С учетом Приказа ФНС России от 28.09.2016 № ЕД-7-20/517@ "О включении в реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники" в отношении модели ККТ – ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, которая не входит в состав автоматического устройства для расчетов и не применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, при совершении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, ООО «Тортранс» вправе применять контрольно-кассовую технику " ВИКИ ПРИНТ 57 Ф " без автоматических устройств для расчетов, расположенную как на месте совершения расчетов, так и вне места совершения расчетов.
Из выгрузки Оператора фискальных данных ООО «Петер-Сервис Спецтехнологии», в материалы дела представлен кассовый чек, сформированный на основании бланка строгой отчетности. Бланки строгой отчетности размещены в салоне автобуса в диспенсерах (устройства для самообилечивания).
Также, порядок расчетов с пассажирами, применяемый ООО «Тортранс», запросом оператора фискальных данных ООО «Среда Сервис» с которым заключен договор, согласован с Министерством финансов РФ и Управлением ФНС по Омской области, которые в свою очередь подтвердили соответствие применяемого порядка расчетов требованиям действующего законодательства о применении ККТ (запросы с ответами прилагаются).
Таким образом, ООО «ТорТранс» имеет надлежащим образом зарегистрированную ККТ, которая применяется при расчетах с пассажирами.
Данное обстоятельство признается и административным органом.
Так, согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, оператором фискальных данных ООО «Петер-Сервис Спецтехнологии», осуществляющим обработку фискальных данных ООО «ТорТранс», на запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ с выгрузкой фискальных данных контрольно-кассовой техники ООО «ТорТранс», согласно которой кассовые чеки на ККТ ВИКИ ПРИНТ 57 Ф заводской № были сформированы ДД.ММ.ГГГГ в пе6риод времени с 17 ч. 50 мин. по 20 ч. 04 мин., кассовые чеки на ККТ ВИКИ ПРИНТ 57 Ф заводской № были сформированы ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 17 ч. 50 мин по 20 ч. 11 мин.
Кроме того, представленные ООО «ТорТранс» распечатки данных ОФД и электронный кассовый чек (ФД №) от ДД.ММ.ГГГГ№ (смена №) на сумму 25,00 руб., подтверждают, что указанный чек сформирован на ККТ ВИКИ ПРИНТ 57 Ф регистрационный номер № кассиром Ж.Х. в офисе по адресу: 644007, <адрес>, в 19 ч. 54 мин.
Таким образом, административным органом в постановлении отражено применение ООО «ТорТранс» контрольно-кассовой техники.
При этом, согласно постановлению, время фактического расчета в указанном чеке отсутствует, что не позволяет идентифицировать его как кассовый чек, сформированный при осуществлении расчета водителем П.В. в момент проведения проверки, а именно в 11 ч. 29 мин.
Между тем, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных КоАП РФ, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях свидетелей, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ответственность по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
ООО «ТорТранс» контрольно-кассовая техника применяется, что признается административным органом.
Требования ИФНС по КАО г. Омска об обязательном применении ККТ на месте осуществления расчета не свидетельствуют о наличии в действиях ООО «ТорТранс» объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ – неприменение ККТ, в связи с чем в действиях должностного лица ООО «ТорТранс» ФИО3 также отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, директор ООО «ТорТранс» ФИО3 не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и необоснованно привлечен ИФНС по КАО г. Омска к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таком положении постановление начальника инспекции ИФНС по КАО г. Омска ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО3 на постановление начальника инспекции ИФНС по КАО г. Омска ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление начальника инспекции ИФНС по КАО г. Омска ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении ФИО3 прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента оглашения и получения копии решения.
Судья О.А. Феоктистова