НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Омска (Омская область) от 06.08.2021 № 12-312/2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

6 августа 2021 года город Омск

Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре Даниловой Е.С., с участием представителя заявителя Терехиной О.В. и представителя ИФНС по КАО <адрес> Софийчук П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Спиридонов О.В. на постановление начальника инспекции ИФНС по КАО <адрес> Крючковой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника инспекции ИФНС по КАО <адрес> Крючковой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГСпиридонов О.В., директор ООО «ТОРТРАНС», привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ в 11.29 при проведении проверки по вопросу соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно -кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в маршрутном автобусе «Дергачева – <адрес>» автомобиль ЛУИДОР 2250DS2250DS рег. Знак Х086МХ55, деятельность по перевозке пассажиров на котором осуществляет ООО «ТОРТРАНС», установлено, что водителем П.В. при оплате безналичным способом за проезд от остановки общественного транспорта «<адрес>» (по <адрес>) до остановки общественного транспорта «Дергачева» на сумму 25,00 руб., денежные расчеты осуществлялись без применения ККТ. Выданный билет сер. 2279 не имеет обязательных реквизитов, предусмотренных для кассового чека или бланка строгой отчетности. Статьей 4.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», заводской и регистрационный номера ККТ, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа, QR-код и др., либо информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек может быть получен.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в соответствии с данными информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника», ООО «ТОРТРАНС» имеет зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ контрольно-кассовую технику ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, заводской (карточка регистрации ККТ ) и заводской (карточка регистрации ККТ ), место установки (применения): 644007, <адрес>, помещение 51, не входящую в состав автоматических устройств для расчетов.

Административным органом установлено, что согласно п. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ и с учетом взаимосвязанных положений Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника должна быть применена на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), а обязанность по предоставлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) должна быть обеспечена одним из перечисленных способов.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Спиридонов О.В. обратился с жалобой в суд, в которой сослался на неверное толкование норм материального права административным органом. Указывает, что законодателем предусмотрена возможность использования контрольно-кассовой техники на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом); в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных вне автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа; в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, расположенном вне места совершения расчетов (без автоматических устройств).

Вывод административного органа об обязательном применении ККТ на месте осуществления расчета является ошибочным и вызван неверным толкованием положений Федерального закона № 54-ФЗ. Кроме того, порядок применения ККТ, используемой ООО «ТорТранс» на общественном транспорте по договору с ООО «Среда-Сервис» согласован с Министерством финансов РФ и УФНС РФ по Омской области.

Право перевозчика использовать ККТ вне места осуществления расчетов с клиентами (пассажирами), при наличии кассового чека и сведений от оператора фискальных данных, подтвердившего проведение расчетов перевозчиком, нельзя квалифицировать как неприменение ККТ при расчетах.

Указывает, что законных оснований для проведения проверки в адрес ООО «ТорТранс» у административного органа не имелось.

Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем просит прекратить производство по делу.

В судебном заседании Спиридонов О.В. участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Представитель Спиридонов О.В. по доверенности Терехина О.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представителя ИФНС по КАО г. Омска по доверенности Софийчук П.А. возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что контрольно-кассовая техника должна быть применена на месте осуществления расчета с пассажирами в момент осуществления расчета, отсрочка изготовления кассового чека недопустима.

Заслушав стороны, оценив доводы жалобы и представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с покупателями-клиентами за оказанные услуги обязаны применять контрольно-кассовую технику. При этом за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Контроль за применением контрольно-кассовой техники на основании ст. 7 Закона, а также ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Действующий порядок применения контрольно-кассовой техники направлен на обеспечение интересов граждан и организаций, защиту прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения.

В силу ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Действующим законодателем предусмотрена обязанность Пользователя регистрировать ККТ и применять ККТ в местах расчета с покупателями, также предусмотрена возможность использования контрольно-кассовой техники следующим образом:

- на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ).

- в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа (п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ);

- в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи (без автоматических устройств).

По общим правилам, предусмотренным п. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ, ККТ должна применяться в местах расчета с покупателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также предусмотрено, что Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети "Интернет", а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, применяется только при указанных расчетах.

В свою очередь, Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети "Интернет", а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Согласно данным, представленным в материалы дела, (карточки регистрации ККТ), ООО «ТорТранс» имеет зарегистрированную ККТ от 24.09.2020, модели ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, не входящую в состав автоматических устройств.

В карточках регистрации указаны характеристики ККТ: модель – ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, не входит в состав автоматического устройства; Применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных – нет.

Письмом ФНС России от 29 июня 2020 г. № АБ-4-20/10487@ дано следующее разъяснение: «…автоматическое устройство для расчетов, под которым понимается устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя;

расчеты, под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.

В соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

При этом в соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.

На основании изложенного, модели контрольно-кассовой техники, включенные в реестр контрольно-кассовой техники с возможностью использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов, могут применяться при осуществлении расчетов (в том числе наличными деньгами и (или) в безналичном порядке) водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте только в случае формирования кассового чека данной контрольно-кассовой техникой в автоматических устройствах для расчетов. При этом данная контрольно-кассовая техника может располагаться вне места совершения расчетов в автоматических устройствах для расчетов, в том числе автоматических сервисах формирования кассовых чеков через реализованные API систем интеграции программно-аппаратных комплексов.

Письмом ФНС России от 25 июня 2020 г. N АБ-4-20/10341@ разъясняется: «…В соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

При этом в соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ.

Кроме того, согласно Приказу ФНС России от 28.09.2016 № ЕД-7-20/517@ "О включении в реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники", модель ККТ – ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, не входит в состав автоматического устройства для расчетов и не применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Таким образом, в соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ООО «Тортранс» вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ. С учетом Приказа ФНС России от 28.09.2016 № ЕД-7-20/517@ "О включении в реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники" в отношении модели ККТ – ВИКИ ПРИНТ 57 Ф, которая не входит в состав автоматического устройства для расчетов и не применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, при совершении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, ООО «Тортранс» вправе применять контрольно-кассовую технику " ВИКИ ПРИНТ 57 Ф " без автоматических устройств для расчетов, расположенную как на месте совершения расчетов, так и вне места совершения расчетов.

Из выгрузки Оператора фискальных данных ООО «Петер-Сервис Спецтехнологии», в материалы дела представлен кассовый чек, сформированный на основании бланка строгой отчетности. Бланки строгой отчетности размещены в салоне автобуса в диспенсерах (устройства для самообилечивания).

Также, порядок расчетов с пассажирами, применяемый ООО «Тортранс», запросом оператора фискальных данных ООО «Среда Сервис» с которым заключен договор, согласован с Министерством финансов РФ и Управлением ФНС по Омской области, которые в свою очередь подтвердили соответствие применяемого порядка расчетов требованиям действующего законодательства о применении ККТ (запросы с ответами прилагаются).

Таким образом, ООО «ТорТранс» имеет надлежащим образом зарегистрированную ККТ, которая применяется при расчетах с пассажирами.

Данное обстоятельство признается и административным органом.

Так, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, оператором фискальных данных ООО «Петер-Сервис Спецтехнологии», осуществляющим обработку фискальных данных ООО «ТорТранс», на запрос от ДД.ММ.ГГГГ представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с выгрузкой фискальных данных контрольно-кассовой техники ООО «ТорТранс», согласно которой кассовые чеки на ККТ ВИКИ ПРИНТ 57 Ф заводской были сформированы ДД.ММ.ГГГГ в пе6риод времени с 17 ч. 50 мин. по 20 ч. 04 мин., кассовые чеки на ККТ ВИКИ ПРИНТ 57 Ф заводской были сформированы ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 17 ч. 50 мин по 20 ч. 11 мин.

Кроме того, представленные ООО «ТорТранс» распечатки данных ОФД и электронный кассовый чек (ФД ) от ДД.ММ.ГГГГ (смена ) на сумму 25,00 руб., подтверждают, что указанный чек сформирован на ККТ ВИКИ ПРИНТ 57 Ф регистрационный номер кассиром Ж.Х. в офисе по адресу: 644007, <адрес>, в 19 ч. 54 мин.

Таким образом, административным органом в постановлении отражено применение ООО «ТорТранс» контрольно-кассовой техники.

При этом, согласно постановлению, время фактического расчета в указанном чеке отсутствует, что не позволяет идентифицировать его как кассовый чек, сформированный при осуществлении расчета водителем П.В. в момент проведения проверки, а именно в 11 ч. 29 мин.

Между тем, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных КоАП РФ, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях свидетелей, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Ответственность по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

ООО «ТорТранс» контрольно-кассовая техника применяется, что признается административным органом.

Требования ИФНС по КАО г. Омска об обязательном применении ККТ на месте осуществления расчета не свидетельствуют о наличии в действиях ООО «ТорТранс» объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ – неприменение ККТ, в связи с чем в действиях должностного лица ООО «ТорТранс» Спиридонов О.В. также отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Таким образом, директор ООО «ТорТранс» Спиридонов О.В. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и необоснованно привлечен ИФНС по КАО г. Омска к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таком положении постановление начальника инспекции ИФНС по КАО г. Омска Крючковой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении Спиридонов О.В. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Спиридонов О.В. на постановление начальника инспекции ИФНС по КАО г. Омска Крючковой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, удовлетворить.

Постановление начальника инспекции ИФНС по КАО г. Омска Крючковой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении Спиридонов О.В. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении Спиридонов О.В. прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента оглашения и получения копии решения.

Судья О.А. Феоктистова