Дело № 2а-1135/2017
Решение
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
06 апреля 2017 года г. Омска
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России №1 по Центральному АО г. Омска к ФИО1 о взыскании санкций,
Руководствуясь ст. ст. 286-290, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Инспекции федеральной налоговой службы России №1 по Центральному АО г. Омска к ФИО1 о взыскании санкций в сумме 1000 руб. по требованию № от 23.10.2012, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Дело № 2а-1135/2017
Решение
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года г. Омска
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России №1 по Центральному АО г. Омска к ФИО1 о взыскании санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России №1 по Центральному АО г. Омска обратилась в суд иском к ФИО5 о взыскании налоговой санкции. В обоснование требований указали, что ответчик нарушил срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Согласно решению от 13.09.2012 заместителя начальника инспекции административный ответчик привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ к штрафу в сумме 1000 руб., за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган. В адрес ответчика было направлено налоговое требование от 23.10.2012 на сумму санкции, которое не исполнено. Со ссылкой на положения ст. 48, 104, 105 НК РФ просит взыскать с ответчика в пользу Инспекции сумму санкции 1000 руб.
Представитель инспекции, действующая по доверенности ФИО4, в судебном заседании иск поддержала. Дополнительно пояснила, что декларация представляется не позднее 30 апреля следующего года за отчетным периодом. Ответчик представил налоговую декларацию о предоставлении социального вычета в связи с обучением ребенка. В декларации также имелись сведения о продаже имущества, но налог от продажи имущества не подлежал уплате. Указанная декларация за 2010 год представлена 08.06.2012. Решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности направлялось по адресу <адрес>, ходя декларация содержит сведения о <адрес>. Полагает, что срок для обращения в суд необходимо исчислять с момента отказа в принятии заявления мировым судьей.
ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, сославшись на пропуск ответчиком срока обращения в суд, на то, что решение и требование об оплате налоговой санкции, он не получал, поскольку он проживает в <адрес>, а направленные ему документы содержат сведения о <адрес>, к которой он не имеет отношения. О привлечении к налоговой ответственности ему известно не было. Просит в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).
На налогоплательщиков в соответствии со ст. 19 НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 80 НК РФ (на момент возникновения спорных взаимоотношений) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 119 НК РФ.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2010 год -08.06.2012 (л.д. 49). Указанная декларация подана в связи с предоставлением социального и имущественного налогового вычетов (л.д. 54, 56). Сумма налога на доходы физических лиц за 2010 год, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 рублей. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 6500 руб. В декларации указан адрес ФИО1<адрес>
Согласно адресной справке (л.д. 33) ФИО1 с 08.09.2000 зарегистрирован по <адрес>
Согласно акту от 24.07.2012 в отношении ФИО1 проведена камеральная проверка, в ходе которой установлен факт просрочки предоставления налоговой декларации за 2010.
Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 119 НК за непредставление налоговой декларации в срок к штрафу 1000 руб.
В соответствии с ч. 2, 5 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
В силу ч. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно ч. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 101 НК РФ Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно ч 7 данной статьи по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: в том числе о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Сведений о направлении акта от ДД.ММ.ГГГГ и решения № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика по <адрес>, суду не представлено. Ответчик оспаривает факт получения от истца каких либо документов, свидетельствующих о привлечении его к налоговой ответственности.
В соответствии со ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Требованием № от 23.10.2012, адресованному ФИО1 по <адрес>, предложено в срок до 13.11.2012 оплатить сумму штрафа 1000 руб. (л.д. 22).
В судебном заседании ФИО1 также отрицал факт получения от истца требования № от 23.10.2012.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств в обоснование доводов о соблюдении процедуры привлечения ФИО1 к налоговой ответственности. В налоговой декларации адрес налогоплательщика указан <адрес>, однако налоговый орган, имея в распоряжении данные о месте регистрации ФИО1, документы о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности направлял по адресу <адрес>, чем лишил ответчика возможности представлять возражения относительно предъявленных к нему требований. Причину направления документов по иному адресу представитель административного истца в судебном заседании не пояснил, ссылаясь на ошибку.
Кроме того, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается то, что недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2010 год у ФИО1 не имелось, задолженности по данному налогу перед бюджетом у него не возникало, право на имущественный и социальный налоговый вычет имелось и подтверждено документально при подаче налоговой декларации.
В соответствии с ч. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Ответчик к категории налогоплательщиков, указанных в статьях 227, 227.1 и 228 не относится, и обязанность предоставлять налоговую декларацию для получения налогового вычета, при отсутствии дохода, подлежащего налогообложению, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, законом для него не предусмотрена. Предельный срок подачи декларации на получение налоговых вычетов на него не распространяется.
При таких обстоятельствах дела, у административного ответчика не могла наступить ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации.
При таких обстоятельствах дела, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 286-290, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Инспекции федеральной налоговой службы России №1 по Центральному АО г. Омска к ФИО1 о взыскании санкций в сумме 1000 руб. по требованию № от 23.10.2012, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2017.