НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 30.11.2017 № 12-556/17

Дело

РЕШЕНИЕ

30 ноября 2017 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Поротиковой Л.В.,

при секретаре Пуховской Е.С.,

рассмотрев жалобу Солунина Е. А. на определение начальника отдела по работе с обращениями инвесторов У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.34.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «АльфаСтрахование»,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по работе с обращениями инвесторов У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.34.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «АльфаСтрахование».

Не согласившись с указанным определением, Солунин Е.А. обратился в суд с жалобой, указав, что с вынесенным определением он не согласен, считает его принятым с нарушениями материального и процессуального права. Так по указанию заявителя он не смог оформить договор ОСАГО в электронном виде на официальном сайте ОАО «АльфаСтрахование» по причине невозможности выбора года выпуска автомобиля Toyota Carina (1983 год), кроме того он не был уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на основании чего просит определение начальника отдела по работе с обращениями инвесторов У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

Солунин Е.А. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснил, что правила постановки транспортных средств на учет предусматривают необходимость страхования ответственности владельца транспортного средства перед постановкой автомобиля на учет. При этом, в полисе страхования обязательно должно быть указано правильные технические характеристики и иные данные автомобиля, в том числе его наименование. Предложенный на сайта ОАО «АльфаСтрахование» вариант страхования, при котором вместо правильной марки автомобиля «Тойота Карина» будет указано «другое транспортное средство», будет свидетельствовать о предоставлении в орган ГИБДД недостоверной информации о транспортном средстве, а следовательно будет являться основанием к отказу в постановке транспортного средства на учет. Считает, что отсутствие на сайте ОАО «АльфаСтрахование» возможности застраховать автомобиль «Тойота Карина», 1983 г.р. является отказом страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а следовательно образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34.1 КоАП РФ. настаивал на заявленных им требованиях и отмене определения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Представитель У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменные пояснения по делу, согласно которым считал, что обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Представитель ОАО «АльфаСтрахование» в судебном заседании пояснила, что ОАО «АльфаСтрахование» не отказывало Солунину Е.А. в заключении с ним публичного договора ОСАГО, т.к. ресурсы сайта предоставляли Солунину Е.А. с использованием иных ресурсов, а именно с помощью указания в качестве марки автомобиля «другое транспортное средство» оформить договор страхования. состав правонарушения будет иметь место только в случае отказа, чего ОАО «АльфаСтрахование» сделано не было. Солунин Е.А. самостоятельно принял решение отказаться от заключения договора ОСАГО на предложенных ОАО «АльфаСтрахование» условиях. Просила отметить, что доказательств того, что Солунину Е.А. было бы отказано органом ГИБДД в постановке транспортного средства на учет при условии оформления полиса страхования на условиях, имеющихся на сайте ОАО «АльфаСтрахование», не представил. Считает, что наличие в полисе страхование обширных сведений о технических характеристиках автомобиля (год выпуска, номер и модель двигателя, его объем и т.д.) при указании вместо конкретной модели «другое ТС» не повлекло бы отказа в постановке на учет, т.к. может быть вызван лишь представлением недостоверной информации, а в таком случае недостоверной информации бы не имелось, что не создало бы препятствий в реализации прав Солунина Е.А. Так же просила отметить, что аналогичный спор был предметом разбирательства в Железнодорожном районном суде <адрес>, решением указанного суда в удовлетворении требований Солунину Е.А. было отказано.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного определения, судья приходит, к следующему.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из приведенной нормы, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

В соответствии с ст.15.34.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ), надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом от ДД.ММ.ГГГГ, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России, что предусмотрено пунктом 3 статьи 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1, пунктом 1 статьи 32 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, деятельность субъектов страхового дела (включая страховые организации) подлежит лицензированию.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

В силу статьи 32.6, статьи 32.7, статьи 32.8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, при выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. При невыполнении субъектом страхового дела предписания об устранении допущенных нарушений страхового законодательства действие лицензии ограничивается или приостанавливается. В случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, органом страхового надзора принимается решение об отзыве лицензии. В случае устранения субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме действие лицензии возобновляется.

Таким образом, соблюдение страховой организацией страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление страхования.

Как видно из материалов дела, в адрес У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе поступила жалоба Солунина Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, Солунин Е.А. не смог оформить договор ОСАГО в электронном виде на официальном сайте открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее - Страховщик) по причине невозможности выбора года выпуска автомобиля Toyota Carina (1983 год).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ) установлена обязанность владельцев транспортных средств застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ. договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Я» 40-ФЗ. и является публичным.

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ. при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает липу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ. для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователь представляет страховщику соответствующее заявление о заключении такого договора, составленное по форме, установленной Положением Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, а также предусмотренные указанным положением документы.

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах «б» - «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно пункту 7.2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ.

Согласно п.п. 1.1. п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем.

Согласно пункту 7.2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для совершения действий, предусмотренных пунктом 7.2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков и информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно пункту 1 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов», Страховщики, профессиональное объединение страховщиков для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в целях заключения договоров обязаны, в том числе:

- иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование;

- не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки. Плановое технические работы могут проводиться в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени не чаще одного раза в календарный месяц;

- принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно необеспечение страховщиком и (или) профессиональным объединением страховщиков функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика и (или) профессионального объединения страховщиков надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора (независимо от того, на какой из указанных сайтов пользователь направил соответствующее заявление о заключении договора) и (или) невозможности надлежащим образом заполнить и направить заявление о заключении договора и (или) получить ключ простой электронной подписи, получение которого предусмотрено Указанием N 4190-У (далее - нарушение БФС), а также проводить и документировать на постоянной основе анализ произошедших нарушений БФС и прогнозирование вероятности наступления нарушений БФС, выработку и реализацию мер по устранению причин данных нарушений.

Порядок обмена информацией в электронной форме при осуществлении ОСАГО установлен Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание от ДД.ММ.ГГГГ-У).

В соответствии с пунктом 7 Указания от ДД.ММ.ГГГГ-У, после осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с Указанием от ДД.ММ.ГГГГ-У страхователю – физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора (даже - Заявление). Заявление, заполняемое на сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для Заявления, составляемого на бумажном носителе, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора.

В соответствии с пунктом 22 Указания от ДД.ММ.ГГГГ-У, страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием от ДД.ММ.ГГГГ-У.

Таким образом, начальником отдела по работе с обращениями инвесторов У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> верно установлено отсутствие события административного правонарушения.

Так на официальном сайте ОАО «АльфаСтрахование» предусмотрен справочник марок и моделей транспортных средств, однако, по объективным причинам, справочник не может включать в себя весь перечень всевозможных марок и моделей транспортных средств (существуют множество модификаций транспортных средств, многие модели несколько лет сняты с производства, некоторые модели никогда не выпускались и официально не поставлялись на территорию Российской Федерации и т.д.). При отсутствии той или иной модели или модификации транспортного средства (в частности, транспортного средства Toyota Carina (1983 год) при заполнении данных о транспортном средстве клиент может использовать параметр «Другое ТС», специально введенный для обеспечения бесперебойности заключения электронных договоров ОСАГО. В графе «марка» данный параметр обозначен как «Другое ТС»; в графе модель данный параметр обозначен как «Другое ТС легковой» (для ТС категории «В» и «ВЕ»), «Другое ТС грузовой» (для ТС категории «С» и «СЕ») и т.д. При одновременном введении в поля «марка» и «модель» указанных параметров доступен исчерпывающий перечень модификаций с указанием мощностей транспортных средств в диапазоне от 49 до 400 л.с, а также выбор года выпуска - с 1900 года по текущий год включительно, что подтверждается материалами административного дела.

Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает ответственность страховой организации за необоснованный отказ от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (например, страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Следовательно, объективная сторона совершения данного правонарушения должна выражаться в форме конкретного действия. Бездействие ОАО «АльфаСтрахование», выразившееся в отсутствии на официальном сайте сведений о марке и модели транспортного средства, которое хотел застраховать Солунин Е.А. не свидетельствует об отказе ОАО «АльфаСтрахование» в заключении данного догвоора.

В рассматриваемой ситуации ОАО «АльфаСтрахование» не отказывало Солунину Е.А. в заключении с ним договора ОСАГО, что явственно следует из установленных по делу обстоятельств, таким образом, в действиях ОАО «АльфаСтрахование» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.34.1 КоАП РФ не имеется.

Таким образом, обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.34.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным, поскольку при рассмотрении определения начальником отдела по работе с обращениями инвесторов У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы права.

Кроме того следует отметить, что статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечение к административной ответственности.

Из буквального толкования положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, равно как и о виновности участника производства, обсуждаться не может.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что датой совершения административного правонарушения, является дата, когда лицу отказали в заключении с ним договора страхования, т.е. как следует из заявления Солунина Е.А.ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что сроки привлечения к административной ответственности истекли, с учетом даты совершения вменяемого правонарушения, судья не может давать оценку действиям участников события и их виновности в совершении административного правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах определение от ДД.ММ.ГГГГ сомнений в законности не вызывает, а потому оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Определение начальника отдела по работе с обращениями инвесторов У. С. по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.34.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» - оставить без изменения, жалобу Солунина Е. А. - без удовлетворения.

Судья Л.В. Поротикова