НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 01.06.2011 № 2-3665

                                                                                    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-3665/11

поступило 01.06.2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 г. г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Беляковой С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.Самсоненко Александра Алексеевича к Управлению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу (УФСТЭК по СФО), руководителю Управления ФСТЭК по СФО о признании недействительным и отмене приказа Управления ФСТЭК по СФО от 06.04.2011го № 34 лс, в части установления А.А.Самсоненко ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 105% и установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (со степенью «секретно») в размере 10%, признании вышеназванных действий ответчиков дискриминационными,

установил:

Гр. Самсоненко А.А. обратился в Центральный районный суд г.Новосибирска с иском к Управлению ФСТЭК по СФО, руководителю Управления ФСТЭК по СФО о признании недействительным и отмене приказа Управления ФСТЭК по СФО от 06.04.2011г. № 34 лс, в части установления А.А.Самсоненко ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 105% и установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (со степенью «секретно») в размере 10%, признании вышеназванных действий ответчиков дискриминационными.

При этом свои требования обосновал следующим: тем, что с 11.01.2009г. согласно служебному контракту от 11.01.2009г. № 117 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации замещает должность федеральной государственной гражданской службы (ФГГС) заместителя начальника правового отдела в Управлении ФСТЭК по СФО, относящейся к ведущей группе должностей ФГГС, в соответствии с п.9 раздела IV которого ему были установлены: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120%; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 30%. 18.01.2011г. им было получено уведомление Управления ФСТЭК по СФО № 1-85 «Об изменении существенных условий служебного контракта», содержащее намерение ответчиков уменьшить денежное содержание путем снижения размеров вышеназванных ежемесячных надбавок к должностному окладу до 105% и 10%, соответственно. Приказом Управления ФСТЭК по СФО от 06.04.2011г. № 34 лс указанные ежемесячные надбавки к должностному окладу установлены и с апреля 2011г. выплачены в размере105% и 10% должностного оклада. Однако, действующим законодательством (в частности, Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 18.09.2006г. № 573, приказом ФСТЭК России от 09.09.2006г. № 324), установлен порядок как установления, так и изменения указанных надбавок. Так, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность гражданской службы, и ее размер может быть снижен при ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, а также в случае нарушения им служебной дисциплины по ходатайству начальника структурного подразделения территориального органа ФСТЭК России, с указанием конкретных причин снижения размера ежемесячной надбавки. В отношении заявителя указанные обстоятельства отсутствуют. Применительно к ежемесячной надбавке к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, вопрос должен решаться следующим образом: в случае, если размер ежемесячной процентной надбавки, в связи с изменением объема сведений, к которым имеется доступ, а также в связи с продолжительностью срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, оказывается ниже размера ранее установленной надбавки, то сохраняется размер раннее установленной надбавки до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена. В связи с указанными правоположениями, приказ Управления ФСТЭК по СФО от 06.04.2011г. № 34 лс, в части установления А.А.Самсоненко ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 105% и установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (со степенью «секретно») в размере 10%, является незаконным, т.к. нарушает порядок изменения размеров ежемесячных надбавок, ранее установленных истцу служебным контрактом, чем нарушено его право на получение денежного содержания в полном объеме.

Ответчик иск не признал, сославшись на обстоятельства, приведенные в отзывах на иск (л.д.11-16, 115-120, 138-139).

Согласно п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации труд охраняется. Согласно п.1, 3 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый свободен распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Вопросы федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п/п.«т» ст.71 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон), служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, которым устанавливаются права и обязанности сторон (ч.1 ст.23 Закона). Одной из обязанностей представителя нанимателя является своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять ему государственные социальные гарантии (ч.2 ст.23 Закона). Одним из существенных условий служебного контракта является определение условий оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в т.ч. связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.8 ч.3 ст.24 Закона). Контракт также может предусматривать иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами (п.5 ч.4 ст.24 Закона); условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч.5 ст.24 Закона). По сроку действия служебный контракт может быть служебным контрактом, заключенным на неопределенный срок (п.1 ч.1 ст.25 Закона); заключение контракта осуществляется на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч.1 ст.26 Закона); служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служенным контрактом (ч.5 ст.26 Закона). Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения государственной службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4 ст.26 Закона). Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст.50 Закона). Денежное содержание государственного служащего, состоит из месячного оклада по должности, замещаемой гражданским служащим, месячного оклада по присвоенному классному чину гражданской службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Закона). Согласно ч.5 ст.50 Закона к дополнительным выплатам, среди прочих, относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 200% (п.2); ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ (п.3). Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя (ч.7 ст.50 Закона). В соответствии с ч.6 ст.50 Закона порядок формирования фонда оплаты труда ФГГС устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ, который формируется сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в т.ч. за счет средств, предусматривающие следующие выплаты: ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере 1,5 должностных окладов (ч.2 ст.50 Закона). Согласно ч.4 ст.50 Закона представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда ФГГС между выплатами, предусмотренными ч.2 ст.50 Закона. Законом и другими федеральными законами в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется среди прочих гарантий равные условия оплаты труда и сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено Законом (п.1 ч.1 ст.52 Закона). В соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 25.07.2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается в размерах: по ведущей группе должностей гражданской службы – от 90 до 120% должностного оклада; конкретный размер ежемесячной надбавки определяется руководителем федерального государственного органа или его аппарата или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации. Согласно п.7 Указа ФГГС производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.8 Указа, фонд оплаты труда ФГГС федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также ежемесячного денежного поощрения.

Согласно Положению о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, утвержденному приказом ФСТЭК России от 09.09.2006г № 324, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы ФГГС ФСТЭК России (как центрального аппарата ФСТЭК России, так и ее территориальных органов), является составляющей денежного содержания гражданского служащего и выплачивает в целях повышения заинтересованности ФГГС в качественном и оперативном выполнении поставленных перед ним задач (п.2); она устанавливается при назначении на должность гражданской службы, а также при переводе или перемещении на другую должность гражданской службы в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих по ведущей группе должностей гражданской службы – от 90 до 120% должностного оклада (п.3). Конкретный размер ежемесячной надбавки устанавливается гражданским служащим территориальных органов ФСТЭК России – приказом руководителя территориального органа ФСТЭК России на основании ходатайств начальников структурных подразделений территориального органа ФСТЭК России, согласованных с финансово-экономическим подразделением этого органа (п.4). Согласно п.5 Положения по решению руководителя территориального органа ФСТЭК России, оформляемому соответствующим приказом, размер ежемесячной надбавки гражданскому служащему может быть снижен при ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, предусмотренных его должностным регламентом, а также в случае нарушения им служебной дисциплины, но не ниже минимального размера, установленного для соответствующей группы должностей гражданской службы; основанием для издания такого приказа является ходатайство начальника структурного подразделения территориального органа ФСТЭК России с указанием конкретных причин снижения размера ежемесячной надбавки.

Согласно п.1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2006г. № 573, указанная ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях; размер ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50-75%, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 30-50%, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10-15%, без проведения проверочных мероприятий - 5-10%. При этом, при определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Указанная ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет средств утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия). Согласно п.2 Правил в случае, если размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) оказывается ниже размера ранее установленной надбавки, получаемой гражданами, допущенными к государственной тайне на постоянной основе, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, им сохраняется ранее установленная надбавка до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена.

Как установлено в судебном заседании, между сторонами отсутствует спор об имевших место мерах, проводимых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее Управлением по СФО, связанных с реализацией федерального бюджета на 2011 год и на период 2012-2013г.г. по расходам Федеральной службы в т.ч. по оплате труда, влекущее плановое сокращение в течение 2011-2013 годов численности ФГГС на 20% (л.д.111-114), в результате чего фонд оплаты труда Управления на 2011 год в сравнении с 2010г. уменьшен на 8,7% (на 3,696 млн.руб.), а на 2012 год в сравнении с 2011г. уменьшен на 2,2% (на 0,723 млн.руб.), а на 2013 год в сравнении с 2012г. уменьшен на 4,0% (на 1,265 млн.руб.), вследствие чего, в целях реализации мер по снижению бюджетного финансирования, с 01.04.2011г. у 38 сотрудников Управления снижены формы допуска и размеры надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; у 79 сотрудников снижены размеры надбавок за особые условия гражданской службы с установлением их по среднему размеру (л.д.133). Исходя из изложенного предметом оспаривания истца является порядок, примененный к нему ответчиками для снижения ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Исходя из обстоятельств дела, суд полагает исковые требования гр.Самсоненко А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывает истец, ссылаясь на нормы законодательства, предусматривающие процедуру снижения ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы (п.5 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, утвержденному приказом ФСТЭК России от 09.09.2006г № 324), снижение надбавки возможно только в случае ненадлежащего исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, предусмотренных его должностным регламентом, а также в случае нарушения им служебной дисциплины. Не оспаривая указанного правоположения, суд отмечает, что указанное основание предусмотрено в законодательстве как материальная мера, влекущая снижение денежного содержания гражданского служащего при ухудшении им качества и снижении оперативности выполнения поставленных перед ним задач, а, следовательно - преследующая цель материального стимулирования профессиональной служебной деятельности ФГГС. Соответственно к обстоятельствам происходящих событий в Управлении ФСТЭК по СФО и в целом в Федеральной службе, в т.ч. лично в отношении истца, указанные правоположения отношения не имеют, поскольку снижение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы гр.Самсоненко А.А. как ФГГС осуществлено не по указанным основаниям и не по причинам, указанным в вышеприведенных нормах права.

Как указывалось, согласно ч.4 ст.50 Закона представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда ФГГС между выплатами, предусмотренными ч.2 ст.50 Закона, т.е. в т.ч. между выплатами по ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры надбавки даже при ее установлении определяются в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих (п.3 Положения, утвержденного приказом ФСТЭК России от 09.09.2006г № 324). Согласно п.5 Указа Президента РФ от 25.07.2006г. № 763 конкретный размер ежемесячной надбавки определяется руководителем федерального государственного органа или его аппарата или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации. В соответствии с п.8 Указа фонд оплаты труда ФГГС федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых на указанные цели. Согласно ч.7 ст.50 Закона порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Финансовая и бюджетная дисциплина является такой же дисциплиной, как и иные виды дисциплин, которые должен соблюдать руководитель, к примеру, осуществлять оплату труда ФГГС в соответствии с утвержденным ему фондом оплаты труда гражданских служащих. Законность уведомления от 18.01.2011 № 1-85 (л.д.7) не является предметом настоящего спора. В силу названных норм руководитель Управления ФСТЭК по СФО, являясь для гр.Самсоненко А.А. представителем нанимателя, был вправе производить снижение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы ФГГС в условиях необходимости проведения мер, связанных с соблюдением объема выделенных бюджетных ассигнований на цели формирования фонда оплаты труда гражданских служащих.

Применительно к снижению ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ее снижение возможно, согласно п.2 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2006г. № 573, в случае, если размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) оказывается ниже размера ранее установленной надбавки, получаемой гражданами, допущенными к государственной тайне на постоянной основе, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но при сохранении им ранее установленной надбавки до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена. Как установлено в суде, и не оспаривается истцом в течение 2008-2010г.г. по своей группе секретности «совершенно секретно» он не ознакомился ни с одним документом, а имел ознакомление с документами, содержащими сведения, имеющими степень секретности «секретно», т.е. ниже той группы, за которую он получает надбавку (л.д.28-32). Соответственно указанному норма п.2 Правил к данному случаю также неотносима, поскольку предусматривает случай, когда гражданину, являющемуся носителем информации, имеющей определенную степень секретности, снижается доступ к сведениям данной степени секретности и устанавливается другая степень доступа (более низкая) к сведениям, составляющим государственную тайну, то ему как носителю сведений, имеющих прежнюю (более высокую) степень секретности, сохраняется надбавка до истечения срока договора (контракта). В нашем же случае, будучи допущенным к сведениям, имеющим степень секретности «секретно», гр.Сасоненко А.А. не являлся носителем указанных сведений и защищать их в порядке материального стимулирования, предусмотренного п.2 Правил необходимости не было. Соответственно, договор (контракта), который заключается с гражданами при их допуске на постоянной основе к государственной тайне, мог быть изменен (перезаключен на новый) с изменением степени секретности и надбавки «за секретность».

Все вышесказанное к возможности руководителя Управления ФСТЭК по СФО производить снижение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы ФГГС в условиях необходимости проведения мер, связанных с соблюдением объема выделенных бюджетных ассигнований на цели формирования фонда оплаты труда гражданских служащих, относимо и к снижению ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, при условии соблюдения требований законодательства о защите государственной тайны (что, впрочем, является задачей представителя работодателя).

Тем самым, в судебном заседании нашло подтверждение: факт трудовых (служебных) отношений истца с ответчиком (представителем нанимателя), правомерность действий представителя работодателя (нанимателя) по снижению ежемесячных надбавок за особые условия гражданской службы ФГГС и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Основываясь на понятиях дискриминации в области труда (ст.1 Конвенции МОТ № 111 1958г., ст.3, 132 ТК РФ; см.л.д.139), суд не устанавливает тех условий, которые предусматривают нормы трудового права, определяя понятие дискриминации в области труда, в т.ч., с учетом выводов суда, сделанных по рассмотренному иску.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23, 24-26, 50, 52 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 25.07.2006г. № 763, ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья

решил:

В удовлетворении исковых требований гр.Самсоненко Александра Алексеевича к Управлению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу, руководителю Управления ФСТЭК по СФО о признании недействительным и отмене приказа Управления ФСТЭК по СФО от 06.04.2011го № 34 лс, в части установления А.А.Самсоненко ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 105% и установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (со степенью «секретно») в размере 10%, признании вышеназванных действий ответчиков дискриминационными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В.Витюк

Решение в окончательной форме изготовлено 03.11.2011г.