Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-2059/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе
Председательствующего судьи Дуровой И.Н.
При секретаре Бабенковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 28 марта 2011г.
дело по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка в интересах Кадурова И.Н. к Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новокузнецка об оспаривании отказа в предоставлении льготы по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г.Новокузнецка обратился в суд в интересах Кадурова И.Н. с иском к Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Кадуров И.Н. является пенсионером, получающим трудовую пенсию по старости. Ему принадлежит на праве собственности автомобиль УАЗ 3962, 1997 года выпуска, государственный номер .... Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства автомобиль УАЗ 3962 отнесен к категории транспортного средства «В». Инспекцией ФНС по Центральному району г.Новокузнецка согласно письму от 31.05.2010 г. и на основании информации, представленной ОАО «Ульяновский автомобильный завод», было отказано Кадарову И.Н. в предоставлении льготы по транспортному налогу за 2009 г., 2010 г. в связи с тем, что по сведениям ОАО «Ульяновский автомобильный завод» автомобиль УАЗ 3962 должен быть отнесен к автобусам.
Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов, в данном случае ГИБДД МВД РФ. Из информации, представленной в прокуратуру района начальником отдела ГИБДД УВД по г.Новокузнецку Акишиным А.А., следует, что согласно «Справочнику транспортных средств, сертифицированных Межотраслевым фондом Сертификации автотранспорта» Москва, НАМИ, 2002, транспортное средство УАЗ 3962 является специальным пассажирским транспортным средством категории М2 - транспортное средство, по полной массе и пассажировместимости соответствующее категории М2, но в силу специфичных конструктивных особенностей не предназначенное для маршрутных перевозок и не являющееся транспортным средством общего пользования. УАЗ 3962 относится к категории «В», «специальный санитарный» автомобиль с числом мест для перевозки пассажиров помимо сиденья водителя равной восьми.
Таким образом, Кадуров И.Н. имеет право на предоставление в соответствии с п. 6.2 ст. 6 Закона Кемеровской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 №95-03 льготы по транспортному налогу, в том числе и за периоды 2009г., 2010г. Отказ инспекции ФНС по Центральному району г.Новокузнецка в предоставлении льготы по транспортному налогу является необоснованным. Просит признать отказ инспекции ФНС по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области в предоставлении льготы по транспортному налогу Кадурову И.Н. в соответствии с Законом Кемеровской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 № 95-03, незаконным; обязать ИФНС по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области предоставить Кадурову И.Н., ... рождения в соответствии с Законом Кемеровской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 №95-03 льготу по транспортному налогу, в том числе за периоды 2009г., 2010г.
Прокурор Центрального района г.Новокузнецка Бер А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил период, за который просит обязать ИФНС по Центральному району г.Новокузнецка предоставить Кадурову И.Н. льготу по транспортному налогу, а именно за декабрь 2009 г. и за 2010 г.
Кадуров И.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования. Суду пояснил, что автомобиль находится в его собственности с 2004 г. Раньше оплачивал налог на данный автомобиль как за легковой. На пенсию вышел в 2009 г.
Представитель ИФНС по Центральному району г.Новокузнецка Демина Е.О., действующая на основании доверенности от 31.12.2010 г., возражала против требований. Считает, что отказ ИФНС в предоставлении льготы по транспортному налогу Кадурову И.Н. принят в соответствии с законом. Согласно информационному письму ОАО «Ульяновский автомобильный завод» автомобиль УАЗ 3962 является производной моделью от базовой УАЗ 2206, обладает аналогичными свойствами и характеристиками, при сертификации отнесен к категории автобусы, которые не входят в перечень транспортных средств, установленный в п.6.2 Закона, на которые предоставляется льгота по уплате транспортного налога.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
От уплаты транспортного налога, согласно п. 6.2 ст. 6 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-ОЗ «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями) освобождаются пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности в соответствии с федеральным законодательством и имеющие легковые автомобили, мотоциклы, грузовые автомобили.
В судебном заседании установлено, что на декабрь 2009 года Кадуров И.Н. является пенсионером, получающим трудовую пенсию по старости. Ему на праве собственности принадлежит автомобиль УАЗ 3962, 1997 года выпуска, регистрационный знак .... В свидетельстве о регистрации ТС указана категория ТС «В», тип ТС – санитарная, разрешенная максимальная масса 2720 кг. Согласно письму ИФНС по Центральному району г.Новокузнецку в предоставлении льготы по транспортному налогу Кадурову И.Н. за 2009 г., 2010 г. было отказано, т.к. на основании данных ОАО «Ульяновский автомобильный завод» транспортное средство УАЗ 3962 отнесено к категории автобус.
Как пояснили Кадуров и представитель ответчика, Кадуров просил ответчика предоставить льготу за декабрь 2009г. и за 2010г., поскольку именно с декабря 2009 года Кадуров имеет медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством.
В статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 16 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Понятия автобуса и легкового автомобиля в Кодексе для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу статьи 11 Кодекса следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Автобусы" или "Легковые автомобили".
В силу пунктов 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Как видно из материалов дела, автомобиль УАЗ-3962, принадлежащий Кадурову, зарегистрирован в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации как легковой автомобиль и на него выдан паспорт транспортного средства.
В строке 3 "Наименование (тип транспортного средства)" паспорта спорный автомобиль значится как специальный санитарный автомобиль.
В строке 4 "Категория транспортного средства (А, В, С, D, прицеп)" автомобиль отнесен к категории "В", разрешенная масса которых не превышает 3 500 кг и число мест для сидения, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, что соответствует Классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов - ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, принадлежащий Кадурову автомобиль относится к легковым (код 15 3410166 автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные)).
Справкой ОГИБДД УВД по г. Новокузнецку подтверждается, что транспортное средство УАЗ 3962 относится к категории «В», «специальный санитарный» автомобиль с числом мест для перевозки пассажиров помимо сиденья водителя равной восьми.
Допрошенный в качестве свидетеля госинспектор отдела технического надзора ОГИБДД УВД г. Новокузнецка ФИО16. показал, что в его должностные обязанности входит в том числе проведение государственного технического осмотра транспортных средств, при котором проверяются технические характеристики автомобилей. Автомобиль УАЗ 3962 не относится к автобусам, т.к. имеет число мест для сидения 8 (кроме места для водителя), а его параметры не превышают максимальных разрешенных для автомобилей параметров. Данный автомобиль отнесен к категории «В».
Судом установлено, что автомобиль марки УАЗ-3962 используется Кадуровым в личных потребительских некоммерческих целях.
Доказательств использования названного транспортного средства в качестве пассажирского транспорта (автобуса) или в иных целях Инспекция в суд не представила.
Ответчиком представлено письмо ОАО «Ульяновский автомобильный завод» без номера и даты, в котором указано, что автомобиль УАЗ 3962 должен быть отнесен к автобусам, т.к. сертифицирован по категории М2 «Механические ТС для перевозки пассажиров, имеющих более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн».
Суд считает, что данное письмо не является доказательством отнесения спорного автомобиля к автобусам, поскольку указанный завод не является органом, которому предоставлено право определения категории транспортных средств. Суд отмечает, что спорный автомобиль имеет 8 мест для сидения (кроме места для водителя), что сторонами не оспорено и подтверждается сведениями об этом автомобиле, указанными в Справочнике транспортных средств, сертифицированных Межотраслевым фондом «Сертификация автотранспорта».
Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ инспекции ФНС по Центральному району г. Новокузнецка в предоставлении льготы по транспортному налогу является необоснованным, и Кадуров И.Н. имеет право на предоставление ему в соответствии с п.6.2 ст.6 Закона Кемеровской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 г. №95-ОЗ льготы по транспортному налогу за ноябрь 2010г. и за 2010г.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Инспекции ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка в предоставлении Кадурову И.Н. льготы по транспортному налогу за декабрь 2009 года, а также за 2010г.
Обязать Инспекцию ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка предоставить Кадурову И.Н. льготу по транспортному налогу за декабрь 2009 года, а также за 2010г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.Н. Дурова
Верно. Судья И.Н. Дурова