Дело №а-№/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего Ижболдиной Т.П.
при секретаре Б
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 21 декабря 2015 года дело по административному исковому заявлению Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № ГУФСИН России по <адрес>», ГУФСИН России по <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № ГУФСИН России по <адрес>», ГУФСИН России по <адрес> о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства РФ в <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> установлено, что ответчиком допускаются нарушения трудового законодательства, регулирующего охрану труда. В частности, не проведена специальная оценка условий труда 38 рабочих мест по бюджету и 16 по внебюджету. В связи с этим, просит обязать <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> устранить нарушения федерального законодательства об охране труда и организовать проведение специальной оценки условий труда 16 рабочих мест по внебюджету: (начальник котельной, заведующий складом, инженер, экспедитор, подсобный рабочий, фрезеровщик, кузнец, ткач, машинист экструдера, подсобный рабочий, формовщик, подсобный рабочий, слесарь, пилоточ, чистильщик канализаций, рабочий бани); обязать <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> и ГУФСИН России по <адрес> устранить нарушения федерального законодательства об охране труда и организовать проведение специальной оценки условий труда 38 рабочих мест по бюджету: водитель (УАЗ 3962), инженер ОТ и ТБ, заведующий столовой для осужденных, пожарный рабочий, водитель пожарного автомобиля, заведующий складом, инспектор оперативного отдела, инспектор ОИ и ХО, экспедитор, инженер, комендант, механик, уборщик помещений, заведующий камеры хранения, заведующий хозяйством профессионального училища, заведующий хозяйством клуба, художник, нарядчик, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, швей, дневальный, обувщик по ремонту обуви, слесарь по ремонту автомобилей, санитар, заведующий баней, рабочий по обслуживанию бани, подсобный рабочий в бане, подсобный рабочий (сортировщик-комплектовщик белья), рабочий по стирке и ремонту спецодежды, гладильщик, парикмахер, истопник бани, повар, резчик пищевой продукции, кухонный рабочий); ответчикам установить разумный срок для исполнения решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Помощник прокурора Ч в судебной заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Ш, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что часть требований прокурора исполнена, а часть находится в стадии исполнения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе, и др.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О специальной оценке условий труда", работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 главы II «Положения о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», утвержденного приказом ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о ГУФСИН по <адрес>), одной из основных задач ГУФСИН России по <адрес> является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.
Согласно п. 21 главы III Положения о ГУФСИН по <адрес> одной из основных функций Главного управления является создание безопасных условий труда и гигиены сотрудникам (работникам) Главного управления, осуществление контроля за соблюдением безопасных условий труда и гигиены сотрудников (работников) в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах и других подведомственных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальником <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>Н утверждено штатное расписание (рабочих осужденных) <данные изъяты> ГУФСИН по <адрес> со сдельной оплатой труда на 2015 год, в соответствии с приказом <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ос. При проверке Кузбасской прокуратурой соблюдения трудового законодательства <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> установлено, что ответчиком допускаются нарушения трудового законодательства, регулирующего охрану труда. В частности не проведена специальная оценка условий труда 38 рабочих мест по бюджету (водитель (УАЗ 3962), инженер ОТ и ТБ, заведующий столовой для осужденных, пожарный рабочий, водитель пожарного автомобиля, заведующий складом, инспектор оперативного отдела, инспектор ОИ и ХО, экспедитор, инженер, комендант, механик, уборщик помещений, заведующий камеры хранения, заведующий хозяйством профессионального училища, заведующий хозяйством клуба, художник, нарядчик, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, швей, дневальный, обувщик по ремонту обуви, слесарь по ремонту автомобилей, санитар, заведующий баней, рабочий по обслуживанию бани, подсобный рабочий в бане, подсобный рабочий (сортировщик-комплектовщик белья), рабочий по стирке и ремонту спецодежды, гладильщик, парикмахер, истопник бани, повар, резчик пищевой продукции, кухонный рабочий) и 16 по внебюджету: (начальник котельной, заведующий складом, инженер, экспедитор, подсобный рабочий, фрезеровщик, кузнец, ткач, машинист экструдера, подсобный рабочий, формовщик, подсобный рабочий, слесарь, пилоточ, чистильщик канализаций, рабочий бани). Факт нарушения ответчиком требований федерального законодательства подтверждается справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, справкой начальника <данные изъяты>Н, штатным расписанием рабочих (спецконтингента) со сдельной оплатой труда ЦТ АО <данные изъяты>-ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно информационным сведениям от ДД.ММ.ГГГГ№/№<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ закончилось действие карт аттестации на 38 бюджетных рабочих местах. Согласно информационным сведениям от ДД.ММ.ГГГГ№/№<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> следует, что требуется провести специальную оценку условий труда еще на 15 рабочих местах спецконтингента, так как срок действия карт аттестации по ним закончился ДД.ММ.ГГГГ (внебюджет). Более того, в соответствии с п. 1.1 Устава учреждения, <данные изъяты> ГУФСИН по <адрес> является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документа, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно п. 2.5.1 Устава, учреждение обеспечивает в соответствии законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду. В соответствии с подпунктом 1.7 Устава <данные изъяты>, оно является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Кроме того, согласно п. 1.1 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> ГУФСИН по <адрес> и ООО «Новокузнецкий Аттестационный лабораторный центр охраны труда», Исполнитель (центр) обязуется оказать по заданию заказчика услуги по специальной оценке условий труда (по списку, указанных в контракте) и представить результат заказчику. Из заключения эксперта №ЗЭ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам специальной оценки условий труда следует, что в составе комиссии на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда», приказа Минтруда России, приказа «Об организации и проведении специальной оценки условий труда», проведена специальная оценка условий труда совместно с работодателем <данные изъяты> ГУФСИН по <адрес> по адресу: <адрес>А, по результатам которой установлена 8 рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда и 8 рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Факт выполнения работ подтверждается актом №К от ДД.ММ.ГГГГ. Также, согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> ГУФСИН по <адрес> и ООО «Новокузнецкий Аттестационный лабораторный центр охраны труда» заключен договор, согласно п. 1 которого заказчик поручает, а исполнитель выполняет работы по процедуре Специальной оценке условий труда (СОУТ) в соответствии с требованиями ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ на 38 рабочих местах, согласно приложению № к договору. Однако, указанный договор в настоящий момент не исполнен.
С учетом указанного, суд считает требования Кузбасского прокурора обязать <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> и ГУФСИН России по <адрес> устранить нарушения федерального законодательства об охране труда и организовать проведение специальной оценки условий труда 38 рабочих мест по бюджету законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Так, из представленных истцом в материалы дела документов установлено, что ответчиком не исполняются требования Федерального закона «О специальной оценке условий труда», чем нарушаются права трудящихся, а также действующее трудовое законодательство Российской Федерации. При обстоятельствах, установленных в результате проверки прокурором, труд осужденных, привлекаемых к работам в ФКУ ЛИУ-16, не является безопасным, что препятствует реализации важнейших конституционных принципов о праве на труд.
Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о труде, неправомерно и влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан - осужденных, отбывающих наказание в <данные изъяты>, на труд.
При этом, обязанность по исполнению данных требований суд считает необходимым возложить на <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>, так как учреждение является юридическим лицом, самостоятельно за счет бюджетных средств осуществляющее деятельность, определенную ему в соответствии с перечисленными нормами права и Уставом. ГУФСИН России по <адрес> для исполнения указанных мероприятий правомочиями не обладает.
При определении срока исполнения указанной обязанности, суд считает разумным установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, суд считает, что требования Кузбасского прокурора об обязании <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> устранить нарушения федерального законодательства об охране труда и организовать проведение специальной оценки условий труда 16 рабочих мест по внебюджету удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что судом установлено, что данные требования Кузбасского прокурора исполнены ответчиком в ходе рассмотрения данного дела по существу.
При этом, суд считает не состоятельным довод представителя ответчика о том, что в полномочия прокуратуры за соблюдением законов в ИУ не входит право требовать обязать ЛИУ устранить нарушения требований закона в отношении должностей, не занимаемых осужденными, поскольку специализированным прокурором установлены нарушения закона при проведении проверки, в рамках которой он самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования.
Более того, заявление истцом требований об устранении нарушений ответчиком в отношении части установленных нарушений, по мнению суда, не отвечает требованиям законодательства о прокуратуре Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения федерального законодательства об охране труда и организовать проведение специальной оценки условий труда 38 рабочих мест по бюджету: водитель (УАЗ 3962), инженер ОТ и ТБ, заведующий столовой для осужденных, пожарный рабочий, водитель пожарного автомобиля, заведующий складом, инспектор оперативного отдела, инспектор ОИ и ХО, экспедитор, инженер, комендант, механик, уборщик помещений, заведующий камеры хранения, заведующий хозяйством профессионального училища, заведующий хозяйством клуба, художник, нарядчик, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, швей, дневальный, обувщик по ремонту обуви, слесарь по ремонту автомобилей, санитар, заведующий баней, рабочий по обслуживанию бани, подсобный рабочий в бане, подсобный рабочий (сортировщик-комплектовщик белья), рабочий по стирке и ремонту спецодежды, гладильщик, парикмахер, истопник бани, повар, резчик пищевой продукции, кухонный рабочий).
В удовлетворении остальных требований Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2015г.
Председательствующий Ижболдина Т.П.