НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область) от 04.03.2020 № А-1114/20

Дело а-1114/2020

()

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Будасовой Е.Ю.

при секретаре Устиновой Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС по <адрес> к Брызгалиной А. А. о взыскании задолженности по недоимке,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС РФ по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Брызгалиной А.А. о взыскании задолженности за 2017г. по транспортному налогу в сумме 14 960 руб., пени в сумме 37,40 руб., на общую сумму 14 997,40 руб.

Требования мотивированы тем, что определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению ИФНС России по <адрес> к Брызгалиной А.А. о взыскании задолженности по недоимке, в связи с поступлением от должника возражений. Таким образом, инспекция предъявляет требования в порядке административного искового производства. Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ. На территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О транспортном налоге», в соответствии с которым, определяется ставка налога, порядок и сроки уплаты налога, форма отчётности, а так же порядок предоставления льгот и оснований для их использования. Согласно сведениям, поступившим из ГИБДД, на имя Брызгалиной А.А. зарегистрировано транспортное средство автомобиль марки «TOYOTA ESTIMA», 2003 года выпуска, . Налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ответчику было направлено налоговое уведомление от 11.09.2018г. с указанием срока оплаты до 03.12.2018г. Однако налог не был уплачен. Ответчику было направлено требование об уплате налога от 14.12.2018г. с указанием срока оплаты в добровольном порядке до 15.01.2019г. Однако в установленный срок требование исполнено не было. В силу ст. 75 НК РФ была начислена пеня. Таким образом, задолженность ответчика составляет: по транспортному налогу за 2017г. - 14 960 руб., пени в сумме 37,40 руб., на общую сумму 14 997,40 руб.

Впоследствии представитель административного истца уточнил административные исковые требования и просит суд взыскать с Брызгалиной А.А. задолженность за 2017г. по транспортному налогу с физических лиц в размере 12 780 руб., пени в размере 37,40 руб., на общую сумму 12 817,40 руб.

Представитель административного истца Шабалина Е.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом. Письменным заявлением просит рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Брызгалина А.А. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Представила суду письменные возражения по делу, просит в удовлетворении административных требований отказать, так как она неоднократно обращалась в налоговый орган (через личный кабинет налогоплательщика) с просьбой обратить внимание на факт введения в отношении нее процедуры банкротства. Кроме того указывает, что 11.02.2020г. ею была произведена частичная оплата транспортного налога в размере 2 180 руб.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом их уточнений.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по правилам главы 32 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге» на территории <адрес> вводится транспортный налог.

На основании ст.357 НКРФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.1 п.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям ГИБДД Брызгалиной А.А. на праве собственности принадлежало транспортное средство автомобиль марки «TOYOTA ESTIMA», 2003 года выпуска, (дата регистрации права 11.12.2012г., дата утраты права 22.09.2018г.).

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В адрес Брызгалиной А.А. было направлено налоговое уведомление от 11.09.2018г., согласно которому административному ответчику необходимо было в срок до 03.12.2018г. уплатить транспортный налог за 2017г. в размере 14 960 руб. Однако уплата налога в установленный срок произведена не была.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Поскольку в установленные сроки обязанность по уплате налога Брызгалиной А.А. не была исполнена, 14.12.2018г. ответчику было направлено требование согласно которому у неё имеется задолженность по транспортному налогу в размере 44 880 руб. (за 2015-2017 гг.), начислена пеня в размере 112,20 руб. со сроком уплаты до 15.01.2019г.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, казанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

На основании п.2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В установленный срок налоговое требование исполнено не было в связи с чем, административный истец обратился 02.07.2019г. к мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Центрального судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Брызгалиной А.А. в доход бюджета недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 14 960 руб., пени в сумме 37,40 руб.

Определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими возражениями.

26.12.2019г. ИФНС России по <адрес> было подано административное исковое заявление, т.е. в течение шести месяцев, налоговая инспекция обратилась с административным исковым заявлением в Центральный районный суд <адрес>.

Кроме того, из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда <адрес> по делу от 31.05.2017г. принято заявление должника-гражданина Брызгалиной А.А. о признании её банкротом.

Определением Арбитражного суда <адрес> по делу от 27.07.2017г. введено в отношении Брызгалиной А.А. процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина - реструктуризация долгов. Утверждена в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реструктуризации долгов ., являющаяся членом Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».

Решением Арбитражного суда <адрес> по делу от 19.12.2017г. должник-гражданин Брызгалина А.А. признана банкротом, введена процедура реализации имущества сроком на пять месяцев. Утверждена финансовым управляющим для участия в процедуре реализации имущества должника ., являющуюся членом Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».

Определением Арбитражного суда <адрес> по делу от 08.08.2018г. включены в третью очередь реестра требований кредиторов требования Федеральной налоговой службы о взыскании транспортного налога за 2014-2016 гг. в размере 44 880 руб. о взыскании долга по налоговым платежам.

Определением Арбитражного суда <адрес> по делу от 19.11.2019г. завершена реализация имущества в отношении Брызгалиной А.А.

Согласно пункту 3 статьи 213.6 Федерального закона Российской Федерации от 1ДД.ММ.ГГГГ "О несостоятельности (банкротстве)" под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 1ДД.ММ.ГГГГ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В рассматриваемом случае расчет суммы налога производился налоговым органом, в связи с чем, при определении момента возникновения у административного ответчика обязанности по уплате налога следует исходить из положений пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

Судом установлено и следует из материалов дела, что налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес административного ответчика со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, поскольку обязанность по уплате налога за 2017 год возникла ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после возбуждения производства по делу о банкротстве, то требования об уплате транспортного налога являются текущими платежами, которые не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а подлежат рассмотрению в исковом производстве по правилам административного судопроизводства в суде общей юрисдикции.

Признание административного ответчика банкротом не освобождает Брызгалину от обязанности по уплате налогов на принадлежащее ей имущество, как физического лица, которые в рассматриваемом случае относятся к текущим платежам.

Таким образом, суд считает, что с административного ответчика подлежит взысканию задолженность за 2017 г. по транспортному налогу в полном объеме.

Кроме того, судом установлено, что административным ответчиком 12.02.2020г. была произведена оплата транспортного налога в размере 2 180 руб., что следует из выписки портала государственных услуг РФ.

Таким образом, задолженность административного ответчика за 2017г. составляет: по транспортному налогу – 12 780 руб., пени в сумме 37,40 руб., на общую сумму 12 817,40 руб. и подлежит взысканию с ответчика Брызгалиной А.А.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета.

На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 512,70 руб.

На основании 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Брызгалиной А. А. зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход государства недоимку по транспортному налогу за 2017г. в сумме 12 780 руб., пени в сумме 37,40 руб.

Взыскать с Брызгалиной А. А. государственную пошлину в сумме 512,70 руб. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Е.Ю.Будасова