НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область) от 02.03.2020 № 2А-1375/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.

При секретаре Гаджиевой Е. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

02 марта 2020 г.

дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, Государственной инспекции труда в Кемеровской области отделу надзора и контроля в г. Новокузнецке, государственному инспектору труда государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2 о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась с административным иском к Государственной инспекции труда в Кемеровской области отделу надзора и контроля в г. Новокузнецке, государственному инспектору труда ФИО2 о признании предписания незаконным.

Просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 42/7112-20-ОБ/3 от 24.01.2020, вынесенное государственным инспектором труда ФИО2

Административные исковые требования мотивированы тем, что Государственной инспекцией труда Кемеровской области на основании распоряжения № 42/7-112-20-ОБ/12-872-И/69-70 от 21.01.2020 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ИП ФИО1 По результатам проверки, проводимой инспектором труда ФИО2 Государственной инспекции труда КО, административному истцу было выдано предписание № 42/7112-20-ОБ/З от 24.01.2020 об устранении выявленных нарушений. Административный истец считает, что предписание № 42/7112-20-ОБ/З от 24.01.2020 является незаконным и необоснованным. В ходе проводимой проверки было установлено, что Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. минимальный размер заработной платы увеличен до 11280 рублей в месяц. На основании статьи 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате. После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующе субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. 17.01.2019 в городе Кемерово заключено «Кузбасское региональное соглашение между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов «Федерация профессиональна организаций Кузбасса», Коллегией Администрацией Кемеровской области и работодателя» Кемеровской области на 2019-2021 годы», устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на региональном уровне. Государственный инспектор указывает, на тот факт, что ФИО1 не представила мотивированный письменный отказ от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению, соответственно, по мнению должностного лица положения данного Соглашения подлежат обязательному исполнению. Между тем, в Государственную инспекцию труда представлялись доказательства направления письменного мотивированного отказа от присоединения к Кузбасскому Региональному соглашению. Уведомление об отказе подается в уполномоченный орган лично или направляется заказным письмом с описью вложения. Так, 01.02.2019 ФИО1 ценным письмом с описью вложения в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области был направлен письменный мотивированный отказ от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению о минимальной заработной плате, справка об отсутствии профсоюза у индивидуального предпринимателя, график повышения минимальной заработной платы сотрудников, до размера, предусмотренного соглашением о минимальной заработной плате. Доказательством отправки письменного мотивированного отказа от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению является опись вложения со штампом почтового отделения, а также квитанция об отправке почтового отправления. Следовательно, ФИО1 отказалась от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению о минимальной заработной плате, в связи с чем требования государственного инспектора изложенные в оспариваемом предписании являются незаконными и необоснованными. Более того, считает, что, ст. 48 ТК РФ устанавливает, что ситуация, при которой соглашение может распространять свое действие на лиц, не принимавших участия в его подписании, может возникать только при подписании отраслевых соглашений на федеральном уровне. В свою очередь, распространение региональных соглашений, к числу которых относится Кузбасское региональное соглашение, на лиц, не участвующих в его заключении, законодательством не предусмотрено. Исходя из этого можно говорить о том, что Кузбасское региональное соглашение устанавливает обязательные условия не для всех работодателей, а только для тех, кто входит в объединение, подписавшего от имени работодателей названное соглашение. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателем, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, а также не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Следовательно, государственный инспектор при вынесении предписания № 42/7112-20-ОБ/З от 24.01.2020, превысил должностные полномочия, разрешив индивидуальный трудовой спор по существу.

В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил административные исковые требования, просит признать незаконным и отменить пункты 1, 3, 4, 5 предписания № 42/7112-20-ОБ/З от 24.01.2020 об устранении выявленных нарушений государственного инспектора труда ГИТ КО ФИО2 Пункты 3, 4, 5, о проведении перерасчета и компенсации по ст. ст. 133.1, 236 ТК РФ считает незаконными по мотиву наличия спора о праве и отсутствия права на разрешение трудовых споров у государственного инспектора труда. Нарушение прав и законных интересов истца обжалуемым решением состоит в том, что выполнение предписания означает дополнительные финансовые расходы. Кроме того, оспариваемое решение нарушает права заявителя по ведению нормальной хозяйственной и предпринимательской деятельности, ставит под угрозу репутацию индивидуального предпринимателя и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 19.5 КоАП РФ. Полагает, что спор о выплате компенсации по заработной плате до МРОТ и выплата заработной платы в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, а также начисление процентов по ст. 236 ТК РФ является в силу ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Поэтому оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетентности, и в этой части является незаконным.

В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве ответчика привлечена Государственная инспекция труда Кемеровской области, о чем вынесено определение.

Административный истец о месте и времени рассмотрения административного иска уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, представившая диплом о наличии высшего юридического образования, настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Кемеровской области, административный ответчик государственный инспектор труда ФИО2 административные исковые требования не признала, пояснив, что в Отдел федерального надзора Государственной инспекции труда в Кемеровской области поступили обращения Х, Г в связи с нарушением трудовых прав ИП ФИО1 В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В связи с чем, 24 января 2020 года в отношении ИП ФИО1 вынесено предписание №42/7-112-20-ОБ/3, согласно которому ФИО1 необходимо устранить нарушения трудового законодательства.

Административный ответчик Отдел федерального надзора Государственной инспекции труда в Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного иска извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с п. 1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324).

В соответствии с п. 6 Приказа Минтруда России от 26.05.2015 № 318н "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости" структурными подразделениями территориального органа являются отделы.

Приказом Роструда от 31 марта 2017 г. № 214 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Кемеровской области.

Согласно п. 2 Приказу Роструда от 31 марта 2017 г. № 214, инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), осуществляющим ее полномочия, предусмотренные настоящим Положением, на территории Кемеровской области.

Структурными подразделениями инспекции являются отделы. В Инспекции могут быть структурные подразделения, осуществляющие полномочия в установленной сфере деятельности вне основного места расположения Инспекции (п. 6 Приказа Роструда от 31 марта 2017 г. № 214).

Согласно п. 10 Приказу Роструда № 214, инспекция реализует следующие полномочия: осуществляет: федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

В судебном заседании установлено, что от Г, Х в прокуратуру Куйбышевского района г. Новокузнецка поступило заявление, в котором заявители указывали на нарушения, допущенные работодателем ИП ФИО1 при оплате труда.

Прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка указанное заявление направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области.

Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области в соответствии с распоряжением руководителя государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Кемеровской области № 42/7-112-20-ОБ/12-872-И/69-70 от 21.01.2020 была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ИП ФИО1 трудового законодательства, основанием которой явились обращения Г, Х

По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда ГИТ в КО ФИО2 был составлен акт проверки от 22.01.2020, в котором указано на наличие выявленных нарушений, ИП ФИО1 выдано предписание № 42/7-112-20-ОБ/3 от 24.01.2020 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

Пунктом 1 ИП ФИО1 предписано, в соответствии с требованием ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, п. 3.48 «Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019-2021 годы» соблюдать требования об оплате заработной платы работникам при полной выработке месячной нормы рабочего времени не ниже минимального размера оплаты труда в Кемеровской области: «Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты, установленного федеральным законом», «Коммерческим организациями (кроме организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования, для которых основным видом деятельности является оказание жилищных, коммунальных услуг, услуг транспорта (пассажирские перевозки) связи (почтовые услуги) и индивидуальным предпринимателям совместно необходимо обеспечивать выплату минимальной заработной платы работникам при полной выработке месячной нормы рабочего времени не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной в установленном законом порядке за второй квартал предшествующего года, с начислением на нее районного коэффициента)». Срок - со дня вручения постоянно.

Пунктом 2 предписано соблюдать требование о выплате заработной платы дважды в месяц, в соответствии с требованием 136 Трудового кодекса РФ, заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Срок - со дня вручения постоянно.

Пунктом 3 предписано соблюдать требование о начислении и выплате процентов (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в соответствии с требованием ст. 236 Трудового кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Срок - со дня вручения постоянно.

Пунктом 4 предписано произвести перерасчет заработной платы при полной выработке месячной нормы рабочего времени за январь-декабрь 2019 и выплатить Х, Г не доплаченные суммы, в соответствии с требованием ст.ст. 133.1 ТК РФ, Пункта 1 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.08.2019 № 476 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за второй квартал 2019». Срок выполнения - до 15.02.2020.

Пунктом 5 предписано начислить и выплатить Х, Г проценты (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы за январь -декабрь 2019 по день фактической выплаты, в соответствии с требованием ст. 236 ТК РФ. Срок выполнения - до 15.02.2020.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) (п. 3 пп. «а»).

В обоснование допущенных работодателем нарушений трудового законодательства в предписании государственный инспектор труда сослался на нормы Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч. 1), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.3).

Согласно ч.1-4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, установлено, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149).

Федеральным законом от 25.12.2018 №481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2019 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 11 280,00 рублей в месяц.

17.01.2019 в городе Кемерово" Кузбасское региональное соглашение между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Кузбасса", Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019 - 2021 годы", устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ни экономических отношений на региональном уровне.

Пунктом 3.48 "Кузбасское региональное соглашение между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Кузбасса", Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019 - 2021 годы" установлено, что коммерческим организациям (кроме организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования, для которых основным видом деятельности является оказание жилищных, коммунальных услуг, услуг транспорта (пассажирские перевозки), связи (почтовые услуги)) и индивидуальным предпринимателям обеспечивать выплату минимальной заработной платы работникам при полной выработке месячной нормы рабочего времени не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной в установленном законом порядке за второй квартал предшествующего года, с начислением на нее районного коэффициента.

Статьей 1 Постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 13.08.2019 №476 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за второй квартал 2019 года для трудоспособного населения установлена в размере 11 011 рублей.

Таким образом, минимальная заработная плата работников индивидуальных предпринимателей Кемеровской области при полной выработке месячной нормы рабочего времени за 2-4 кварталы 2019 года должна составлять не менее 19 354,00 рублей.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерация мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 было направлено почтовое отправление с объявленной ценностью в 1 рубль в Департамент труда и занятости населения <адрес>, <адрес>. Согласно описи вложения в ценное письмо, почтовое отправление включало в себя отказ от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению о минимальной заработной плате, справку об отсутствии профсоюза в ИП, график повышения минимальной заработной платы сотрудников, до размера, предусмотренного соглашением о минимальной заработной плате. В подтверждение отправки ценного почтового отправления, с объявленной ценностью 1 рубль, ФИО1 предоставлена квитанция серии 654032 21 № 00206 от 01.02.2019.

Однако, как следует из Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2008 N 242 (ред. от 24.10.2018) "Об утверждении Положения о департаменте труда и занятости населения Кемеровской области", местом нахождения департамента является <адрес>.

Также, 01.02.2019 ИП ФИО1 было направлено почтовое отправление с объявленной ценностью в 1 рубль заместителю Губернатора Кемеровской области по экономическому развитию Ш в Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений по адресу <адрес>. Подтверждение получения почтового отправления адресатом отсутствуют.

Таким образом, доводы административного истца об отказе от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению о минимальной заработной плате не нашли своего подтверждения.

Нарушения указанных выше норм были выявлены государственным инспектором труда при проверке расчетных листков Х, согласно которым в сентябре 2019 года ею отработано 9 дней - 72 рабочих часов, за что ей начислено 4 054, 56 рублей, суммы по листкам нетрудоспособности и выплачена заработная плата в общей сумме 5 836, 46 рублей по реестру № 44 от 09.09.2019. В октябре 2019 года ею отработано 23 дня - 184 рабочих часов, за что ей начислено 12 298, 00 рублей и выплачена заработная плата в сумме 10 877, 51 рублей по реестру № 53 от 10.10.2019. В ноябре 2019 года ею отработано 20 дней - 160 рабочих часов, за что ей начислено 12 298, 00 рублей и выплачена заработная плата в размере 10 699, 85 рублей по реестру № 58 от 11.11.2019. В декабре 2019 г. Х отработано 12 дней-95 рабочих часов, за что ей начислено 5 160, 35 рублей, за ежегодный оплачиваемый отпуск за 14 дней в 1 сумме 4 649, 54 рублей и выплачена заработная плата в общей сумме 14 744, 39 рублей.

Кроме того, согласно расчетным листкам Г в сентябре 2019 г. ею отработано 21 день - 168 рабочих часов, за что ей начислено 12 298, 00 рублей и выплачена заработная плата в общей сумме 5 836, 46, 00 рублей по реестру № 44 от 09.09.2019. В октябре 2019 года ею отработано 23 дня - 184 рабочих часов, за что ей начислено 12 298, 00 рублей и выплачена заработная плата в сумме 10 700, 85 рублей по реестру № 53 от 10.10.2019 г, в ноябре 2019 г. ею отработано 20 дней - 160 рабочих часов, за что ей начислено 12 298, 00 рублей и выплачена заработная плата в размере 10 699, 85 рублей по реестру № 58 от 11.11.2019. В декабре 2019 г. Г отработано 12 дней - 95 рабочих часов, за что ей начислено 5 160, 35 рублей, за ежегодный оплачиваемый отпуск за 14 дней в сумме 4 774, 42 рублей и выплачена заработная плата в общей сумме 14 853, 27 рублей.

Размер заработной платы сотрудников Х, Г у ИП ФИО1 не достигает установленного на территории Кемеровской области минимального уровня, и составляет в среднем 12 298, 00 рублей, таким образом, пункт 1 предписания «42/7-112-20-ОБ/3 является законным.

Пунктом 3 предписания предусмотрена обязанность ИП ФИО1 соблюдать требование о начислении и выплате процентов (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в соответствии с требованием ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из акта проверки №42/7-112-20-ОБ/1 от 22.01.2020 государственного инспектора Государственной инспекции труда в Кемеровской области следует, что выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно подтвердились факты выплаты заработной платы в сентябре - декабре 2019 года один раз в месяц, также оплата заработной платы Х, Г ниже установленного минимального размера оплаты труда Кемеровской области 19 354,00 рублей. Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что работникам ИП ФИО1 не начислены и не выплачены проценты (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы. Таким образом, выявлены нарушения: ст. ст. 133.1, 136, 236 ТК РФ.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В судебном заседании установлено и подтверждено сторонами по делу, что требование изложенные в пункте 3 предписании Государственной инспекции труда от 24.01.2020 №42/7-112-20-ОБ/3 в отношении ИП ФИО1 не исполнены.

Суд, исследовав содержание оспариваемого предписания Государственной инспекции труда от 24.01.2020 №42/7-112-20-ОБ/3, находит пункт 3 предписания законным и обоснованным. Обязанность, возложенная пунктом 3 предписания на ИП ФИО1 соблюдать требования о начислении и выплате процентов (денежная компенсация) при нарушении установленного срока выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в соответствии с требованием ст. 236 Трудового кодекса РФ основаны на законе, следовательно у государственного инспектора труда имелись основания для вынесения оспариваемого для оспариваемого предписания.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется, поскольку в данном случае должностным лицом Государственной инспекции труда были установлены очевидные нарушения трудового законодательства, в предписании указано, что пункты 1 и 3 следует исполнять со дня вручения предписания и постоянно.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Между тем, из содержания предписания от 24.01.2020 №42/7-112-20-ОБ/3 усматривается, что заявление Х и Г касались вопроса выплаты заработной платы, не отвечающей требованиям «Кузбасского регионального соглашения между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Кузбасса», Коллегией Администрацией Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019-2021 годы».

В оспариваемом предписании содержатся ссылки на нарушения, допущенные в отношении двух работников - Х, Г

Как следует из пояснений представителя административного истца, при проведении проверки указывалось на то, что отказ от присоединения к Кузбасскому региональному соглашению о минимальной заработной плате направлен в уполномоченный орган.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что государственным инспектором труда фактически вынесено суждение о необходимости произвести перерасчет заработной платы при полной выработке месячной нормы рабочего времени за январь-декабрь 2019 года и выплатить Х, Г недоплаченные суммы. Начислить и выплатить Х, Г проценты (денежную компенсацию) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы за январь-декабрь 2019 года по день фактической выплаты.

То есть, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

Суд считает, что данные вопросы подлежат разрешению в рамках индивидуального трудового спора о выплате работнику заработной платы за работу по трудовому договору, который в силу статьи 381 ТК РФ подлежит рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание (пункты 4 и 5) вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

Согласно ст. 226, 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, суд находит, необходимым признать предписание Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 42/7112-20-ОБ/3 от 24.01.2020 (пункты 4, 5) незаконным.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, Государственной инспекции труда в Кемеровской области отделу надзора и контроля в г. Новокузнецке, государственному инспектору труда государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2 о признании незаконным предписания удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 4, пункт 5 предписания № 42/7-112-20-ОБ/3 от 24 января 2020 года, выданного Государственным инспектором труда.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 г.

Председательствующий: О. Н. Данилова