НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 24.11.2016 № 12-1136/16

№ 12- 1136/2016

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2016 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Шлейхер Е.В.

с участием представителей ИФНС России по Центральному району г. Красноярска по доверенности - Наболь Ю.К., Мазуниной В.Д.,

при секретаре - Авериной Е.М.

рассмотрев апелляционную жалобу Осетрова Д.В. на постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Красноярска Ермолаевой З.В. от 08 августа 2016 года № 136 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ПМБК» Осетрова Д.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 08 августа 2016 года №136 генеральный директор ООО «ПМБК» Осетров Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор Осетров Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, поскольку согласно абз.18 ст.1.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ расчеты - прием ли выплата денежных средств с использованием наличных (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Начало действия Федерального закона № 290-ФЗ 15.07.2016 года. На момент фиксации неприменения ККТ при выплате выигрыша, а именно: 24.05.2016, 01.06.2016, 02.06.2016, 06.06.2016, 09.06.2016 не существовало закона, который обязывал организатора азартных игр применять контрольно-кассовую технику (ККТ), что подтверждается датой вступления в законную силу №290-ФЗ. В силу п.9 ст.7 Федерального закона РФ №290-ФЗ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего закона, вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01 июля 2018 года. Кроме того, в старой редакции Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, обязанность применения ККТ возникала лишь в случае оплаты услуг, применение ККТ при приеме ставок и выплате выигрышей не было предусмотрено. ООО «ПМБК» не взимает плату за оказание услуги по заключению основанного на риске соглашения и, соответственно, не обязано было применять ККТ. Выплата выигрыша организатором азартных игр сама по себе услугой не является и к денежному расчету не относится, что исключает обязанность применения организаторами азартных игр в обязательном порядке ККТ. Между действиями при приеме ставок от участников азартных игр, выплате выигрышей и между операциями с денежными средствами с использованием специального оборудования в Федеральном законе № 244-ФЗ проведено различие, позволяющее сделать вывод о том, что применение ККТ обязательно только при денежных расчетах в части оплаты стоимости самой услуги по организации азартных игр, а не в части приема ставок и выплате выигрышей. На момент проверки ни один из законов и иных нормативных актов не содержит положений, обязывающих организатора азартных игр применять ККТ при выплате выигрыша, при том, что выплата выигрыша по расходному кассовому ордеру прямо предусмотрена действующим законодательством – Указанием Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», которое организатор азартных игр обязан соблюдать в силу Постановления Правительства РФ от 10.07.2007 № 441 «Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр». Ссылка административного органа на письма и разъяснения Министерства финансов РФ является несостоятельной, поскольку письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В постановлении от 08.08.2016 года № 137 указано, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было получено 28.07.2016 года, то есть, в день составления протокола об административном правонарушении. Телеграмму с уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении он не получал, так как находился в отпуске, факт не получения телеграммы также отражен в постановлении. Также он не получал определение о назначении времени и места рассмотрения дела, что подтверждается почтовым идентификатором () и самим постановлением, так как находился в отпуске. Таким образом, Инспекция ФНС России составила протокол об административном правонарушении, рассмотрела административное дело, вынесла постановление об административном правонарушении в его отсутствие и при отсутствии информации о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела. Нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для отмены постановления административного органа.

Представителем ИФНС России по Центральному району г. Красноярска представлен отзыв на жалобу заявителя, в котором последний указывая о законности и обоснованности обжалуемого постановления, просит жалобу Осетрова Д.В. оставить без удовлетворения.

Заявитель Осетров Д.В., будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.

В судебном заседании представители ИФНС России по Центральному району поддержали постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности в полном объеме, просили оставить жалобу заявителя без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании поручения от 10.06.2016 года № 57 сотрудниками ИФНС России по Центральному району г.Красноярска проведена проверка соблюдения законодательства РФ пункта приема ставок букмекерской конторы ООО «ПМБК» ИНН 7729607406 по адресу <адрес>.

Юридическое лицо – ООО «ПМБК» в соответствии с лицензией № 6 от 08.07.2016г. №6 от 08.07.2016г. осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских контрах и тотализаторах по адресу: <адрес>, при этом ООО «ПМБК» не является плательщиком налога на игорный бизнес.

По результатам проведения проверки установлено, что организация в проверяемом периоде осуществляла наличные денежные расчеты при оказании услуг по организации и проведении азартных игр в игровом заведении без применения контрольно-кассовой техники и без применения бланков строгой отчетности.

07.07.2016 года по результатам проверки составлен акт № 2.16-10/10 проверки полноты учета выручки.

28.07.2016 года в отношении должностного лица генерального директора ООО «ПМБК» Осетрова Д.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.

Постановлением начальника ИФНС России по Центральному району г. Красноярска ФИО1 от 08.08.2016 г. № 136 генеральный директор ООО «ПМБК» Осетрова Д.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Фактические обстоятельства, имеющие значение по настоящему делу, установлены должностным лицом административного органа правильно. Вина Осетрова Д.В. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждаются совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств: актом №2.16-10/10 проверки полноты учета выручки от 07.07.2016; протоколом № 124 об административном правонарушении от 28.07.2016г., объяснениями ФИО2 от 28.06.2016; поручением № 57 от 10.06.2016, требованием № 57 от 10.06.2016; журналом регистрации ПКО и РКО за период с 10 мая по 11 июня 2016 года, иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, исследованными в судебном заседании.

Представленные по делу доказательства являются достоверными, допустимыми, достаточны для вывода о виновности Осетрова Д.В. в совершении правонарушения, им дана надлежащая оценка в обжалуемом постановлении.

Доводы жалобы о том, что на момент совершения правонарушения не существовало закона, который обязывал организатора азартных игр применять контрольно-кассовую технику, и в случае отсутствия платы за оказание услуги по заключению основанного на риске соглашения, ООО «ПМБК» не обязано применять контрольно-кассовую технику, не могут быть признаны состоятельными, в силу следующего.В соответствии с п. 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствам при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п.1 ст.5 указанного закона, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ" и отдельные законодательные акты РФ в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В силу п.6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр – это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 12.09.2013 N 03-01-15/37750 в целях реализации положений Федерального закона № 54-ФЗ, организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21.01.2014, то есть, с даты вступления в силу изменений в Федеральный закон № 244- ФЗ, внесенных Федеральным законом № 198-ФЗ.

Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр с 21.01.2014 приравнена к оказанию услуг, что является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Закона о применении контрольно-кассовой техники. Соответственно, при заключении организатором с участниками азартных игр соглашений о выигрыше и при оказании услуг по организации заключения таких соглашений применение контрольно-кассовой техники является обязательным.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 09.06.2005г. № 222-о, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.

Доводы жалобы об отсутствии обязанности применения контрольно-кассовой техники при выплате выигрыша не основаны на законе, поскольку Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ на всех юридических лиц при осуществлении ими денежных расчетов при оказании услуг возложена обязанность по применению контрольно-кассовой техники, а поскольку в силу Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр относится к деятельности по оказанию услуг, такая обязанность возложена и на юридических лиц, осуществляющих деятельность в указанной сфере.

Следовательно, применение контрольно-кассовой техники является обязательным не только при приеме ставок, но и при выплате выигрыша.

При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о том, что генеральный директор ООО «Первой международной букмекерской компании» Осетрова Д.В. ненадлежащим образом исполнял организационно-распорядительные и административные функции, не обеспечил контроль за соблюдением вышеуказанных требований.

Доводы жалобы о том, что в силу п.9 ст.7 Федерального закона № 290-ФЗ, в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контроль-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01 июля 2018 года, также не могут быть признаны состоятельными, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Указанный Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 04.07.2016, следовательно, вступил в силу с 15.07.2016 (за исключением отдельных положений), то есть, после совершения правонарушения.

При этом, п.9 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые до вступления указанного закона в силу, имели право не применять контрольно-кассовую технику. Однако, как установлено, ООО «ПМБК» занимается деятельностью по организации и проведению азартных игр, которая приравнена к оказанию услуг, что распространяет на нее, как организатора азартных игр, положения Закона № 54-ФЗ, в связи с чем, ссылка заявителя на п.9 ст.7 Федерального закона № 290-ФЗ, несостоятельна.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ руководители организации, совершившие административное правонарушение в связи с невыполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут ответственность, как должностные лица.

Под должностным лицом в Кодексе об административных правонарушениях РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, Осетровым Д.В. - генеральным директором ООО «ПМБК» нарушены требования ст. 2, 5 Федерального закона № 54- ФЗ от 22.03.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетах и (или) расчетов с использованием платежных карт», поскольку наличные расчеты осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники, поскольку юридическим лицом осуществлялись кассовые операции, связанные с выдачей наличных денежных средств (выплатой выигрыша) без применения контрольно-кассовой техники, за что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ - неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Доводы жалобы о нарушении права на защиту, выразившиеся в ненадлежащем извещении заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются представленными материалами дела, исходя из которых, административным органом были приняты надлежащие меры по извещению Осетрова Д.В. как о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении дела по существу.

При этом, ходатайств об отложении даты составления протокола, рассмотрения дела по существу от последнего в административный орган не поступало.

Учитывая изложенное, суд полагает, протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено, в отсутствие указанного лица, правомерно. Процессуальных нарушений порядка привлечения Осетрова Д.В. к административной ответственности, не допущено.

Законно и обоснованно, с учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя, принято решение о назначении Осетрову Д.В. наказания в виде штрафа.

Оснований для отмены обжалуемого постановления судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника ИФНС России по Центральному району г. Красноярска ФИО1 от 08 августа 2016 года № 136 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ПМБК» Осетрова Д.В. , оставить без изменения, а жалобу Осетрова Д.В., - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии через суд Центрального района г. Красноярска.

Судья Е.В. Шлейхер