НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 12.04.2016 № 2-2162/2016

Гражданское дело №2-2162/2016

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Полянской Е.Н.

При секретаре Бобриневой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска, требования мотивировала тем, что работала в должности помощника народного депутата РФ созыва 1990-1995 годов, избранного от национально- территориального избирательного округа, в связи с чем ей была назначена пенсия в соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 23.09.1993 №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов», размер пенсии на 01.11.2015 составляет 14 337,13 руб. Считает, что размер пенсии занижен вследствие неправильного исчисления, в связи с чем неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, но ответчик отказал, сославшись на то, что пенсия подлежит индексации в размерах и в сроки, которые предусмотрены для индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих. Однако ответчик не различает два понятия, предусмотренных п.2 Указа Президента РФ №1435, а именно исчисление пенсии и индексация пенсии. Истец просит о пересмотре исчисления пенсии. В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, пенсия помощнику депутата Российской Федерации, избранному от территориального избирательного округа, исчисляется в размере 75% от одной трети общего месячного фонда оплаты труда трех помощников этого депутата (ч.2 п.2). Следовательно, размер пенсии подлежит периодическому пересмотру, исходя из изменения общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата. Размер пенсии истца с 01.10.2003 составил 7417,58 руб., то есть пенсия исчислялась исходя из суммы 29 670, 30 руб., которая и составляла в этот период общий месячный фонд оплаты труда трех помощников депутата. Федеральным законом от 09.05.2005 №42-ФЗ были внесены изменения в п.1 ст. 40 Федерального закона от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а именно, предусматривалось увеличение фонда оплаты труда помощников депутата с учетом увеличения коэффициента с 1,65 до 3,34 от ежемесячного денежного содержания депутата. В результате чего этот фонд составил 60 059,88 руб. Однако размер пенсии истца в связи с увеличением фонда оплаты труда помощников депутата в 2005 году ответчиком пересмотрен не был, истец по прежнему получала пенсию в размере 7417,58 руб. Указом Президента РФ от 25.07.2006 №766 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» с 01.08.2006 ежемесячное денежное содержание депутата было увеличено в 1,15 раза, что привело к увеличению общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата до 69071,30 руб. с 01.08.2006, однако размер пенсии истца ответчиком так же не был увеличен. Таким образом, начиная с 2003 года ответчик игнорировал неоднократное повышение общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата. Размер пенсии истца индексировался несколько раз в период с 01.10.2003 до 01.10.2013, всего 7 раз за 12 лет, что противоречит правилам исчисления пенсии, предусмотренным Указом Президента РФ № 1435.

С января 2013 года общий месячный фонд оплаты труда трех помощников депутата был увеличен до 165 064 руб., что составляет 165 064 руб. Именно эта сумма должна быть положена в основу исчисления размера пенсии истца с 01.01.2013. Однако ответчик по- прежнему исчисляет пенсию, исходя из общего месячного фонда оплаты труда трех помощников депутата, установленного в 2003 году (29 670,30 руб.). Между тем, исходя из общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата, установленного в настоящее время, размер пенсии истца должен составлять 41 266 руб. В результате разница между полагающейся истцу пенсией и фактически выплаченной в период с 01.10.2003 по 01.12.2015 составляет 1 629 513,32 руб. Просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.10.2003 исходя из 1/3 общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы и 75% от расчетной суммы, и установить месячный размер пенсии в сумме 41 266 руб.; взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за период с 01.10.2003 по декабрь 2015 года в размере 1 629 513, 32 руб.

Впоследствии истец увеличила размер исковых требований в части взыскания недоплаченной пенсии, просила взыскать в свою пользу задолженность в размере 2 024 344,42 руб.

В судебном заседании истец вновь увеличила размер исковых требований, просила взыскать задолженность по недоплаченной пенсии с 01.10.2003 по 01.04 2016 в размере 2 132 060 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, представила уточненный расчет, согласно которому Управление ПФР (ГУ) в Свердловском районе г. Красноярска недоплатило ей 392 135, 30 руб., Управление ПФР (ГУ) в Центральном районе <...> руб.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска ФИО2, действующая по доверенности от 23.01.2015, иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела. Суду пояснила, что в соответствии с Указом Президента РФ №1435, перерасчет размера пенсии как народным депутатам РФ созыва 1990-1995 годов, так и их помощникам производилось при увеличении ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы Российской Федерации и не зависит от фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы. При увеличении ежемесячного денежного вознаграждения депутатов Государственной Думы на основании телеграмм Пенсионного фонда РФ истцу производился перерасчет размера пенсии, самостоятельно Управление решений о перерасчете размера пенсий истцу не принимает.

Представитель третьего лица Государственного учреждения- Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю ФИО3 считает исковые требования не обоснованными, поддержала позицию представителя ответчика.

Представитель соответчика- Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска, о месте и времени судебного разбирательства извещенного надлежащим образом, не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец состояла в должности помощника народного депутата РФ созыва 1990-1995 годов, избранного от национально- территориального избирательного округа, с 28.03.1995 ей была назначена пенсия по старости как помощнику народного депутата созыва 1990-1995 годов в соответствии с Указом Президента РФ от 23.09.1993 №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов РФ созыва 1990-1995годов» в размере 75% от заработной платы помощника народного депутата. Впоследствии, с 13.11.1996, в связи с внесением изменений в Указ Президента РФ, пенсия истцу была изменена и установлена в размере 75% от одной трети общего месячного фонда оплаты труда трех помощников депутата, установленного в тот период времени в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.

Указом Президента РФ от 23.09.1993 №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» (подпункт «з» пункта 1) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, имеющим стаж работы, дающий право на полную пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), с их согласия пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.). Указанная пенсия подлежит периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.

Пунктом 2 названного Указа в первоначальной редакции предусматривалось, что действие пунктов "б", "г", "ж", "з" пункта 1 настоящего Указа распространяется также на помощников народных депутатов Российской Федерации, осуществлявших свою деятельность в соответствии со статьей 46 Закона РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР", и членов их семей.

Указом Президента РФ от 29.10.1996 N 1500 пункт 2 дополнен абзацем, согласно которому при этом пенсия помощнику народного депутата Российской Федерации, избранного от территориального избирательного округа, исчисляется в размере 75 процентов от одной трети общего месячного фонда оплаты труда трех помощников этого депутата, а пенсия помощнику народного депутата Российской Федерации, избранного от национально - территориального избирательного округа, - в размере 75 процентов от одной пятой общего месячного фонда оплаты труда пяти помощников этого депутата.

Выплата государственных пенсий вышеперечисленным лицам производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа, установлено, что инструкция о порядке применения настоящего Указа издается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти.

Министерство социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 16 декабря 1993 г. утвердило Инструкцию N 1-49-У "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов".

Согласно пункту 4 Инструкции, пенсия народным депутатам Российской Федерации определяется в размере 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 года), если они в соответствии с законодательством не имеют право на получение пенсии в более высоком размере.

Пенсия подлежит согласно Указу периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.

Пунктом 5 Инструкции установлено, что к пенсиям, назначенным в соответствии с Указом, надбавки не начисляются, не производится также повышение таких пенсий, за исключением случаев их перерасчета в соответствии с Указом.

В силу пункта 6 Инструкции, пенсионное обеспечение в соответствии с Указом помощников народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов осуществляется при соблюдении условий и правил, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 и 5 настоящей Инструкции. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы помощника народного депутата Российской Федерации на момент прекращения полномочий (21 сентября 1993 года).

Таким образом, народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов и их помощникам предоставляется социальная гарантия в виде досрочного назначения пенсии, если они имеют стаж работы, дающий право на полную пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.). Указанная пенсия подлежит периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.

Исходя из преамбулы Указа Президента РФ от 23.09.1993 №1435, он был принят с целью обеспечения государственных гарантий социальной защиты народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации".

Установление Указом Президента РФ ряда социальных гарантий, в частности, в области пенсионного обеспечения указанной в нем категории лиц, предусматривает разовый (единовременный) характер его применения только к тем народным депутатам РСФСР и их помощникам, которые приобрели право на пенсию до 30 июня 1995 года и другими нормативными актами спорные правоотношения не регламентируются.

Из системного применения положений Указа Президента РФ и принятой в его развитие Инструкции следует, что перерасчет пенсий осуществляется в едином порядке как для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 так и для их помощников- исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации. Иного порядка повышения пенсий для помощников депутатов до 01.09.2013 предусмотрено не было.

Указом Президента РФ от 24.12.2013 №952 в Указ Президента РФ от 23.09.1993 внесены изменения, в частности, абзац второй пункта 2, устанавливающий пенсионное обеспечение помощников депутата, дополнен указанием, что индексация указанной пенсии осуществляется в размерах и сроки, которые предусмотрены для индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, размер пенсии истцу был установлен в соответствии с Указом Президента РФ №1435, в 1996году приведен в соответствие в изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 29.10.1996 N 1500 и до 01.09.2013 неоднократно пересматривался исходя из увеличения заработной платы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на оснований указаний в отношении указанной категории пенсионеров из Пенсионного Фонда РФ.

Так, телетайпограммой Министерства труда и социального развития РФ №332-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ №ЛЧ-25-30/557 от 02.01.2003 разъяснено, что Указом Президента

от 25 июня 2002 года предусмотрено повышение с 30 июня 2002 года ежемесячного денежного вознаграждения в 1,5 раза депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В связи с этим трудовые пенсии по старости народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, назначенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 1996 г. N 1500), устанавливаются с 30 июня 2002 года исходя из указанной суммы. Пенсии помощникам народных депутатов также устанавливаются с 30 июня 2002 года исходя из суммы 16 200 рублей.

Телетайпограммой Министерства труда и социального развития РФ 10 февраля 2004 г. N 787-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ от 16 февраля 2004 г. N ЛЧ-25-30/1556 разъяснено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 1118 ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы с 1 октября 2003 года повышено в 1,1 раза (распоряжение председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 1 октября 2003 г. N 205лс) и составило 17 982 рубля. В связи с этим трудовые пенсии по старости народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, исчисленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года N 1435, подлежат перерасчету исходя из этой суммы с 1 октября 2003 г. Пенсии помощникам народных депутатов также подлежат перерасчету с 1 октября 2003 г. исходя из указанной суммы денежного вознаграждения. С 1 октября 2003 г. общий месячный фонд оплаты труда помощников депутата Государственной Думы составляет 29 670 рублей 30 копеек.

Впоследствии телеграммой Пенсионного фонда РФ от 12.10.2006 разъяснено, что Указом Президента РФ от 25.07.2006 ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы с 01.08.2006 повышено в 1,15 раза, в связи с чем пенсии народным депутатам Российской Федерации созыва 1990-1995 годов и их помощникам подлежат увеличению с 01.08.2006 так же в 1,15 раза.

В дальнейшем, в связи с увеличением вознаграждения депутатов Государственной Думы Указами Президента РФ, на основании телеграмм Пенсионного фонда РФ, произведено увеличение пенсии истцу с 01.01.2007- в 1,1 раза (Указ Президента РФ от 30.12.2006 №1491), с 01.12.2007 – в 1,15 раза (Указ Президента РФ от 18.10.2007 №1377), с 01.02.2008 –в 1,09 раза (Указ Президента РФ от 21.09.2008 №1395), с 01.10.2012- в 1,06 раза (Указ Президента РФ от 03.05.2012 №571).

Как указано выше, Указом Президента РФ от 24.12.2013 №952 введен новый порядок индексации пенсий помощников народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995, тот же, что установлен для пенсий федеральных государственных гражданских служащих.

Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что пенсии для указанной категории индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

В связи с повышением в 1,055 раза окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной службы Указом Президента РФ от 17.10.2013 № 781, в том же размере произведена индексация пенсии истцу с 01.10.2013, и ее размер составил 14337,13 руб.

При этом, с 01.09.2013 в соответствии с изменениями, внесенными Указом Президента РФ №952 от 24.12.2013, в Указ Президента РФ №1435, предусмотренные им пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что назначенная истцу пенсия увеличивалась в порядке и сроки, установленные нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения. Доводы истца о том, что установленный ей ранее размер пенсии подлежал пересмотру исходя из изменения общего фонда оплаты труда помощников депутата, установленного ст.40 Федерального закона от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», основаны на неверном толковании действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание судом.

Указом Президента РФ №1435 возможность пересмотра пенсии помощникам народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов в связи с увеличением общего месячного фонда оплаты труда помощников депутатов члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы не предусмотрена.

Названный Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Статья 40 данного Закона устанавливает условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту).

Статьей 44 названного Закона в ред. Федерального закона от 12.02.2001 N 9-ФЗ действие положений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой статьи 29 настоящего Федерального закона, устанавливающих пенсионное обеспечение депутата Государственной Думы, распространено также на народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе.

Иных установлений, распространяющих действие названного закона как на депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, так и на их помощников, названный Федеральный закон не содержит.

Следовательно, положения указанного закона в части установления размера фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы и их последующего изменения не распространяются на пенсионные правоотношения помощников народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов.

При таком положении, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет пенсии с 01.10.2003 исходя из 1/3 общего месячного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы и 75% от расчетной суммы, и установить месячный размер пенсии в сумме 41 266 руб., взыскании задолженности по пенсии с 01.10.2003 по 01.04 2016 в размере 2 132 060 руб. суд не усматривает.

руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Красноярска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Красноярска, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоплаченной пенсии отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья Е.Н. Полянская