Административное дело № 2а-6262/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2019 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е. Н.,
при секретаре Ступень М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску к Котляревскому АА о взыскании обязательных платежей, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Томку обратилась в суд с административным исковым заявлением к Котляревскому А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование за 2017 год. Мотивируют свои требования тем, что Котляревский А.А. с 23.07.2014 был поставлен на учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя крестьянско-фермерского хозяйства. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащей уплате за расчетный 2017 год составляет 16 120 рублей. Сумма страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год составила 3 162 рубля. Сумма страховых вносов, начисленная налогоплательщику за 2017 год, не была оплачена им в установленный законом срок, в связи с чет была насчитана пени за каждый день просрочки исполнения обязанности в сумме 56 рублей 14 копеек. В адрес налогоплательщика были направлены требования: №226 от 11.01.2018 с предложением уплатить страховые взносы за 2017 в сумме 16 327 рублей 50 копеек и пени 7 рублей 32 копейки, срок добровольного исполнения – 05.02.2018 и №226403 от 21.11.2017 с предложением уплатить страховые взносы за 2017 в сумме 2 954 рубля 50 копеек, пени 7 467 рублей 33 копейки, срок добровольного исполнения – 14.12.2017. Поскольку в установленный срок налогоплательщиком задолженность не была погашена ИФНС России по г. Томску (с пропуском срока на обращение по требованию №226403) направлено заявление о выдаче судебного приказа. 23.11.2018 судебный приказ от 03.07.2018 о взыскании с ответчика спорной задолженности был отменен в связи с поступившими возражениями должника. На основании изложенного административный истец просит признать причину пропуска срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа уважительной и восстановить срок на взыскание налоговой задолженности в размере 19 338 рублей 14 копеек, а также просит взыскать с Котляревского А.А. задолженность в размере 19 338 рублей 70 копеек, в том числе: в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы за 2017 – 16 120 рублей; пени 46 рублей 93 копейки; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы за 2017 год – 3 162 рубля, пени 9 рублей 21 копейку.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Котляревский А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу, а также ходатайство о пропуске истцом процессуального срока. Поскольку согласно требования ИФНС России по Томской области за № 226403 от 21.11.2018 срок для добровольного исполнения истекал 14.12.2017. Следовательно 15.06.2018 истек шестимесячный срок для подачи заявления в суд общей юрисдикции налоговым органом. Дело № 2А-1579/18(4) по заявлению ИФНС России по г. Томску к Котляревскому А.А. о вынесении судебного приказа взыскания задолженности в размере 26 756,65 руб., поступило в судебный участок № 4 Октябрьского судебного района г. Томска 28.06.2018 г. Таким образом на 28.06.2018 истцом был пропущен срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа без уважительной причины. При этом ИФНС России по г. Томску не указаны причины пропуска процессуального срока, и не представлены документы, подтверждающие уважительность этих причин. Относительно спорной задолженности административный ответчик полагал требования не обоснованными, поскольку до августа 2017 он не знал, что осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так как считал, что деятельность ИП прекращена в 2007 г., поскольку в 2007 Котляревский А.А. подавал заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС № 9 по Республике Бурятия. С 2007 года по август 2017 года налоговые органы и ПФР не уведомляли его о задолженности. 02.10.2019 Котляревский А.А. узнал, что в его отношении ОСП по Свердловскому району г. Красноярска 21.04.2017 было возбуждено исполнительное производство № 27130/17/24029-ИП о взыскании задолженности по налогам и сборам, включая пени в размере 167 837,41 руб., на основании акта МИФНС России № 22 по Красноярскому краю за № 24640005960 от 18.04.2017.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, отказе от иных процессуальных прав.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы настоящего административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу п.п.9,14 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч.1 ст.32 НК РФ).
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
При этом, учитывая положения подпункта 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) адвокатом страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Положениями главы 34 НК РФ основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.
Из материалов административного дела следует, что Котляревский А.А. с 02.09.2005 по 08.09.2017 являлся индивидуальным предпринимателем.
Возложенные на него законом обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год Котляревский А.А. не исполнил.
ИФНС России по г. Томску начислены к уплате за 2017 год страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 3 162 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 16 120 рублей.
Так, фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличенное в 12 раз (за год):
- МРОТ (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда") x тариф (статья 426 НК РФ) x 12 раз = 7500 рублей x 5,1% x 12 = 4590 рублей за год;
- 4590 рублей / 12 = 382,50 рублей в месяц;
- Котляревский А.А. утратил статус ИП 08.09.2017, то есть, 8 мес. 8 дн.;
- 382,50 рублей x 8 мес. = 3 060 руб.;
- 382,50 рублей / 30 день x 8 дней = 102 руб.;
- всего: 3 060 руб. + 102 руб. = 3 162 рубля.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:
- МРОТ (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда") x тариф (статья 425 НК РФ) x 12 раз = 7500 рублей x 26% x 12 = 23400 рублей за год;
- 23400 рублей / 12 = 1950 рублей в месяц;
- Котляревский А.А. утратил статус ИП 08.09.2017, то есть, 8 мес. 8 дн..
- 1950 рублей x 8 мес. = 15 600 рублей;
- 1950 рублей / 30 день x 8 дн. = 520 руб.;
- всего: 15 600 руб. + 520 руб. = 16 120 рублей.
Учитывая изложенное, к взысканию подлежит задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год в размере 3 162 рубля, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 16 120 рублей.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Поэтому Инспекция вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
За неисполнение обязанности по оплате страховых взносов за 2017 год, налоговым органом Котляревскому А.А. насчитаны пени. Расчет пени является арифметически верным, судом проверен, административным ответчиком не оспорен.
28.11.2017 Котляревскому А.А. было направлено требвоание №226403 от 21.11.2017 с требованиями в том числе об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, сроком уплаты 23.09.2017 – 2 470 рублей, пени – 40 рублей 81 копейка, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год сроком уплаты 23.09.2017 – 484 рубля 50 копеек, пени 8 рублей 01 копейка. Срок уплаты в требовании налоговым органом указан – 14.12.2017.
Кроме того 15.01.2018 в адрес ответчика ИФНС России по г. Томску было направлено требование №266 от 11.01.2018 об уплате в срок 05.02.2018 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, сроком уплаты 23.09.2017 – 13650 рублей, пени 6 рублей 12 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017, сроком уплаты 23.09.2017 – 2677 рублей 50 копеек, пени – 1 рубль 20 копеек.
Принимая решение о взыскании указанных сумм пени, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из искового заявления ИФНС России по г. Томску с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Котляревского А.А. спорной задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени обратился с пропуском 6-ти месячного срока по требованию №226403 от 21.11.2017 со сроком уплаты 14.12.2017, поскольку судебный приказ был вынесен 03.07.2018 (14.12.2017 + 6 м. = 14.06.2018).
Данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения спора по существу.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Налоговый орган, обратившись в суд в части указанных выше требований о взыскании пени с пропуском установленного законом срока, утратил право их принудительное взыскание.
Административным истцом заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение к мировому судье в указанной части требований, указанных в налоговом требовании №226403. При этом уважительных причин для восстановления указанного срока административным истцом не названо и материалы дела таковые сведения не содержат.
Таким образом, суд не усматривает в материалах дела уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском в указанной части.
В соответствии с частью 5 статьи 180, частью 2 статьи 286, частью 6 статьи 289, частью 1 статьи 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом по требованию №226 от 11.01.2018 со сроком оплаты 05.02.2018 срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не налоговым органом прощен не был (05.02.2018 + 6 м. = 05.07.2018, а судебный приказ вынесен 03.07.2018).
Настоящее административное исковое заявление истцом предъявлено в суд также в срок, предусмотренный действующим законодательством - 23.05.2019, то есть в течении 6-ти месяцев после отмены 23.11.2018 судебного приказа.
С учетом изложенного, с ответчика Котляревского А.А. подлежит к взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, сроком уплаты 23.09.2017 – 13650 рублей, пени 6 рублей 12 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017, сроком уплаты 23.09.2017 – 2677 рублей 50 копеек, пени – 1 рубль 20 копеек, всего 16 334 рубля 82 копейки.
Довод административного ответчика о не получении им требования №226 от 11.01.2018, в связи со снятием с регистрационного учета в г. Томске 12.01.2018 не влечет неправомерность заявленных истцом требований.
Из положений п. 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) не передают сведения о физических лицах, которые зарегистрированы по месту пребывания. Вместе с тем, в силу ст. 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
Согласно предоставленным данным, на момент направления требования №226, сведениями об изменении плательщиком страховых сборов адреса места жительства (места пребывания), налоговый орган не обладал.
Также суд не может согласиться с доводами административного ответчика о неправомерности заявленных требований в связи с прекращением им предпринимательской деятельности в 2007 году. Поскольку доказательства в обоснование данных доводов ответчиком суду не представлено. Более того согласно выписки из ЕГРИП Котляревский А.А. с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.2005 неоднократно обращался в налоговые органы для внесения изменения сведений в реестр об изменении места жительства, сведений об учете в налоговом органе, пенсионном органе (2006 г., 2007 г., 2010 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г.)
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 653 рубля 39 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску удовлетворить частично.
Взыскать с Котляревского АА задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год – 13650 рублей (КБК 182 102 021 400 611 101 60), пени 6 рублей 12 копеек (КБК 182 102 021 400 621 101 60); страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 – 2677 рублей 50 копеек (КБК 182 102 021 030 810 131 60), пени – 1 рубль 20 копеек (КБК 182 102 021 030 820 131 60), всего 16 334 рубля 82 копейки.
Банковские реквизиты для перечисления налога: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску), ИНН 7021022569, КПП 701701001. Банк получателя: Отделение Томск, г. Томск. Расчетный счет 40101810900000010007. БИК 046902001. Код ОКТМО 697010000.
В удовлетворении требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 – 2 470 рублей, пени – 40 рублей 81 копейка; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 – 484 рубля 50 копеек, пени 8 рублей 01 копейка – отказать.
Взыскать с Котляревского Алексея Анатольевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 653 рубля 39 копеек
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: (подпись) Е. Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2019 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова