Дело № 2-3217/2023
УИД: 27RS0007-01-2023-003014-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Мартыненко Е.И.
при секретаре судебного заседания Ходжер А.С.,
с участием представителя истца Касатника И.В. – Сидорова Н.В.,
представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» - Таскаракова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Касаткина И. В. к Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании решения и распоряжения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Касаткин И.В. обратился в суд с иском к КГБУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания, возложении обязанностей.
В обосновании требований указано, что (дата) истцом было подано заявление в адрес ответчика о присвоении ему звания «Ветеран труда» с приложением к нему удостоверения о награждении Касаткина И.В.(дата) медалью МЧС России, о чем издан приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за (№)-к. Решением ответчика от (дата) № (№) истцу отказано в предоставлении услуги, без разъяснения причин отказа. Отказ содержал дополнительную информацию: отсутствие документа, подтверждающего факт награждения орденами или медалями, присвоения почетных званий, награждения почетными грамотами и т.п. необходимых для присвоения звания «Ветеран труда». Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права и свободы как гражданина Российской Федерации, поскольку к моменту подачи заявления Касаткин И.В. имел трудовой стаж 25 лет 5 месяцев 11 дней и условия получения звания «Ветеран труда» истцом были соблюдены (наличие необходимого стажа и наличие ведомственного знака отличия). Действующее на момент награждения законодательство не содержало определения понятия ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Однако, Министерством труда и социального развития Российской Федерации в письме № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» была обобщена практика отнесения той или иной награды к ведомственным знакам отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда», где указало, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются и иные награды. Ответчик не только не сослался в своем отказе на нормы закона, не дающие истцу реализовать свое право, но и не указал причину отказа.
Просит суд признать незаконным отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» в присвоении звания «Ветеран труда»; возложить обязанность учесть награждение Касаткина И.В. медалью МЧС Российской Федерации как ведомственным знаком отличия в труде; признать за Касаткиным И.В. право на присвоение звания «Ветеран труда» и возложить на ответчика обязанность присвоить Касаткину И.В. звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение.
Определением судьи от 07.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
В поступившем (дата) заявлении истец Касаткин И.В. исковые требования увеличил и, учитывая, что на основании распоряжения Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от (дата)(№)рв истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в окончательной редакции просил суд признать незаконным отказ КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» в присвоении звания «Ветеран труда»; признать незаконным распоряжение Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от (дата)(№)рв (в части касающейся Касаткина И.В.); возложить обязанность учесть награждение Касаткина И.В. медалью МЧС Российской Федерации как ведомственным знаком отличия в труде; признать за Касаткиным И.В. право на присвоение звания «Ветеран труда» и возложить на ответчика обязанность присвоить Касаткину И.В. звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение.
В судебном заседании представитель истца Касаткина И.В. – Сидоров Н.В., действующий на основании ордера, исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, а также по изложенным в ранее подставленных письменных возражениях на письменные пояснения ответчика. Дополнительно указал, что все требования для получения звания «Ветеран труда» истцом соблюдены; у него имеется необходимый стаж и награждение ведомственной наградой. На истца в силу занимаемой должности возложены обязанности по соблюдению безопасности в условиях чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) в рамках Министерства чрезвычайных ситуаций (далее – МЧС). Также указал, что с решением Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от (дата) и распоряжением КГБУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» об отказе не согласны, данный отказ не мотивирован; в ходе рассмотрения заявления, дополнительных документов от истца не просили. Полученная истцом медаль являлась ведомственной наградой на момент её присвоения истцу, в связи с чем он имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда». Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель КГБУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» - Таскараков В.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, по изложенным в ранее представленном отзыве основаниям. Дополнительно указал, что процедура присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае установлена Порядком присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае, утвержденном Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.11.2019 №95. Уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» было сформировано и направлено истцу на основании распоряжения Министерства социальной защиты населения Хабаровского края об отказе в присвоении данного звания. Самостоятельно принимать решение о присвоении звания «Ветеран труда» КГБУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» не имеет право. Также указал, что в приказе МЧС от (дата)(№), награда истца в перечне ведомственных наград отличия не поименована. Ведомственный знак, которым был награжден истец, не дает право на присвоение звания «Ветеран труда». Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истец Касаткин И.В., представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались в установленном законом порядке, ходатайств об отложении слушания дела не заявлении, информация о движении дела размещена в том числе на официальном сайте суда. Представитель министра Министерства социальной защиты населения Хабаровского края Маринина Е.А., действующая на основании доверенности, в ранее поступивших в суд возражениях просила рассмотреть дело без их участия.
С учетом изложенного, суд определил возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в соответствии с положениями ст. 117, 167 ГПК РФ.
В поступивших в суд (дата) письменных возражениях представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края – Маринина Е.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указала, что представленная истцом медаль Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «За отличие в ликвидации Последствий стихийных бедствий» не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Законодатель определил, что для присвоения гражданину, награжденному ведомственным знаком отличия, звания «Ветеран труда», необходимо соблюсти следующие условия: претендент должен иметь необходимый трудовой стаж; ведомственный знак отличия должен быть выдан лицу за отличие в труде (а не в других видах деятельности), за многолетний добросовестный труд. Таким образом, законодатель установил, что трудовой стаж претендента и характеристика ведомственного знака отличия должны оцениваться отдельно. Само по себе наличие достаточного трудового стажа не дает оснований считать любой ведомственный знак отличная награде дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». Условия награждения каждой ведомственной наградой устанавливаются нормативным актом федерального органа государственной власти, учредившим данную награду. Таким образом, при оценке награды надлежит руководствоваться не фактическим стажем работы, а условиями выдачи данной награды, утвержденными нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти. Положением «О медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», являющимся приложением (№) к Приказу МЧС России от 06.12.2010 №620, установлено, что медалью России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» награждается наиболее отличившийся личный состав МЧС России, а отдельных случаях - другие граждане за проявленные в условиях сопряженных с риском для жизни, отвагу и самоотверженность. Исходя из имеющихся данных в личный состав МЧС России истец не входил. Поскольку в МЧС истец не работал, и полученная им награда не является наградой за основную трудовую деятельность, основания для присвоения звания «Ветерана труда» отсутствуют, отказ в присвоении, звания «Ветеран труда» правомерен. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании ч. 3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что (дата)Касаткин И.В. был награжден ведомственным знаком: медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» на основания приказа Министра МЧС России от (дата)(№)-К.
(дата)Касаткин И.В. обратился в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре») с заявлением о предоставлении государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда», зарегистрированное за (№). В подтверждении права на присвоение указанного звания предоставил следующие документы: паспорт, фото, удостоверение к медали (документ, подтверждающий награждение истца медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации»), справка о стаже (документ подтверждающий трудовой стаж (выслугу лет), выданная администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Распоряжением Министерства социальной защиты Хабаровского края (№)-рв от (дата), Касаткину И.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что медаль «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приказ о награждении от (дата)(№)-К) не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» (п. 1.1 распоряжения).
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» № ВТ-20(№)-4 от (дата), направленным в адрес истца (дата), по результатам рассмотрения заявления от (дата)(№) и приложенных документов, Касаткину И.В. отказано в предоставлении услуги. В графе «разъяснение причин отказа» указано: «–». В графе «дополнительная информация» указано: отсутствие документа, подтверждающего факт награждения орденами или медалями, присвоения почетных званий, награждения почетными грамотами и т.п. необходимых для присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно справке, выданной администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края от (дата) №б/н, сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица сформированных Фондом пенсионного и социального страхования России от (дата), трудовой книжке на имя Касаткина И.В. АТ-VIII (№), общий трудовой стаж работы Касаткина И.В. составляет 25 лет 5 месяцев 11 дней, из них в администрации Комсомольского района на (дата) – 22 года 24 дня.
Из представленных документов следует, что с (дата) по настоящее время Касаткин И.В. работает в администрации Комсомольского района в следующих должностях: с (дата) в должности ведущего специалиста-инженера по жилью в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Комсомольского района; с (дата) – и.о. начальника технико-эксплуатационного отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Комсомольского района; с (дата) по (дата) – начальник технико-эксплуатационного отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Комсомольского района; с (дата) по (дата) – начальник отдела инженерно-коммунальной инфраструктуры Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Комсомольского района (муниципальная служба); с (дата) – начальник отдела коммунального хозяйства администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края; с (дата) по настоящее время – первый заместитель главы администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (муниципальная служба).
Из должностной инструкции начальника отдела коммунального хозяйства, утвержденной главой Комсомольского муниципального района Хабаровского края (дата) следует, что в обязанности истца входило в том числе, обязанность разрабатывать мероприятия по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства. Организовывать реализацию мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства муниципального района (п. 2.20 должностной инструкции).
Из должностной инструкции первого заместителя главы администрации муниципального района, утвержденной главой Комсомольского муниципального района Хабаровского края (дата) и (дата) следует, что в обязанности Касаткин И.В. входила в том числе, обязанность своевременно и оперативно решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями в муниципальном районе» (п. 2.3); возложена обязанность проводить на территории муниципального района муниципальную политику в области коммунального обслуживания, строительства, архитектуры и градостроительства, защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (п. 2.4).
Аналогичные обязанности по занимаемой Касаткиным И.В. должности сохраняются и до настоящего времени, что также следует из представленных должностных инструкций, утвержденных (дата) и (дата).
Также судом установлено, что распоряжением главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от (дата)(№)-р утвержден состав комиссии по чрезвычайным ситуациям Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в который также входит Касаткин И.В., занимающий в тот период должность начальника отдела коммунального хозяйства.
Постановлением главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от (дата)(№) продолжено членство Касаткина И.В. в составе комиссии по чрезвычайным ситуациям Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Согласно п. 1.2 Положения о комиссии по чрезвычайным ситуациям Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утвержденным постановлением главы Комсомольского муниципального района от (дата)(№), комиссия создана для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от них, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, координации деятельности по этим вопросам управлений и отделов администрации, муниципального района, организаций и ведомств, расположенных на территории района.
Постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от (дата)(№) утвержден состав комиссии по чрезвычайным ситуациям Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в который также входит Касаткин И.В. – председатель комиссии, занимающий должность первого заместителя главы администрации муниципального района.
Постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от (дата)(№)Касаткин И.В. также включен в состав комиссии по чрезвычайным ситуациям Комсомольского муниципального района Хабаровского края в качестве председателя комиссии; а на основании постановления от (дата)(№) истец включен в состав комиссии в качестве заместителя председателя комиссии.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу пункта «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (вступил в силу с 01.01.2016) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, согласно которым в отношении граждан, имеющим ведомственные награды, ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» (пп. 2 п. 1 ст. 7 данного федерального закона в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Вместе с тем в Федеральном законе от 29.12.2015 N 388-ФЗ содержатся переходные положения о сохранении права на присвоение звания «Ветеран труда» в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 ст. 8 указанного Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2016, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае установлены Законом Хабаровского края от 29.05.2013 N 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края», постановлением Правительства Хабаровского края от 11.10.2013 N 331-пр «О порядке присвоения звания «Ветеран труда Хабаровского края», а также постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.11.2019 N 95 «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае».
Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края от 29.05.2013 N 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края» звание «Ветеран труда Хабаровского края» присваивается гражданам, имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, исчисленный в календарном порядке, и одну из наград края: почетное звание «Почетный гражданин Хабаровского края»; почетный знак «За заслуги перед Хабаровским краем»; почетный знак «Родительская слава Хабаровского края».
Решение о присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края» либо об отказе в присвоении данного звания принимается уполномоченным органом в 15-дневный срок со дня обращения гражданина с заявлением и документами (ч. 2 ст. 3 Закона Хабаровского края от 29.05.2013 N 283).
Порядок присвоения звания «Ветеран труда Хабаровского края» в части, не урегулированной настоящим законом, устанавливается Правительством края (ч. 3 ст. 3 Закона Хабаровского края от 29.05.2013 N 283).
Порядок устанавливает процедуру присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае установлен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.11.2019 N 95 «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Хабаровском крае» (далее – Порядок присвоения звания №95).
Согласно п. 1 указанного Порядка присвоения звания №95 звание «Ветеран труда» присваивается лицам награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В п. 3 Порядка присвоения звания №95 установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается министерством социальной защиты Хабаровского края (п. 4 Порядка №95)
В соответствии с п. 14 Порядка присвоения звания №95, в случае отказа в присвоении звания «Ветеран труда» министерство не позднее пяти рабочих дней со дня принятия распоряжения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» направляет гражданину уведомление с указанием причины отказа и порядка обжалования решения посредством почтовой связи по адресу, указанному в заявлении.
Согласно приказу МЧС России от 06.12.2010 N 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в редакции, действовавшей на момент награждения Касаткина И.В.) ведомственные знаки отличия МЧС России являются формой поощрения личного состава МЧС России за отличия в исполнении служебных обязанностей, выполнении специальных заданий, успешную деятельность по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а в отдельных случаях - граждан, оказавших содействие в решении задач, возложенных на МЧС России.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» основанием для присвоения звания «Ветеран труда» лицам, указанным в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 настоящего закона, являются документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок присвоения звания «Ветеран труда» устанавливается Губернатором Хабаровского края (п. 3 ст. 5 указанного Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254).
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действующей с 01.07.2016) ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Аналогичное понятие «Ветеран труда» содержится в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 в действующей редакции «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан».
Согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 5-ФЗ «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 06.12.2010 N 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» установлено, что ведомственными знаками отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», является, в том числе медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации».
Согласно п. 3 Положения о порядке награждения, вручения, учета и хранения ведомственных знаков отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и удостоверений к ним, выдачи награжденным дубликатов ведомственных знаков отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и удостоверений к ним взамен утраченных, утвержденного Приказом МЧС России от 06.12.2010 N 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в редакции, действовавшей на момент награждения Касаткина И.В.) ведомственными знаками отличия МЧС России являются медали МЧС России, нагрудные знаки МЧС России, знаки отличия МЧС России и памятные медали МЧС России.
Положением о медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», утвержденным Приказом МЧС России от 06.12.2010 N620 (Приложение №4 к Приказу МЧС России от 06.12.2010 N620) предусмотрено, что медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» является ведомственным знаком отличия МЧС России.
Медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» награждается наиболее отличившийся личный состав МЧС России, а в отдельных случаях - другие граждане за проявленные в условиях, сопряженных с риском для жизни, отвагу и самоотверженность: при умелых, инициативных и решительных действиях, способствовавших успешному выполнению мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, спасению людей и имущества; при успешном руководстве действиями подчиненных при выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В статье 1 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Понятие «продолжительный добросовестный труд» конкретизируется, в частности, в пункте 2 части первой статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Как видно из материалов дела, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от (дата)(№)-К Касаткин И.В. награжден медалью МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». Данные обстоятельства подтверждаются копией соответствующего удостоверения и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Как видно из Положения о медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», утвержденному приказом МЧС России N620 от 06.12.2010 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», указанной медалью может награждаться наиболее отличившийся личный состав МЧС России, другие граждане за проявленные в условиях, сопряженных с риском для жизни, отвагу и самоотверженность, в том числе и при успешном руководстве действиями подчиненных при выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Правовой смысл подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
На момент обращения истца с заявлением к ответчику о включении в Список действовала редакция подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ, определенная Законом N388-ФЗ, согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.
Из редакции этих норм следует, что у лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», должна быть ведомственная награда за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Положением о медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», утвержденным приказом МЧС России от 06.12.2010 N620, предусмотрено, что данная медаль является ведомственным знаком отличия МЧС России, ею награждается наиболее отличившийся личный состав МЧС России, а в отдельных случаях - другие граждане за проявленные в условиях, сопряженных с риском для жизни, отвагу и самоотверженность
Таким образом, в силу приведенных положений медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» не соответствует тем критериям, которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку в Положениях об указанной медали не указано, что она вручается при продолжительности службы не менее 15 лет.
Между тем, истец Касаткин И.В. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» в силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 N388-ФЗ.
Согласно указанной норме, за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
У истца на дату обращения в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имелся страховой стаж не менее 25 лет (что следует из трудовой книжки истца в материалов дела и не оспаривается ответчиками).
Медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», которой (дата) награжден Касаткин И.В., отвечает требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде до 30.06.2016, а в силу приказов от 06.12.2010 N 620 медаль МЧС России отнесена к числу ведомственных наград МЧС России.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, поскольку законодательством, действовавшим по состоянию на 30.06.2016, к ведомственным знакам отличия в труде не предъявлялись требования о награждении за 15-летний стаж работы в соответствующей сфере деятельности (в данном случае – в системе органов МЧС России), суд приходит к выводу, что медаль, которой награжден истец, относилась к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30.06.2016, и истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 N388-ФЗ.
Тот факт, что часть ведомственных наград может в отдельных случаях вручаться гражданам, оказавшим содействие в решении задач, возложенных на МЧС России, не опровергает того факта, что Касаткин И.В. был награжден ведомственной наградой за исполнение служебных обязанностей в системе МСЧ России.
Доводы ответчика о том, что истец в личный состав МЧС не входил и не работал и полученная им награда не является наградой за основную трудовую деятельность, судом отклоняются, поскольку по смыслу Положения об указанном нагрудном знаке МЧС России (медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации») обязательным условием награждения данным знаком являлось не только само по себе участие в проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, но и активные, результативные и самоотверженные действия по спасению людей и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при успешном руководстве действиями подчиненных при выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и признании незаконными решения КГБУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата) №ВТ-20(№)-4 и распоряжения Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от (дата)(№)рв части отказа в присвоении Касаткину И.В. звания «Ветеран труда», а также о наличии оснований для признания за Касаткиным И.В. права на присвоение ему звания «Ветеран труда» с момента его обращения – (дата).
При этом оснований для возложения на ответчиков обязанности учесть награждение Касаткина И.В. медалью МЧС России как ведомственным знаком отличия в труде и выдать соответствующее удостоверение суд не усматривает, поскольку суд не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность юридических лиц, к распорядительным действиям которых относятся выдача соответствующих документов при присвоении звания «Ветеран труда», право на присвоение которого установлено судом.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым заявленные исковые требования Касаткина И.В. удовлетворить частично.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Касаткина И. В. к Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания, возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Признать незаконным решения Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» от (дата) №ВТ-20(№)-4 в присвоении Касаткину И. В. звания «Ветеран труда».
Признать незаконным распоряжение Министерства социальной защиты населения (адрес) от (дата)(№)рв в части отказа в присвоении Касаткину И. В. звания «Ветеран труда».
Признать за Касаткиным И. В., (дата) года рождения ((иные данные)) право на присвоение звания «Ветеран труда» с момента его обращения – (дата).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Мартыненко