Дело № 2-4526/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Захаровой Я.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными компенсации морального вреда, указывая на то, что решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) установлено, что перевозчику ИП П. М.П. не возмещаются расходы из соответствующего бюджета на проезд пенсионеров и инвалидов, однако, данные расходы должен возмещать ответчик в соответствии с требованиями ч.5 ст. 790 ГК РФ. Полагает, что по вине ответчика ИП П. отказывает осуществлять провоз истца в автобусах, в связи с чем просит компенсировать моральный вред в сумме 1000 рублей.
В судебном заседании В. участие не принимал о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке. Согласно заявлению уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным отказ ответчика возмещать ИП П. расходы на льготный проезд в ее автобусах до (дата) и компенсировать моральный вред в сумме 1000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, согласно заявлению просил рассмотреть дело без его участия. Согласно представленному отзыву возражал против исковых требований, указав на то, что истцом не доказано, в чем выразился нанесенный ему моральный вред. Истец ссылается на нарушение имущественных прав, при которых не допускается компенсация морального вреда.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Частями 1,5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 12 и подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подпункт 12 пункта 2); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации ….в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2).
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Во исполнение указанных полномочий, принято Постановление Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года за № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» (действующее до 01.11.2015).
Постановлением от 17 мая 2005 года № 122 в целях реализации мер социальной поддержки в виде льготного проезда предусмотрен порядок возмещения расходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку граждан по социальным проездным билетам.
Так, абзацем 3 пункта 3 Постановления от 17 мая 2005 года № 122 утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, который предусматривает, в том числе, положения о возмещении расходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку граждан по социальным проездным билетам.
Согласно п.п. 11,12 указанного Порядка, Министерство социальной защиты населения края ежемесячно направляет средства в размере разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации единых социальных проездных билетов, приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, - непосредственно транспортным предприятиям по предоставленному министерством промышленности и транспорта края реестру, утвержденному министром, а средства приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в Центры социальной поддержки для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в муниципальных образованиях. Возмещение расходов транспортным организациям производится Центрами социальной поддержки на основании заключенных договоров.
Из анализа указанных правовых норм следует, что возмещение расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, осуществляется только на основании заключенных договоров, при этом, заключение договоров является только инициативой перевозчиков.
Ссылка истца на то, что решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) установлено, что перевозчику ИП П.. не возмещаются расходы из соответствующего бюджета на проезд пенсионеров и инвалидов, не являются основанием для удовлетворения иска, т.к. истец трактует решение суда по своему усмотрению.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства отказа ответчика возмещать ИП П. расходы на перевозку, а также факт обращения последней к ответчику.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что право на получении денежной компенсации, является добровольным волеизъявлением перевозчиков и не ограничивает их право на осуществление перевозок на платной основе, при этом, суду не представлено доказательств неправомерных действий ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных исковых требований, а потому полагает, отказать в их удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований В. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре» о признании действий незаконными и компенсации морального вреда, – отказать.
Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.О. Жукова