Дело № 2-984/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2021 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи – Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при ведении протокола помощником судьи Тимощенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к комитету по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. ФИО2 постоянно проживала в г. Комсомольске-на-Амуре, была зарегистрирована по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре (адрес). С (дата) истец осуществляла трудовую деятельность в Комитете по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. (дата) истец уволена из Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по собственному желанию, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ. (дата) истец вместе со своими несовершеннолетними детьми ФИО(иные данные) и ФИО1(иные данные). выехала из города Комсомольска-на-Амуре на постоянное место жительство в (адрес). (дата) истец и ее несовершеннолетние дети зарегистрировались по адресу (адрес)(адрес)(адрес). Расходы на переезд и транспортировку личных вещей составили (иные данные) рублей. (дата) истец обратилась к бывшему работодателю в Комитет по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с письменным заявлением, в котором просила произвести компенсацию понесенных ею расходов. Письмом Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата) в компенсации расходов истцу было отказано, в связи с чем она был вынуждена обратиться с исковым заявлением в суд. В целях подготовки искового заявления истец обратилась к представителю, и понесла судебные расходы в сумме (иные данные) рублей. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года (№), город Комсомольск-на-Амуре относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 313 Трудового Кодекса РФ, для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответствующие гарантии и компенсации устанавливаются этим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераций. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Статьей 326 ТК РФ установлен порядок и условия компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и местности приравненной к районам крайнего Севера лицам, к новому месту жительства.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом лиц, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, расходы лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику только по основному месту работы. В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии со статьями 3 и 4 указанного Закона, гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счёт местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05 октября 2011 года №59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, вязанных с переездом лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета» принято Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета. Положение принято в соответствии с частью 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 35 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
Согласно пункту 3.1. вышеуказанного Положения, работнику, выезжающему к новому месту жительства в другую местность, в связи с расторжением трудового договора, заключенного с организацией, пригласившей его на работу, и членам его семьи, компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, а также стоимости провоза багажа осуществляется в размерах, предусмотренных пунктами 2.2- 2.5 настоящего Положения.
Согласно пункту 1.4. этого Положения, компенсации, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются организацией по основному месту работы.
Согласно пункту 1.5. вышеуказанного Положения, компенсации, предусмотренные настоящим Положением, являются расходными обязательствами муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре.
В соответствии со статьей 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчёта не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Размер, условия, и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса РФ).
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
По смыслу положений статьей 4, 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520- 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьи 326 Трудового кодекса РФ, правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и основания возникновения трудовых отношений.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы № 59 от 05 октября 2011 года «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет местного бюджета», разработано Положение, на основании которого компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет местного бюджета, предоставляются лицам, работающим в организации, прибывшим в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации и заключившим с ней трудовой договор.
Однако указанное Положение противоречит нормам Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статье 326 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и основания возникновения трудовых отношений.
Обращаясь с иском в суд истец просит взыскать с Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольск-на-Амуре в пользу ФИО2 расходы, понесённые в связи с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к новому месту жительства, в размере (иные данные) рублей и судебные расходы в размере (иные данные) рублей.
Истец ФИО2 в зал судебного разбирательства не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена в установленном законом порядке, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – Комитет по управлению имуществом администрации г.Комсомольска-на-Амуре, извещавшийся в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил письменные возражения относительно заявленных требований с документами, согласно которым в соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Согласно положением статьи 326 ТК РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом,. яйцам заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичные положения содержаться в статьях 1, 3, 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - ФЗ № 4520-1). Согласно статье 35 ФЗ № 4520-1, работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчёта не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления.
Из системного толкования приведённых правовых норм следует, что в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, гарантия в виде компенсации стоимости проезда и стоимости провоза багажа к новому месту жительства предоставляется работнику организации и членам его семьи. При этом размер, условия и порядок компенсации таких расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются соответственно муниципальными правовыми актами, исходя из финансовых возможностей органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем финансирование расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не относится к вопросам местного значения и не может производиться за счет средств местного бюджета (п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).
Вопросы местного значения городского округа установлены в статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), которые решаются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Среди перечисленных вопросов отсутствуют вопросы компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 19 ФЗ № 131, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия на исполнение вопросов, связанных с компенсацией гражданам расходов по переезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей городскому округу город Комсомольск-на- Амуре не передавались.
Таким образом, статьей 326 Трудового кодекса РФ и статьей 35 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» установлены гарантии компенсации расходов, связанных с переездом лицам, работающим в организациях финансируемых из федерального бюджета.
В отношении лиц, работающих в организациях финансируемых из местного бюджета, гарантии компенсации расходов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые и становятся расходными обязательствами муниципального образования.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 59 утверждено Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет местного бюджета (далее - Положение), в соответствии с которым определен порядок, условия и размер компенсации расходов, связанных с прибытием в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации, финансируемой за счет средств местного бюджета, для заключения трудового договора и выездом впоследствии к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора.
Иное Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет местного бюджета в городском округе город Комсомольск-на-Амуре не утверждено.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено самостоятельное определение органом местного самоуправления размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом финансовой возможности органа местного самоуправления, изданное Положение не противоречит действующему законодательству. Таким образом, учитывая, что Истец не являлась работником, прибывшим в городской округ город Комсомольск-на-Амуре по письменному приглашению Комитета для заключения трудового договора, ФИО2 не имеет права на компенсацию расходов, связанных с переездом из города Комсомольска-на-Амуре к новому месту жительства за счет средств местного бюджета.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 постоянно проживала в г. Комсомольске-на-Амуре, была зарегистрирована по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре (адрес). С (дата) истец осуществляла трудовую деятельность в Комитете по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. (дата) истец уволена из Комитета по управлению имуществом администрации (адрес) по собственному желанию, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ. (дата) истец вместе со своими несовершеннолетними детьми ФИО(иные данные) и ФИО1(иные данные) выехала из города Комсомольска-на-Амуре на постоянное место жительство в (адрес). (дата) истец и ее несовершеннолетние дети зарегистрировались по адресу (адрес)(адрес)(адрес). Расходы на переезд и транспортировку личных вещей составили (иные данные) рублей. (дата) истец обратилась к бывшему работодателю в Комитет по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с письменным заявлением, в котором просила произвести компенсацию понесенных ею расходов. Письмом Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата) в компенсации расходов истцу было отказано.
Расходами, связанными с переездом истца и несовершеннолетних членов семьи из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являются расходы истца на приобретение себе и несовершеннолетним детям ФИО, (дата) года рождения и ФИО1, (дата) года рождения (подтверждается свидетельством о заключении брака с ФИО, свидетельствами о рождении детей): билетов на железнодорожный транспорт по маршруту г.(адрес) – (адрес); авиабилетов по маршруту (адрес) (Уральские АЛ) в общей сумме составило (иные данные) рубля (маршрутные квитанции к электронным билетам, кассовые чеки в подлинниках, посадочные талоны, железнодорожные билеты).
Установленные судом обстоятельства не оспаривались ответчиком, и подтверждаются материалами : трудовая книжка, трудовой договор, свидетельство о рождении ребенка, первичные проездные документы, маршрутные квитанции электронных билетов, заявлением работодателю, ответом работодателя.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1023, гор. Комсомольск-на-Амуре и Комсомольский район Хабаровского края, относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 313 Трудового Кодекса РФ, для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответствующие гарантии и компенсации устанавливаются этим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 326 ТК РФ установлен порядок и условия компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и местности приравненной к районам крайнего Севера лицам, к новому месту жительства.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом лиц, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, расходы лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику учреждения только по основному месту работы.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии со ст.3 и 4 указанного Закона, гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счёт местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 года № 59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, вязанных с переездом лицам работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета» принято Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета.
Положение принято в соответствии с частью 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации и частью5 статьи 35 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
Согласно пункту 3.1. вышеуказанного Положения, работнику, выезжающему к новому месту жительства в другую местность, в связи с расторжением трудового договора, заключенного с организацией, пригласившей его на работу, и членам его семьи, компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, а также стоимости провоза багажа осуществляется в размерах, предусмотренных пунктами 2.2-2.5 настоящего Положения.
Согласно пункту 1.4. этого Положения, компенсации, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются организацией по основному месту работы.
Согласно пункту 1.5. вышеуказанного Положения, компенсации, предусмотренные настоящим Положением, являются расходными обязательствами муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
В соответствии со ст.35 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчёта не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Размер, условия, и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов,- устанавливается органами местного самоуправления.
Отвечая на заявление работника работодатель отказал в выплате компенсации расходов, понесенных в связи с выездом за предела г.Комсомольска-на-Амуре, на переезд на новое место жительство, сославшись на Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 года № 59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета» в соответствии с которым указанная компенсация выплачивается только лицам, прибывшим в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации, тогда, как истец не является таким лицом.
Суд не может согласиться с указанными доводами, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 ТК РФ, одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
По смыслу положений статьей 4, 35 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьи 326 Трудового кодекса РФ, правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и основания возникновения трудовых отношений.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы № 59 от 05.10.2011 года «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет местного бюджета», разработано Положение, на основании которого компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет местного бюджета, предоставляются лицам, работающим в организации, прибывшим в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации и заключившим с ней трудовой договор.
Однако указанное Положение противоречит нормам Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статье 326 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и основания возникновения трудовых отношений.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований о взыскании понесенных ею расходов на переезд к новому месту жительства. Таким образом с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма расходов в размере 46 662, 80 рублей.
В силу взаимосвязанных положений части первой статьи 56,части первой статьи 88, статей 94, 98 и 100 ГПК РФ возмещение судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, производится той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного акта, которым спор разрешен по существу. Критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования при условии, если сторона, в пользу которой состоялось решение, докажет, что указанные расходы в действительности имели место и подтвердит размер понесенных расходов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 21.12.2004 года № 454-О, определении от 25.02.2010 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт с другой стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Принимая решение и определяя размер судебных расходов, суд не вправе уменьшать их произвольно, тем более если другая сторона не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Аналогичные разъяснения содержатся в п.11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в соответствии с которым разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ,) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с п.10 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 ГПК РФ).
В подтверждение понесенных истцом судебных расходов суду представлены: возмездного оказания юридических услуг от (дата), заключенный между ФИО3 (исполнитель) и ФИО2 на представление правовой помощи; расписка о получении денежных средств исполнителем в размере (иные данные) рублей в качестве оплаты за оказанные юридических услуг. Оценив установленные обстоятельства, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает возможным взыскать в пользу истца с ответчика (иные данные) рублей за оказанные услуги.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к комитету по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, судебных расходов– удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в пользу ФИО2 компенсацию расходов, связанных с переездом истца и членов его семьи из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в размере (иные данные) рублей; расходов на оплату юридических услуг в размере (иные данные) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева