РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Комсомольска -на- Амуре
Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи - Храмовой М.А
при секретаре Платоновой К.В.
С участием истца Менжулина Е.М., представителя истца - Семилетовой В.Л., представителя ответчика ОАО АСЗ - Коробковой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Менжулина ФИО9, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Менжулиной ФИО10 04 ноября 2000 года рождения, Менжулиной ФИО11 к ОАО «Амурский судостроительный завод» о признании действий по начислению платы за жилое помещение не соответствующим требованиям закона, произведении перерасчета платы,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Менжулин Е.М. и Менжулина Т.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Менжулиной М.Е. обратились в Центральный районный суд г. Комсомольска на Амуре с вышеназванным иском к ОАО «АСЗ». В обоснование заявленных требований указали, что на основании ордера № 35 от 13.04.2004г. им была предоставлена секция . жилой площадью 27,8 кв. м. в общежитии, принадлежащем ответчику (до приватизации ПО «Завод имени Ленинского комсомола» по адресу ..
Считают, что общежитие по . не является специализированным, так как у них имеется постоянная прописка, их комната не укомплектована мебелью и другим инвентарем и не подходит под определение специализированного общежития.
В соответствии с постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края № 2937-па от 19.11.2009г. «Об установлении размеров платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в негазифицированных домах с лифтом и мусоропроводом установлен в размере 14,33 руб. за 1 кв.м. Текущий ремонт жилья в размере 6,28 руб. за 1 кв.м. Плата за наем (без НДС) 2,53 руб. за 1 кв.м.
Однако из квитанций, предоставляемых ОАО «АСЗ» к оплате, видно, что нормы по тарифам установлены иные и явно завышенные.
Истец считает данные тарифы не соответствующими действующему законодательству.
В силу пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. В соответствие с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества.
Кроме того, Минфин России в Письме от 23.12.2009г. № 03-07-15/169 обратил внимание на стоимость этих работ и услуг. Так, для применения льготы, предусмотренной пп. 29 п.3 ст. 149 НК РФ, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по тем ценам, по которым они были приобретены у ресурсоснабжающих предприятий. Аналогичный порядок действует и в отношении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В Письмах от 21.05.2010г. № 03-07-07/29 и от 21.07.2010г. № 03-07-07/51 Минфин России разъяснил, что льгота, предусмотренная для услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, ремонту такого имущества, а также коммунальных услуг, применяется независимо от того, кому оказываются услуги управляющей организацией: физическим или юридическим лицом.
Просили суд признать действия ответчика по начислению платы за жилье и коммунальные услуги по тарифам, установленным по договорам найма жилых помещений в общежитиях не соответствующим требованиям закона, возложить обязанность произвести перерасчет платы за жилье и коммунальные услуги за жилое помещение .. в . по тарифам, установленным Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, предусмотренном для договора социального найма в многоквартирных домах муниципального или государственного жилищного фонда (без налога на добавленную стоимость) в пределах срока исковой давности (три года) за период с 27 февраля 2009 года по 27 февраля 2012 года, обязать ОАО «АСЗ производить начисление за содержание жилья и коммунальные услуги жилого помещения . находящееся по адресу . в . по тарифам, установленным Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, предусмотренным для договора социального найма в многоквартирных домах муниципального или государственного жилищного фонда.
В судебном заседании истец Менжулин Е.М. настаивал на исковых требованиях, по основаниям указанным в уточненных исковых требованиях.
Представитель истца Семилетова В.Л. в судебном заседании на иске настаивала, дополнительно пояснила, что приватизация данного жилого помещения ответчиком произведена незаконно, статус общежития ответчик не сможет подтвердить, у них не укомплектованные жилые помещения, регистрация у истцов постоянная, не временная, тарифы предусмотренные для тарифов специального жилья не соответствуют действующему законодательству. При расчетах применены НДС, применяются тарифы для общежитий. Ст. 94 ЖК РФ четко указывает, что такое общежитие, за услуги вахтера они не должны платить. Дом по . не соответствует общежитию.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «АСЗ» Коробкова Е.П., действующая на основании доверенности № 66/6 от 01.01.2012г., исковые требования не признала, по основаниям указанным в возражениях на исковое заявление, дополнительно пояснив, что поскольку тарифы, применяемые для жильцов, начисляются для общежитий, это здание было сдано в эксплуатацию, как общежитие для работников завода. Ссылка на ст.7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004г. № 189 ФЗ не правомерна, в данной статье определяется именно порядок пользования помещениями, которые переданы в ведение органов местного самоуправления, истец указывает, что данная статья определяет порядок платы за жилье. Она не согласна, поскольку ОАО «АСЗ» несет затраты, имеется вахтер, другой персонал. Сам факт того, что здание не было передано в муниципальную собственность, не является основанием производить перерасчет. Помимо ОАО «АСЗ» собственниками являются и граждане. Собственники жилых помещений могут быть инициаторами собрания. НДС начисляется правомерно, предприятие само осуществляет услуги по содержанию, завод платит НДС так же как и все.
Истец Менжулина Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствие с п.5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения, лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что здание № 8/2 по . в . имеет статус специализированного жилищного фонда - общежития согласно свидетельству о регистрации <данные изъяты>.
Судом установлено, что на основании ордера ., выданного 05.04.2004 года, Менжулину Е.М., состоявшему в трудовых отношениях с ОАО «АСЗ» была предоставлена комната . в общежитии . по . в .. Согласно справки Бытового отдела от 22.02.2012 года Менжулин Е.М., Менжулина Т.И. и Менжулина М.Е. зарегистрированы по месту жительства - . в двух комнатах секционного типа, где проживают по настоящее время, также в данной квартире зарегистрирована Менжулина А.Е.
Согласно карточки № 326 Менжулин ФИО12 является квартиронанимателем.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь государственной собственностью, должны находиться в ведении администрации по месту расположения объекта, также в силу ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ст. 2 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» жилой фонд государственного предприятия не мог быть включен в состав имущественного комплекса приватизируемого предприятия.
Однако в нарушение действующего законодательства, жилищный фонд, находящийся в ведении Государственного ПО «Завод имени Ленинского Комсомола», в том числе и жилые помещения в общежитии . по . в ведение органа местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре в установленном порядке не был передан, не был передан вновь образованному ОАО «АСЗ» на праве хозяйственного ведения, а включен в план приватизации распоряжением № 1 Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 06.01.1993 г., т.е. передан в собственность предприятия. Соответствующие изменения в Уставе акционерного общества и плане приватизации в установленном порядке были зарегистрированы 08.06.1993 г. и 06.01.1993 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права . право собственности на здание в целом по . в . зарегистрировано за ответчиком.
Как установлено судом, до настоящего времени решения суда о признании действий Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края № 1 от 06.01.1993 г. о включении в план приватизации спорного здания не имеется, то есть данное решение действует.
У истца имеется право, чтобы начисление платы за жилье и коммунальные услуги в жилом помещении . по адресу . в . по тарифам, установленным Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, предусмотренным для договора социального найма в многоквартирных домах муниципального или государственного жилищного фонда (без налога на добавленную стоимость).
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ « введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189 -ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и используемых в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Из сказанного следует, что к жилым помещения ведомственного жилищного фонда, возведенные на средства государственного предприятия до его приватизации либо за счет иных средств и переданных предприятию для распределения, должен применяться режим жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, с правом их приватизации.
Также в судебном заседании установлено, что в соответствии с Распоряжением начальника управления по общим вопросам №36/0 от 17.04.2009 года, Распоряжениями заместителя генерального директора по кадрам и социальным вопросам №№7, 9, 10 от 23.01.2009 года (с последующими изменениям и дополнениями) основанием для производства расчета квартирной платы с 2009 года служило Постановление Администрации Города № 134-па от 06.11.2008г., с 2010 г. - Постановление Администрации города № 2937 ПА от 19.11.2009 года, с 2011 года Постановление Администрации города № 3441 па от 08.11.2010г. «Об установлении размеров платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Объем потребления коммунальных ресурсов (отопление) с 2010года (при отсутствии приборов учета) рассчитывался согласно Постановлению правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам на основании показаний общедомовых приборов учета на основании тарифов, установленных поставщиками ресурсов. Тарифы на отопление рассчитывались в 2009 году на основании Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства края № 54/3 от 22.11.2008г. об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО ДГК, в 2010 году на основании Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства края № 52/3 от 27.11.2009г. об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО ДГК, в 2011 году на основании Постановления комитета по ценам и тарифам Правительства края № 39/1 от 30.11.2010г. об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО ДГК. Объем потребления коммунальных ресурсов в 2010 г. рассчитывался согласно Постановлению правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам на основании показаний общедомовых приборов учета».
В соответствии со ст.153, 154, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Плата вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим…
В соответствии с п.3 ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что ОАО «АСЗ» тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг применяются в соответствии с Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 06.08.2008 года № 134-па, и Постановлением Администрации города от 28.12.2005 года № 99-па, которыми установлены тарифы как для специализированных жилых помещений (общежитий), так и для жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, применяемые также при расчетах платы гражданам города за жилое помещение находящееся и в собственности, принимая во внимание, что к жилым помещениям, находящимся в . следует применять правовой режим, установленный для жилых помещений занимаемых по договору социального найма, по выводу суда ответчиком незаконно производился расчет платы за жилое помещение, в том числе коммунальные услуги, по тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений в общежитиях.
Доводы ответчика о необходимости начисления НДС на оплату коммунальных услуг, не соответствуют действующему законодательству, а именно в силу пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. В соответствие с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества.
Так как Менжулин Е.М. является квартиронанимателем комнаты .. и в ней зарегистрированы Менжулина Т.И. и Менжулина М.Е. с 13.04.2004 года, на ответчика в соответствии со ст.12 ГК РФ следует возложить обязанность по производству перерасчета платы за жилье, в том числе и коммунальные услуги, по тарифам, установленным по договорам социального найма с 27.02.2009 года по 27.02.2012г., согласно исковым требованиям истца, а также производить по ним дальнейшее начисление оплаты по тарифам, установленным Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, предусмотренным для договора социального найма в многоквартирных домах муниципального или государственного жилищного фонда (без налога на добавленную стоимость) в соответствии с п.3,7 ст. 156 ЖК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Менжулиной ФИО13, Менжулина ФИО14, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Менжулиной ФИО15. к ОАО «Амурский судостроительный завод» о признании действий по начислению платы за жилое помещение не соответствующим требованиям закона, произведении перерасчета платы - удовлетворить.
Признать действия ОАО «Амурский судостроительный завод» по начислению платы за жилье и коммунальные услуги в жилом помещении . по адресу: . по тарифам, установленным по договорам найма жилых помещений в общежитиях (специализированное жилье) не соответствующим требованиям закона.
Обязать ОАО «Амурский судостроительный завод» произвести перерасчет оплаты за жилье и коммунальным услугам за жилое помещение .. в . по тарифам, установленным Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, предусмотренным для договора социального найма в многоквартирных домах муниципального или государственного жилищного фонда (без налога на добавленную стоимость) за период с 27 февраля 2009 года по 27 февраля 2012 года.
Обязать ОАО «Амурский судостроительный завод» производить начисление за содержание жилья и коммунальные услуги жилого помещения . находящееся по адресу: . по тарифам, установленным Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, предусмотренным для договора социального найма в многоквартирных домах муниципального или государственного жилищного фонда (без налога на добавленную стоимость).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Храмова М.А.