НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) от 10.09.2020 № 2-3212/20

Дело №2-3212/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Сердюковой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Андрееве С.Е.

с участием: истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности выплатить поощрительную надбавку, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности выплатить поощрительную надбавку, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленного требования указал, что в период с (дата) по (дата) он проходил службу в отделе лицензионно-разрешительной работы (по г. Комсомольску-на- Амуре, Комсомольскому, Амурскому и Солнечному районам) управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Хабаровскому краю (далее - Управления Росгвардии по Хабаровскому краю) в должности заместителя начальника отдела (уволен со службы в соответствии с п. 4 ч.2 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № Э42-ФЗ - приказ Управления Росгвардии по Хабаровскому краю от (дата)(№)с.) В соответствии с требованиями п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также представления отдельных выплат, утверждённого приказом Росгвардии от 26.09.2017 № 406, сотрудникам, замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в территориальном органе Росгвардии устанавливается поощрительная выплата в размере 20% от должностного оклада. Заместителем начальника Управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Хабаровскому краю полковником полиции ФИО(дата) подавался соответствующий рапорт, но поощрительная выплата в период прохождения службы истцу так и не была установлена и выплачена, поскольку, по мнению сотрудников ФЭО Управления, основанному на методических рекомендациях, на заместителей начальников отделов и начальников отделов лицензионно- разрешительной работы Управления Росгвардии по Хабаровскому краю требования п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием не распространяются (их должности являются нижестоящими по отношению к должности заместителя начальника отдела в территориальном органе Росгвардии). В августе 2019 г. в результате проверки, проводимой сотрудниками КРО, Управлению Росгвардии по Хабаровскому краю было указано, что данные поощрительные выплаты, предусмотренные п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием, должны устанавливаться и выплачиваться лицам, замещающим должности заместителей начальников отделов и начальников отделов лицензионно- разрешительной работы Управления Росгвардии по Хабаровскому краю. Сотрудники, проходящие службу на указанных должностях, получили выплаты за весь период несения службы с момента назначения на должности. Он указанную выплату не получил, в связи с тем, что на этот момент уже не проходил службу в Управлении Росгвардии по Хабаровскому краю. (дата) он обратился в Управление Росгвардии по Хабаровскому краю с заявлением о выплате 20% поощрительной надбавки, которая, в нарушение требований п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием, не была мне установлена и не выплачивалась в период прохождения службы. (дата) им получен ответ (исх. (№) от (дата)), согласно которому оснований для осуществления поощрительной выплаты за замещение должности заместителя начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Комсомольску-на-Амуре, Комсомольскому, Амурскому и Солнечному районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю в соответствии с п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка в настоящее время не имеется. Считает, что ответчик нарушил его права и просит на основании ст.ст. 140, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также представления отдельных выплат, утверждённого приказом Росгвардии от (дата)(№), обязать ответчика выплатить истцу поощрительную надбавку в размере 20 % от должностного оклада за период моей службы в отделе лицензионно-разрешительной работы (по г. Комсомольску-на-Амуре, Комсомольскому, Амурскому и Солнечному районам) управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Хабаровскому краю - с (дата) по (дата) в сумме 61600 рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 на исковых требованиях настаивал по доводам изложенным в исковом заявлении. Считает, что в период его службы, ответчик был обязан выплачивать ему поощрительную надбавку в размере 20% от должностного оклада. Заместителем начальника Управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Хабаровскому краю полковником полиции ФИО(дата) подавался соответствующий рапорт, но поощрительная выплата в период прохождения службы истцу так и не была установлена и выплачена. Тогда он согласился с мнением сотрудников ФЭО Управления. В (дата) г. он узнал, что в результате проверки, проводимой сотрудниками КРО, Управлению Росгвардии по Хабаровскому краю было указано, что данные поощрительные выплаты, предусмотренные п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием, должны устанавливаться и выплачиваться лицам, замещающим должности заместителей начальников отделов и начальников отделов лицензионно- разрешительной работы Управления Росгвардии по Хабаровскому краю. Работающим сотрудникам данные выплаты были произведены. Ему было отказано, так как он уже не являлся сотрудником Росгвардии. Считает, что он не пропустил срок исковой давности, так как о своем нарушенном праве он узнал в (дата) года и предпринимал попытки самостоятельно получить положенные ему выплаты, обратившись в (дата) года к ответчику с соответствующим заявлением. Через месяц ему был дан ответ, содержание которого истца не удовлетворило, потом он повторно обратился, ему был дан развернутый ответ с отказов в выплате, в связи с чем, он обратился в суд с настоящим иском. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, заявила ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, так как о своем нарушенном праве истец узнал (дата)., когда ему было отказано в данной выплате. Истец был уволен (дата)., срок исковой давности истек (дата). Кроме того, в соответствие с п. 3,4 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ, а так же предоставления им отдельных социальных выплат, утвержденного Приказом Росгвардии от (дата). (№), основанием для выплаты денежного довольствия является приказ уполномоченного руководителя, наделенного правом назначения сотрудников на соответствующие должности, зачисление их в распоряжение. Приказы в отношении ФИО1 не издавались. Просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод являются судебная защита.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно п. 3, п. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247- ФЗ, денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Пункты 13 и 18 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247- ФЗ, устанавливает, что поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада.

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Во исполнение пункта 13 Федерального закона № 247-ФЗ, а также в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», 26 сентября 2017 г. издан приказ Росгвардии № 406 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат» (дале Порядок №406).

Согласно п.п. «е» п.5 ст. 21 Порядка №406, поощрительные выплаты за особые достижения в службе устанавливаются сотрудникам в процентах от должностного оклада в следующих размерах: замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в центральном аппарате Росгвардии, органе управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориальном органе Росгвардии, подразделении (органе) (за исключением строевых подразделений) и организации войск национальной гвардии, - 20.

Согласно ч.3, 4, 5 Порядка №406, основанием для выплаты денежного довольствия является приказ директора, приказ уполномоченного руководителя, наделенного правом назначения сотрудников на соответствующие должности, зачисления их в распоряжение.

Месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и дополнительные выплаты устанавливаются и изменяются приказом руководителя по месту прохождения службы сотрудника с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, если дата не определена - с даты назначения на должность, а при ее отсутствии - с даты подписания приказа о назначении на должность. Руководителям ежемесячные и иные дополнительные выплаты устанавливаются приказом вышестоящего руководителя, имеющего право назначения их на должность, а сотрудникам, замещающим должности высшего начальствующего состава, - приказом директора.

Выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 20 число.

В соответствии с положениями ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с (дата). по (дата) проходил службу в должности заместителя начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Комсомольску-на- Амуре, Комсомольскому, Амурскому и Солнечному районам) управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Хабаровскому краю (далее - Управления Росгвардии по Хабаровскому краю), что подтверждено выписками из приказа по личному составу (№) от (дата). и (№) от (дата). и не оспаривалось сторонами.

В судебном заседании так же установлено, что в период службы истца, ФИО1 необоснованно не выплачивалась поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20% от должностного оклада, которая предусмотрена пп. «е» п. 5 ст. 21 Порядка (№), что подтверждено расчетными листками, п. 3.6.4 Акта аудиторской проверки Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Хабаровскому краю от (дата)

Как указывает истец и не опровергает ответчик, заместителем начальника Управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Хабаровскому краю полковником полиции ФИО(дата) подавался соответствующий рапорт, но поощрительная выплата в период прохождения службы истцу так и не была установлена и выплачена, поскольку, по мнению сотрудников ФЭО Управления, основанному на методических рекомендациях, на заместителей начальников отделов и начальников отделов лицензионно- разрешительной работы Управления Росгвардии по Хабаровскому краю требования п.п. «е» п. 5 ст. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием не распространяются (их должности являются нижестоящими по отношению к должности заместителя начальника отдела в территориальном органе Росгвардии).

В досудебном порядке ФИО1 обращался к ответчику с заявлениями о выплате ему данной поощрительной выплаты ((дата)., (дата).) но ему было отказано, что подтверждено ответами на обращение ответчика от (дата)., от (дата).

Анализируя представленные суду сторонами доводы и доказательства, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать выплаты ему поощрительной доплаты за особые достижения в службе в размере 20% от должностного оклада, которая предусмотрена пп. «е» п. 5 ст. 21 Порядка №406. Довод ответчика о том, что данные выплаты истцу не положены, так как он уже не является работником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Хабаровскому краю, что приказ о назначении ему данных выплат не издавался, суд находит не обоснованными, так как законодательство не ограничивает бывшего работника (служащего) в праве требовать выплатить ему недоначисленную заработную плату (денежное довольствие) после увольнения. Отсутствие соответствующего приказа уполномоченного лица о назначении выплаты истцу после его увольнения, в данном случае не является основанием к отказу в защите нарушенного права истца, которое имело место быть в период его службы и подтверждено актом аудиторской проверки.

Вместе с тем, ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности к данному требованию:

В соответствии со статьей 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. Данные положения так же нашли свое подтверждение в разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации» от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

В соответствии с частью 1, 2 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Истец утверждает, что узнал о нарушенном праве в (дата) года. Вместе с тем, как следует из материалов дела, о том, что право истца нарушено он узнал (дата)., когда сотрудниками ФЭО Управления, было вынесено решение об отказе в назначении спорных выплат по обращению Заместителя начальника Управления ФИО Истец был уволен (дата). Годичный срок давности по требованиям о выплате заработной платы и иных выплат истек (дата). Исковое заявление было направлено в суд (дата)., в связи с чем, суд приходит к выводу, что истец пропустил срок исковой давности. Причину, по которой истец просит восстановить ему пропущенный срок исковой давности суд находит не уважительной. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Согласно пункту 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям, в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.

Требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от первоначального требования (о признании приказа об отстранении недействительным) в удовлетворении которого истцу отказано, в связи с чем, данные требования так же удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности выплатить поощрительную надбавку, взыскании компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

Судья Сердюкова А.Ю.