НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) от 04.06.2018 № 2А-2232/2018

Дело № 2а-2232/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Поспеловой К.В.,

с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) администрации Солнечного муниципального района Круглова А.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика (истца по встречному иску) помощника прокурора Веселова Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Солнечного муниципального района (адрес) о признании незаконным представления и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры от (дата) об устранении нарушений лесного законодательства; по встречному административному иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к главе Солнечного муниципального района (адрес) о признании бездействия по соблюдению лесного законодательства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Солнечного муниципального района (адрес) обратилась в суд с названными требованиями, указывая на то, что в адрес главы Солнечного муниципального района (адрес) и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры (дата) вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: не проведено лесоустройство на территории поселений «(адрес)», «(адрес)», Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений, не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты, не принято положение о муниципальном лесном контроле на территории сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений. Указанное представление административный истец считает незаконным. Указывает на то, что количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пункт 1 приказа Россельхоза от (дата)(№)(№) «Об определении количества лесничеств на территории (адрес) и установлении их границ» определено, что на территории (адрес) создается 40 лесничеств, четыре из которых на территории Солнечного муниципального района: Амгуньское, Горинское, Солнечное, Эворонское, в отношении которых проведены необходимые мероприятия по лесоустройству. Городские леса на территории указанных лесничеств отсутствуют, что также отражено в Лесном плане (адрес) на 2009-2018 годы. Таким образом, поскольку объекты, в отношении которых у администрации Солнечного муниципального района имеются соответствующие полномочия по проведении лесоустройства, осуществления муниципального лесного контроля, а также разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов отсутствуют, требования законодательства не нарушены. Просит признать незаконным оспариваемое представление, поскольку оно возлагает на истца обязанность исполнять полномочия, которыми он не наделен в силу закона.

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд со встречным иском к главе Солнечного муниципального района о признании бездействия по соблюдению лесного законодательства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в котором указал, что в рамках исполнения приказа Генеральной прокуратуры РФ от (дата)(№) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при реализации задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от (дата)(№) проведена проверка соблюдения действующего лесного законодательства администрацией муниципального образования – администрация Солнечного муниципального района, в ходе которой были выявлены нарушения, допущенные административным истцом. Так, в ходе проверки установлено, что на землях населенных пунктов «(адрес)», «(адрес)», (адрес) и (адрес) сельских поселений имеются городские (муниципальные) леса, принадлежащие Солнечному муниципальному району. Между тем в нарушение требований ст. 67 пп. 4,5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ч. 4 ст. 14 ФЗ от (дата) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией (адрес) не проведено лесоустройство на территории указанных поселений, не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты, не принято положение о муниципальном лесном контроле на территории сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений. По фактам выявленных нарушений Комсомольским-на-Амуре природоохранным прокурором (дата) за (№) в адрес главы администрации (адрес) вынесено представление об устранении нарушений. Однако в ответе главы (адрес) от (дата)(№) на представление прокурора не содержится информации о принятым мерах по устранению допущенных нарушений, их причинах. Просит возложить на администрацию Солнечного муниципального района обязанность провести лесоустройство на территории сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», (адрес) и (адрес) сельских поселений, разработать регламенты указанных поселений, разработать положение о муниципальном лесном контроле на территории указанных сельских поселений.

В судебном заседании представитель административного истца (ответчика по встречному иску) Круглов А.В., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме. Дополнил, что земли лесного фонда в состав земель населенных пунктов не входят, границы сельского поселения не изменялись, перевод земель лесного фонда в земли населенного пункта не осуществлялся. Кроме того, нельзя основываться на ответах глав сельских поселений, поскольку они могут ошибаться. Полагает, что доводы прокурора ошибочны относительно того, что наличие зон реареационного назначения предполагает обязательное включение в них зоны городских лесов.

Представитель административного ответчика (истца по встречному иску) помощник прокурора Веселов Е.Ф., в судебном заседании исковые требования не признал, при этом поддержал требования по встречному иску.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, (дата) в адрес администрации Солнечного муниципального района вынесено представление и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений лесного законодательства.

Согласно указанному представлению, в ходе проведения проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что на землях населенных пунктов сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», (адрес) и (адрес) сельских поселений имеются городские (муниципальные) леса. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 67, п.п.4,5 ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ч.4 ст. 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на указанных выше территориях сельских поселений не проведено лесоустройство; не разработаны и не утверждены лесохозяйственные регламенты поселений; не принято положения о муниципальном лесном контроле.

Рассматривая законность указанного представления, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Пунктом 4 части 1 ст. 84 ЛК РФ определено - к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

В соответствии с положениями ст. 87 ЛК РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 ст. 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства и разработке административного регламента предусмотрена действующим законодательством.

Администрация муниципального образования является субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования.

При этом, по мнению суда, поскольку непосредственно сам процесс лесоустройства включает в себя несколько стадий, в которых задействованы иные органы власти, суд полагает, что в данном случае администрация муниципального района должна провести процедуру лесоустройства в рамках своих полномочий.

Из материалов дела следует, что на землях населенного пункта сельского поселения «(адрес)» находятся городские (муниципальные) леса, что подтверждается генеральным планом сельского поселения (строка 6 таблица 4).

Далее, из генерального плана сельского поселения «(адрес)» также следует, что на территории указанного сельского поселения находятся городские (муниципальные) леса (строка 8 таблица 4).

Из генерального плана (адрес) сельского поселения следует, что на его территории находятся городские (муниципальные) леса (строка 2 таблица 2).

Из генерального плана (адрес) сельского поселения следует, что на его территории находятся городские (муниципальные) леса (строка 2 таблица 2).

Доводы представителя администрации Солнечного муниципального района о том, что на территории (адрес) городские (муниципальные) леса отсутствуют, суд не принимает во внимание.

В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса РФ городские леса отнесены к категории защитных лесов.

Как указано в лесоустроительной инструкции, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (п.п. «д» п. 3 ч.19).

В соответствии с п. 5 Приказ Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Анализируя в совокупности вышеизложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что на территории Солнечного муниципального района находятся городские (муниципальные) леса, а потому Администрация Солнечного муниципального района обязана провести лесоустройство на территории сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», (адрес) и (адрес) сельских поселений в пределах своих полномочий, а также разработать лесохозяйственные регламенты.

В силу требований статьи 98 ЛК РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Исходя из названных правовых норм, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится, в том числе, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Кроме того, как следует из Устава, принятого решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от (дата)(№) (с изменениями от (дата)), к вопросам местного значения отнесено осуществление муниципального лесного контроля (п. 29 ст.5). К вопросам местного значения муниципального района, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ для городских поселений и не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, относятся, в частности, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории…(п.п. 8,9 п. 1.1).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что представление Комсомольской -на-Амуре межрайонной природоохранной прокуроры об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потреблении от (дата) об устранении нарушений лесного законодательства является законным, в связи с чем требования администрации Солнечного муниципального района (адрес) не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, принимая во внимание, что представление прокурора до настоящего времени не исполнено, суд приходит к выводу об обоснованности встречного иска и считает необходимым возложить на главу Солнечного муниципального района (адрес) обязанность по истечению шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», Харпичанского и Хурмулинского сельских поселений в пределах своих полномочий, а также разработать лесохозяйственные регламенты и положения муниципальном лесном контроле на территориях указанных сельских поселений.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным представления и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры от (дата) об устранении нарушений лесного законодательства, - отказать.

Встречный административный иск Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к главе Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия по соблюдению лесного законодательства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения- удовлетворить.

Возложить на главу Солнечного муниципального района Хабаровского края обязанность по истечению шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории сельских поселений «(адрес)», «(адрес)», (адрес) и (адрес) сельских поселений в пределах своих полномочий, а также разработать лесохозяйственные регламенты и положения муниципальном лесном контроле на территориях указанных сельских поселений.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

Судья Н.О. Жукова