Дело 2-6629/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово
в составе председательствующего судьи Гапанцовой А.А.
при секретаре Калининой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
29 ноября 2013 года
гражданское дело по заявлению ОАО «Угольная компания Северный Кузбасс» о признании незаконным решения ГУ Центр занятости населения г.Кемерово о выплате заработной платы гражданину, уволенному в связи с ликвидацией или сокращением штата организации,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Угольная компания Северный Кузбасс» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения ГУ Центр занятости населения г.Кемерово о выплате заработной платы гражданину, уволенному в связи с ликвидацией или сокращением штата организации.
Свои требования мотивирует тем, что **.**.****. ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» выдал гражданину Шмидту В. Э., уволенному **.**.****г. на основании п.2. ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», решение, оформленное справкой №###, о получении сохраненной средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения.
Из содержания решения следует, что Шмидт В. Э. обратился **.**.**** в ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» и не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения.
Выплата сохраняемого среднего заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» считает указанное решение незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно ч.2 ст.178 Трудового кодекса РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Оспариваемое решение не содержит ссылок на какие-либо исключительные обстоятельства, вследствие возникновения которых у Шмидта В.Э. возникло право на получение среднего месячного заработка за третий месяц со дня его увольнения.
Как следует из части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения (п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 N 2214-0 ).
По смыслу оспариваемого законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца co дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Решение органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.
При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации).
Шмидт В.Э. **.**.**** года рождения, был уволен из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» 15.07.2013г. в связи с сокращением штата работников по основанию п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. При увольнении ему было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. На момент увольнения в связи с сокращением штата работников организации Шмидт В.Э. являлся пенсионером по старости и получал пенсию по старости.
В силу положений ч.3 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации, выплата, предусмотренная частью 2 ст.178 ТК РФ по своей сути является мерой социальной защиты безработных. В этой связи, требования части 2 ст.178 ТК РФ не могут распространяться на граждан, которым выплачивается пенсия, так как в силу закона не могут быть признаны безработными, поскольку они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии.
Несмотря на то что, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений и на них распространяются предусмотренные ТК РФ гарантии, они лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников, в связи с чем, в частности, не могут быть признаны безработными. Факт получения ими пенсии и их большая социальная защищенность требует наличия иных весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ч.2 ст.178 ТК РФ.
Сами по себе факты постановки Шмидта В.Э. на учет в органе службы занятости населения, его не трудоустройство этим органом не могут быть рассмотрены в качестве исключительных обстоятельств по смыслу ч.2 ст.178 ТК РФ, иных исключительных обстоятельств оспариваемое решение не содержит.
Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за Шмидтом В.Э. среднего месячного заработка должен был не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у него права на получение соответствующей выплаты - своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия ее трудоустройства, но и учитывать иные имеющие для решения данного вопроса обстоятельства. Положения трудового законодательства не предполагают предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
В связи с изложенным, ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» считает, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям ч.2 ст. 178 ТК РФ и нарушает экономические права заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность выплаты уволенному работнику денежных средств.
В соответствии со статьей 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно П.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Просят суд признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово о выплате заработной платы гражданину, уволенному в связи ликвидацией или сокращением штата организации, оформленное справкой от 15.10.2013г. №000076-В 17/05-13.
В судебном заседании представитель истца Мошкина Н.В. требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГУ Центр занятости населения г.Кемерово, Шмидт В.Э. требования не признали.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
В соответствии со ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.236 Трудового Кодекса РФ, при нарушении работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 22 Трудового Кодекса Российской Федерации определены основные обязанности работодателя, к которым в том числе относятся: соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Трудовым кодексом Российской Федерации к основным государственным гарантиям по оплате труда работников отнесена ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также сроки выплаты заработной платы.
В статье 12 Конвенции относительно защиты заработной платы от 01.07.1949 г. №95 (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31 января 1961 года) указано, что заработная плата будет выплачиваться через регулярные промежутки времени. Если не существует других соответствующих урегулирований, обеспечивающих выплату заработной платы через регулярные промежутки времени, то периоды выплаты заработной платы должны быть предписаны национальным законодательством или определены коллективным договором или решением арбитражного органа.
Судом установлено, что 15.10.2013г. ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» выдал Шмидту В. Э., уволенному **.**.****г. на основании п.2. ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», решение, оформленное справкой №000076-В 17/05-13, о получении сохраненной средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения.
Из содержания решения следует, что Шмидт В. Э. обратился 19.07.2013г в ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» и не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения.
Выплата сохраняемого среднего заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Шмидт В.Э. **.**.**** года рождения, был уволен из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» 15.07.2013г. в связи с сокращением штата работников по основанию п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. При увольнении ему было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. На момент увольнения в связи с сокращением штата работников организации Шмидт В.Э. являлся пенсионером по старости и получал пенсию по старости.
В силу положений ч.3 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ) уволенному работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Частью второй статьи 178 ТК РФ предусмотрено сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Норма статьи 178 Трудового кодекса РФ устанавливает полный и исчерпывающий перечень условий, при которых за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок. Поэтому для получения среднего заработка за третий месяц имеют значения следующие факторы: обращение в орган службы занятости населения в двухнедельный срок со дня увольнения и не трудоустройство в течение третьего месяца после увольнения. Данная статья не содержит требования о регистрации гражданина ни в качестве ищущего работу, ни в качестве безработного и не обуславливает сохранение среднего заработка за третий месяц условием присвоения статуса безработного.
Трудовой кодекс не связывает достижение определённого возраста с разграничением в гарантиях и компенсациях, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных для всех работников. Нормы статьи 178 входящей в состав главы 27 Трудового кодекса РФ (гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора) не являются мерой социальной защиты безработных. Это гарантии и компенсации всем работникам, связанные с расторжением трудового договора.
При этом каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров ТК РФ не предусматривает.
Работником как стороной трудового договора в силу положений статей 56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).
Назначение трудовой пенсии по старости не связано с потерей трудоспособности, так как она назначается при достижении определенного возраста, без учета трудоспособности, мужчинам при достижении возраста 60 лет и женщинам достигшие возраста 55 лет (ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Гражданам, которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, вправе обратиться за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости и быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы.
Однако в связи с тем, что в ст.178 ТК РФ установлены гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства содержится условие обращения в орган службы занятости населения, при рассмотрении данной ситуации необходимо учитывать положения, предусмотренные Законом "О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 и Порядком регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012г. N 891.
Трудоспособные граждане, не имеющие работы, обратившиеся в службу занятости с целью подбора подходящей работы и регистрации, предъявившие документы, предусмотренные ст.3 Закона о занятости и п.3 Порядка регистрации, регистрируются с целью поиска подходящей работы.
Запрета регистрации пенсионеров, не имеющих работы и желающих заниматься трудоустройством, при посредничестве службы занятости нет.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
В пункте 3 статьи 3 Закона о занятости перечислены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. В том числе указаны и граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно. То есть таким гражданам статус безработного не присваивается, пособие по безработице не выплачивается, но снятие их с учета в качестве граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы ни Законом о занятости, ни Порядком регистрации безработных граждан не предусмотрено.
Отсутствие возможности регистрации пенсионеров в органах службы занятости населения в качестве безработных не лишает данную категорию граждан возможности обращения и регистрации их с целью поиска подходящей работы.
Указания на то, что назначение гражданам трудовой пенсии по старости является препятствием для обращения в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве и регистрации их в целях поиска подходящей работы - нет. Только при регистрации граждан в качестве безработных назначение трудовой пенсии является основанием, не позволяющим зарегистрировать их в качестве безработного.
Согласно Письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.11.2009г. № 23-5/10610, орган службы занятости по истечении трехмесячного срока со дня увольнения высвобожденного гражданина выдает ему решение (справку), подтверждающее обращение гражданина (гражданина, признанного в установленном порядке безработным, или гражданина, ищущего работу, в том числе пенсионера) в двухнедельный срок со дня увольнения в органы службы занятости в целях поиска работы и то, что он не трудоустроен в течение третьего месяца со дня увольнения.
Указанный документ не устанавливает права и обязанности работодателя и его бывшего работника. Данные права и обязанности установлены законодательством о труде. Решение (справка), выданное органом службы занятости лишь подтверждает обстоятельство, при наличии которого могут быть реализованы указанные права и обязанности. Трудовой кодекс РФ не содержит ограничений в части выдачи решения (справки) только гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Министерство финансов письмом от 15.03.2006г. №03-03-04/1/234 разъяснило порядок учета начислений работникам-пенсионерам, высвобожденным в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщиков, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органов службы занятости при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен.
Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов своими официальными разъяснениями подтвердили право уволенного работника-пенсионера на обращение в орган службы занятости и сохранение за этим работником гарантий и компенсаций, предусмотренных частью 2 статьи 178 Трудового кодекса РФ. В связи с тем, что ТК РФ не предусмотрены ограничения в распространении гарантий, предусмотренных ч.2 ст.178 ТК РФ, в отношении пенсионеров за уволенным работником-пенсионером может быть сохранено право на средний заработок в течение третьего месяца периода трудоустройства.
Трудовым кодексом РФ не предусмотрены ограничения в распространении гарантий, предусмотренных ч.2 ст.178 ТК РФ, в отношении пенсионеров, кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство финансов РФ придерживаются аналогичного мнения, за уволенным работником-пенсионером сохраняется право на средний заработок в течение третьего месяца периода трудоустройства.
Кроме того, необходимо учитывать и положения ст.423 ТК РФ, согласно которым законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.
В связи с этим суд полагает, что ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» должно выплатить уволенному Шмидту В.Э., средний месячный заработок на период трудоустройства за третий месяц со дня увольнения по решению (справке) органа службы занятости населения, поскольку обратился в ЦЗН в течение 14-ти дней и не был трудоустроен.
На основании выше изложенного суд считает, что решение органа службы занятости населения о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (в виде справки) вполне обоснованно и соответствует закону.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ОАО «Угольная компания Северный Кузбасс» о признании незаконным решения ГУ Центр занятости населения г.Кемерово о выплате заработной платы гражданину, уволенному в связи с ликвидацией или сокращением штата организации, оформленное справкой от 15.10.2013г. №000076-В 17/05-13 - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
В мотивированной форме решение изготовлено 05.12.2013г.
Судья А.А. Гапанцова