НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область) от 29.03.2022 № 2А-1553/2022

Дело № 2а-1553/2022

УИД 42RS0009-01-2022-000907-21

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Центральный районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего судьи Прошина В.Б.,

при секретаре Комащук К.И.,

с участием административного ответчика Кривошеевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

**.**.****

административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Кемеровской области-Кузбассу к Кривошеевой А.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец МИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу обратился в суд с административным иском к Кривошеевой А.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Исковые требования обоснованы тем, что Кривошеева А.С. с **.**.**** зарегистрирована в качестве адвоката и состоит на налоговом учете в МИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу.

В установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки Кривошеева А.С. не оплатила страховые взносы и пени.

Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации в **.**.**** Кривошеева А.С. являлась плательщиком страховых взносов.

За **.**.**** года Инспекцией Кривошеевой А.С. были начислены страховые взносы за **.**.**** года и пени в общей сумме 20713,47 рублей, из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за **.**.**** года в сумме 25818,84 рублей (с учетом переплаты в сумме 10211,23 рублей, сумма налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за **.**.**** года равна 15607,61 рублей), пени за несвоевременную уплату указанных взносов в размере 103,32 рублей за период с **.**.**** по **.**.****, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за **.**.**** год в сумме 6704,56 рублей (с учетом переплаты в сумме 1735,78 рублей, сумма налога по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за **.**.**** года равна 4968,78 рублей), пени за несвоевременную уплату данных страховых взносов в сумме 33,79 рублей за период с **.**.**** по **.**.****. Налогоплательщиком было подано заявление об освобождении от уплаты страховых взносов по уходу за ребенком до 1,6 лет до **.**.****.

Согласно ст.69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации **.**.**** Инспекцией в адрес Кривошеевой А.С. было направлено требование ### от **.**.**** об уплате страховых взносов и пени с предложением добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 20576,39 рублей, а также пени в размере 137,11 рублей за **.**.**** года (начислены за период с **.**.**** по **.**.****) в срок до **.**.****.

В установленный в требовании срок Кривошеева А.С. не уплатила задолженность по страховым взносам и пени за 2020 год.

**.**.**** ИНФС по городу Кемерово подала заявление мировому судье судебного участка №2 Центрального судебного района города Кемерово о вынесении судебного приказа о взыскании с Кривошеевой А.С. задолженности по страховым взносам и пени.

**.**.**** мировым судьей судебного участка №2 Центрального судебного района города Кемерово был вынесен судебный приказ о взыскании с Кривошеевой А.С. задолженности по страховым взносам и пени, который был отменен определением мирового судьи от **.**.**** в связи с поступлением возражений от должника.

На основании изложенного просит взыскать с Кривошеевой А.С. задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 20713,5 рублей, из них: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с **.**.****) за 2020 года в размере 15607,61 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за **.**.**** год в размере 103,32 рублей за период с **.**.**** по **.**.****, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФ ОМС за расчетные периоды, начиная с **.**.****, за **.**.**** год в сумме 4968,78 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд ОМС за **.**.**** год в размере 33,79 рублей за период с **.**.**** по **.**.****.

Представитель административного истца МИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания заблаговременно, надлежащим образом в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Административный ответчик Кривошеева А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержала доводы возражений на административный иск (л.д. 32-33).

Выслушав административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», адвокаты являются плательщиками страховых взносов.

Как установлено ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ, действующей на момент спорных правоотношений, адвокаты страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п. 5, п.6 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. Адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абз. 1 п. 2).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 данного Кодекса, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2).

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени, как компенсация потерь бюджета от несвоевременного поступления налоговых платежей, начисляются в порядке, установленном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 58 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пеней надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Пени являются составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет.

На основании п.п. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате самих налогов).

Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонды обязательного медицинского страхования.

Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения или приостановления.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени, как компенсация потерь бюджета от несвоевременного поступления налоговых платежей, начисляются в порядке, установленном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 58 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пеней надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Пени являются составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет.

На основании п.п. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате самих налогов).

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Кривошеева А.С. имеет статус адвоката.

Согласно абз.2 п.2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно расчету задолженности, представленному административным истцом, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, подлежащая уплате административным ответчиком за 2020 год, составила 4968,78 рублей, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащая уплате административным ответчиком за **.**.**** год, составила 15607,61 рублей (л.д. 10-11).

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

**.**.**** в адрес административного ответчика Кривошеевой А.С. было направлено требование ### по состоянию на **.**.**** об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 4968,78 рублей, пени в размере 33,79 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 15607,61 рублей, пени в размере 103,32 рублей (л.д. 16-17,18), требование оставлено без удовлетворения, не обжаловано в установленном законом порядке.

Определением мирового судьи судебного участка №2 Центрального судебного района города Кемерово от **.**.**** отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка №2 Центрального судебного района города Кемерово от **.**.**** о взыскании с Кривошеевой А.С. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени за 2020 год (л.д. 6).

В суд с настоящим административным иском МИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу обратилась **.**.**** (л.д. 29). Таким образом, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

Также судом установлено, что Кривошеева А.С. является матерью М.Д.Р., **.**.**** года рождения, актовая запись о рождении ### от **.**.**** (л.д. 41).

Решением Совета Адвокатской палаты Кемеровской области ### от **.**.**** на основании заявления с **.**.**** статус адвоката Кривошеевой А.С. приостановлен в связи с неспособностью адвоката более 6 месяцев исполнять свои профессиональные обязанности (л.д. 38).

**.**.**** Кривошеева А.С. обращалась в ИФНС по городу Кемерово с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов с указанием оснований освобождения – Дети, АДВ (л.д. 34).

**.**.**** Кривошеева А.С. обращалась в ИНФС по городу Кемерово с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с **.**.**** по **.**.**** по основанию освобождения – Дети (л.д. 35).

Также **.**.**** Кривошеева А.С. обращалась в ИНФС по городу Кемерово с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с **.**.**** по **.**.**** по основанию освобождения – АДВ (л.д. 36).

**.**.**** Кривошеева А.С. обращалась в ИНФС по городу Кемерово с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с **.**.**** по **.**.**** по основанию освобождения – АДВ (л.д. 37).

Как следует из справки, выданной **.**.**** Адвокатской палатой Кемеровской области, Кривошеева А.С. приостановила статус адвоката с **.**.****, до настоящего времени статус адвоката не возобновлен, является приостановленным (л.д. 39).

Согласно подп. 2,5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" статус адвоката приостанавливается в случае неспособности адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; подачи адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты.

После принятия советом адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, решения о приостановлении его статуса, адвокат освобождается от обязанности по начислению и уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, поскольку судом установлено, что статус адвоката административного ответчика Кривошеевой А.С. приостановлен с **.**.****, административный ответчик Кривошеева А.С. обращалась в налоговый орган с заявлениями об освобождении от уплаты страховых взносов, оснований для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхования и обязательному медицинскому страхованию, а также пени на них, у административного истца не имелось.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Кемеровской области-Кузбассу к Кривошеевой А.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Кемеровской области-Кузбассу в удовлетворении административных исковых требований к Кривошеевой А.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Центральный районный суд г. Кемерово в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 апреля 2022 года.

Председательствующий: Прошин В.Б.