НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область) от 19.01.2024 № 2-511/2024

Дело № 2-511/2024

42RS0009-01-2023-003713-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего Е.И. Исаковой

При секретаре Г.Е. Южалине

Рассмотрев в открытом судебном заседании

В г. Кемерово 19.01.2024

Дело по иску Касьяновой Натальи Викторовны к Администрации Правительства Кузбасса, Министерству социальной защиты населения Кузбасса об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Касьянова Н.В. обратилась с иском к администрации г. Кемерово в лице управления социальной защиты населения об обязании совершить действия: принять решение по конкретному вопросу: оказать материальную помощь в размере 7709 руб. 66 коп., из которых 3500 руб. для оплаты госпошлины за право выхода из числа граждан Российской Федерации и 4209 руб. 66 коп. оплаты налога на имущество физических лиц. Требования мотивирует тем, что она относится к категории социально незащищенных граждан – малоимущим, однако при обращении в орган социальной защиты населения по ...**.**.**** за оказанием материальной помощи ее обращение проигнорировано.

В последующем Касьянова Н.В. определила, что по заявленным требованиям надлежащим ответчиком является администрация Кемеровской области-Кузбасса, т. к. решение вопросов, связанных с социальной поддержкой малоимущих граждан – это обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в силу положений Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Полагает, что к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Закона Российской Федерации от 07.02.992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», т. к. администрация Кемеровской области-Кузбасса оказывает населению услуги через программы социальной помощи.

Определением суда от **.**.**** по ходатайству истца произведена замена ответчика – администрация г. Кемерово на Администрацию Правительства Кузбасса и в качестве второго ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Кузбасса. В настоящем судебном заседании Касьянова Н.В. заявила об увеличении требований – выдать Касьяновой Н.В. временное удостоверение личности, как лица без гражданства в Российской Федерации и привлечении к участию в деле в качестве соответчика МВД Российской Федерации.

Протокольным определением от **.**.**** Касьяновой Н.В. отказано в принятии указанных требований, поскольку они не связаны с первоначально заявленными требованиями, имеют иной предмет и основания, Касьяновой Н.В. разъяснено право на обращение в суд с самостоятельными требованиями к МВД России.

В настоящем судебном заседании Касьянова Н.В. уточнила требования к Администрации Правительства Кузбасса просит реализовать организационно-распорядительные полномочия по оказанию адресной социальной помощи Касьяновой Н.В. в размере 7709 руб. 66 коп., которая состоит из госпошлины за право выхода из числа граждан Российской Федерации и обязательств по оплате налога на имущество физических лиц; к Министерству социальной защиты населения Кузбасса – установить статус малоимущего гражданина Касьяновой Н.В. (осуществить взаимодействие с потребителем услуг).

Представитель Администрации Правительства Кузбасса Морозова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала возражения, изложенные в письменной форме.

Представитель Министерства социальной защиты населения Кузбасса, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования Касьяновой Н.В. не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (статья 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Указанным законом установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (статья 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Закон Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ (ред. от 06.04.2023) "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" на основании статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определяет размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, место жительства или место пребывания которых находится на территории Кемеровской области - Кузбасса (далее - государственная социальная помощь).

Получателями государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Законом являются:

малоимущие семьи, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума семьи (далее - малоимущие семьи);

малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленных высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса величин прожиточных минимумов соответствующей социально-демографической группы населения (далее - малоимущие одиноко проживающие граждане).

Условия и порядок назначения и выплаты социального пособия и денежной выплаты на основании социального контракта, порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта устанавливаются высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" Правительство Кемеровской области – Кузбасса принято Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 N 734(ред. от 22.06.2023) "Об утверждении условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении Порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта"

Условиями и порядком предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде социального пособия установлено, что гражданин от имени своей семьи или от себя лично (если он одиноко проживающий) обращается в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) для предоставления социального пособия.

От имени гражданина обратиться в уполномоченный орган может его законный представитель или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представитель гражданина).

При обращении в уполномоченный орган гражданин представляет:

Заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия (от себя лично или от имени своей семьи) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - заявление).

Днем обращения за назначением социального пособия считается день приема уполномоченным органом заявления с необходимыми документами.

В ходе судебного следствия установлено, что Касьянова Н.В. в Администрацию Правительства Кузбасса с заявлением об оказании заявленной адресной помощи не обращалась. Соответственно со стороны Администрации Правительства Кузбасса на дату рассмотрения настоящего иска отсутствует нарушение прав истца.

Доводы Касьяновой Н.В. о том, что Администрация правительства Кузбасса обязана самостоятельно в рамках предоставленных полномочий осуществлять контроль (надзор) в сфере социального обеспечения граждан, проживающих на территории субъекта – Кемеровской области-Кузбасса, что прямо предусмотрено ст.1 п. 151 Федерального закона № 414 от 21.12.2021, т. е. устанавливать и выявлять граждан, нуждающихся в адресной социальной поддержке, в частности реализовать организационно-распорядительные полномочия по оказанию адресной социальной помощи Касьяновой Н.В. в размере 7709 руб. 66 коп., несостоятельны.

Перечисленными нормативными актами предусмотрено, что вопрос об оказании адресной социальной поддержки возможно рассмотреть только при подаче такого заявления в уполномоченный орган.

Не подлежат удовлетворению требования Касьяновой Н.В. об обязании Министерства социальной защиты населения Кузбасса установить статус малоимущего гражданина Касьяновой Н.В. (осуществить взаимодействие с потребителем услуг).

Исходя из взаимосвязи правовых норм, регулирующих условия и порядок предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, малоимущим гражданам, следует, что установление статуса малоимущего гражданина возможно только на основании обращения гражданина с таким заявлением.

Из материалов дела не следует, что Касьянова Н.В. реализовала свое право на обращение с заявлением о признании ее малоимущим гражданином.

Касьяновой Н.В. представлена копия заявления от **.**.**** об обращении ее в территориальный орган социальной защиты населения ... о подтверждении статуса малоимущего гражданина для оказания государственной социальной помощи в порядке Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.03.2006 № 72, утратившего силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 N 734 "Об утверждении условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении Порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта", предусматривающего заявительный порядок.

Как следует из указанного заявления Касьяновой Н.В. ответ почтой не направлять, получит лично.

В ходе судебного следствия Касьянова Н.В. пояснила, что ответ ей не предоставлялся, за защитой своего нарушенного права неполучением ответа на обращение в территориальный орган социальной защиты населения не обращалась.

Из материалов дела не следует, что по вопросу об установлении статуса малоимущего гражданина Касьянова Н.В. обращалась в Министерство социальной защиты населения Кузбасса.

При таких обстоятельствах, суд считает, что со стороны Министерства социальной защиты населения Кузбасса отсутствует нарушение прав истца.

Касьянова Н.В. полагает, что заявленные требования к ответчикам подлежат разрешению с применением положений норм Закона Российской Федерации от 07.02.992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», т. к. они оказывают населению услуги через программы социальной помощи.

Суд считает доводы Касьяновой Н.В. необоснованными, поскольку нормы указанного закона не регламентируют порядок предоставления адресной социальной помощи и установление статуса малоимущего гражданина, отношения не связаны с качеством оказания услуг, не вытекают из невыполненных сторонами обязательств по возмездным договорам; ответчики не относятся к организациям, производящим товары для реализации потребителям, выполняющим работы или оказывающими услуги потребителям.

С учетом изложенного, а также существа принятого решения, с Касьяновой Н.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать Касьяновой Наталье Викторовне в удовлетворении требований в полном объеме.

Взыскать с Касьяновой Натальи Викторовны в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме подачей жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Е.И. Исакова

В окончательной форме решение изготовлено 24.01.2024

3