Дело № 2-274/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего судьиКазаковой И.А.
при секретареШупилко Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«11» марта 2021 г.
гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «РЭУ-21» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «РЭУ-21» о защите прав потребителей.
Требования мотивирует тем, что истец проживает в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., ... который обслуживается ответчиком - управляющей компанией ООО «РЭУ-21».
В платежных документах на оплату коммунальных услуг, начиная с апреля 2020 года, дополнительно к плате за услугу «Обращение с твердыми коммунальными отходами», управляющей компанией отдельной строкой выставляется сумма налога на добавленную стоимость 20 % к данной услуге.
В этом же месяце ею был произведен перерасчет и истцу была выставлена дополнительно к уплате сумма налога за период с **.**.****
Из выставляемых платежных документов следует, что получателем платы за обращение с ТКО является региональный оператор - ООО «Чистый город Кемерово», получателем суммы налога - управляющая компания ООО «РЭУ-21».
Истец полагает, что взимание ответчиком дополнительно к плате за обращение с твердыми коммунальными отходами суммы налога на добавленную стоимость с него, как потребителя коммунальной услуги, является незаконным и нарушает его права.
На основании Федерального закона от 26.07.2019 № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020 года освобождены от уплаты НДС.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статья 149 НК РФ, к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) относится реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» по обращению с ТКО на 2020 - 2022 годы утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2019 № 691 «Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» и с 01.01.2020 для населения составляют 332.43 руб./мЗ в год или 57,43 руб./чел. в месяц (НДС не облагается).
Истец полагает, что дополнительное взимание платы на 20 % больше утвержденного размера приводит к нарушению ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как указывает истец, к аналогичному выводу пришла Государственная жилищная инспекция Кузбасса в ответе от **.**.****###-кп, направленном на обращение супруги истца по данной спорной ситуации.
В целях соблюдения претензионного порядка истцом **.**.**** истцом направлено заявление в ООО «РЭУ-21» с просьбой прекратить предъявление к оплате в платежных документах суммы налога к стоимости услуги по обращению ТКО, а также произвести соответствующий перерасчет и возвратить переплату, начиная с **.**.****.
Ответом от **.**.****### ООО «РЭУ-21» отказала в удовлетворении вышеуказанных требований, сославшись на то обстоятельство, что управляющая компания является плательщиком НДС, отказавшись от применения льготы, предусмотренной подпунктом 29 п.3 ст. 149 НК РФ, на основании п.5 ст. 149 НК РФ. В связи с этим, полагает управляющая компания, она, в силу п.1 ст. 168 НК РФ, обязана предъявлять к оплате покупателю сверх тарифа сумму НДС.
Истец полагает, что изложенная в ответе позиция управляющей компании является несостоятельной.
Сумма налога, неправомерно предъявленная ответчиком и оплаченная истцом составляет: апрель 2020 г. - ... руб. и ... руб. (перерасчет за январь - март 2020), май 2020 г. - ... руб., июнь 2020 г.-... руб., июль 2020 г. - ... руб., август 2020 г.-... руб., сентябрь 2020 г. - ... руб. Итого: ... руб.
На основании изложенного, просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «РЭУ-21» прекратить предъявление к оплате в платежных документах по лицевому счету ### суммы налога на добавленную стоимость к стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, произвести соответствующий перерасчет платы за коммунальную услугу и возвратить истцу переплату, начиная с 01.01.2020г., в сумме ...
В ходе рассмотрения дела **.**.**** истец уточнил исковые требования просил обязать Общество с ограниченной ответственностью «РЭУ-21» прекратить предъявление к оплате в платежных документах по лицевому счету ### суммы налога на добавленную стоимость к стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, произвести соответствующий перерасчет платы за коммунальную услугу и возвратить истцу переплату, начиная с 01.01.2020г., в сумме .... по сегодняшний день, т.е. **.**.****.
Определением суда от «**.**.****. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственная жилищная инспекция, Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово», Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Инспекция Федеральной налоговой службы г. Кемерово.
В судебное заседание истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «РЭУ-21» ФИО2, действующий на основании доверенности от 31.12.2020г., исковые требования не признал, пояснил, что ООО «РЭУ-21» не предъявляет к оплате населению сумму «входного НДС» по услугам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, поскольку исполнитель (ООО «Чистый город Кемерово») не предъявляет данный налог к оплате в составе стоимости своих услуг. В выставляемых данным исполнителем счетах-фактурах за первое полугодие 2020 года стоимость услуг предъявляется по тарифу 332,43 руб. за куб. м. без НДС. Указанное освобождение от начисления НДС ООО «Чистый город Кемерово» обосновывает подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Поскольку для ООО «Чистый город Кемерово» тариф на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами утверждён с 01.01.2020 с указанием «НДС не облагается» (постановление РЭК Кемеровской области №691 от 20.12.2019), в отношении данных услуг применяется освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
ООО «РЭУ-21» в 2019 году направило в Инспекцию ФНС России по г. Кемерово отказ от освобождения операций, оказываемых собственникам на основании подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от обложения НДС, чтобы иметь возможность принимать к вычету входящий НДС от перечисленных в этой норме поставщиков (организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение), не освобождённых от уплаты НДС и предъявляющих его ООО «РЭУ-21» в общем порядке.
По этой причине управляющая компания, отказавшаяся от указанной льготы, при предоставлении с 01.01.2020 потребителям услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, приобретённых у регионального оператора, обязана исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.
С учётом вышеизложенного при предоставлении с 01.01.2020 услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, приобретённых у регионального оператора без НДС, управляющая компания обязана предъявить к оплате потребителям этих услуг соответствующую сумму НДС по ставке 20 процентов.
Вместе с тем, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что, действительно, истцу в отношении платы за вывоз мусора сверх тарифа осуществляется начисление НДС.
Представитель третьего лица ООО «Чистый город Кемерово» ФИО3, действующая на основании доверенности № 66-21 от 11.01.2021г. в судебном заседании пояснила, что, коммунальные услуги по обращению с ТКО, предоставляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг у региональных операторов по обращению с ТКО, освобождаются от налогообложения НДС. Однако в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операция по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. В связи с этим управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы имеют право не применять вышеуказанное освобождение от налогообложения НДС и уплачивать налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, решение по делу оставила на усмотрение суда.
Третьи лица Государственная жилищная инспекция, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Инспекция Федеральной налоговой службы г. Кемерово в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайства о рассмотрении в их отсутствие не представили.
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Инспекция Федеральной налоговой службы г. Кемерово в материалы дела представили отзывы на исковое заявление, РЭК Кузбасса полагала действия ответчика противоречащими ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Инспекция ФНС г. Кемерово оставила решение спора на усмотрение суда, в судебном заседание поддерживали позицию ответчика.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
Кроме того, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
При этом, согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 НК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: г... на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан, составленного между администрацией г. Кемерово и М, М, М**.**.****., Соглашения об установлении (определении) долей в праве общей собственности на квартиру от **.**.****., договора мены квартиры на ... квартиры, составленного сторонами **.**.****., зарегистрированного в ЕГРП за ### от **.**.****
В отношении многоквартирного дома по адресу: ..., ООО «РЭУ-21» осуществляет оказание жилищных, коммунальных услуг, содержание и ремонт жилых помещений, что сторонами не оспаривается.
ООО «РЭУ-21» согласно указанным Правилам № 354 выступает исполнителем коммунальных услуг и осуществляет деятельность по подаче потребителям коммунального ресурса (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отоплении, электроснабжение, вывоз мусора).
На основании части 6 статьи 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
В соответствии с частью 1 статьи 284 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено данной статьей.
Сумма налога, предъявленная ответчиком и оплаченная истцом составляет: апрель 2020 г. - ... руб. и ... руб. (перерасчет за январь - март 2020), май 2020 г. - ... руб., июнь 2020 г.-... руб., июль 2020 г. - ... руб., август 2020 г.-... руб., сентябрь 2020 г. - ... руб. Итого: ... руб.
Из выставляемых платежных документов следует, что получателем платы за обращение с ТКО является региональный оператор - ООО «Чистый город Кемерово», оказывающий услуги ответчику на основании договора ### от **.**.****., при этом получателем суммы налога выступает управляющая компания ООО «РЭУ-21».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердымикоммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре; обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 1 статьи 24.8 ФЗ № 89-ФЗ установлено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности.
Согласно условий договора ### от **.**.**** единый тариф на услугу Регионального оператора установлен Постановлением Региональной Энергетической Комиссии Кемеровской области № 153 от «07» июня 2019 г. «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» и составляет ... руб. за 1 куб.м., в том числе НДС 20 % - ... руб.
В силу части 2 статьи 24.8 ФЗ № 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В целях настоящего подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
В соответствии с пп.1.2 ст. 284 НК РФ - для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 процентов. В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ» установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01 января 2020 года.
Постановлением региональной энергетической комиссии Кузбасса от 20.12.2019 № 691 (в редакции постановление РЭК № 71 от 26.05.2020) «Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый город» (далее постановление РЭК Кузбасса № 691) утверждены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Наименование потребителей:
1.Население (НДС не облагается)
Тариф, руб./м3
2020 год с 01.01. по 30.06 - 332,43
с 01.07. по 31.12. -332,46
2021 год с 01.01. по 30.06 - 332,43
с 01.07. по 31.12. - 356,73
2022 год c 01.01. по 30.06 - 356,73
с 01.07. по 31.12. - 359,64
2.Прочие потребители (НДС не облагается)
2020 год с 01.01. по 30.06 - 332,43
с 01.07. по 31.12. -332,46
2021 год с 01.01. по 30.06 - 332,43
с 01.07. по 31.12. - 356,73
2022 год c 01.01. по 30.06 - 356,73
с 01.07. по 31.12. - 359,64
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 года применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.
В случае, если органом регулирования тарифов, введенный в действие с 1 января 2020 года предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными утвержден с учетом НДС, то услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2020 года по такому тарифу, облагаются НДС.
Кроме того подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями,товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим в отношении таких услуг управляющие организации, применяющие освобождение, предусмотренное подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, налог на добавленную стоимость не начисляют.
Кроме того, пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
При установлении единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город Кемерово» на 2020 год соответствующая сумма НДС была включена в расходы организации.
Довод ООО «РЭУ-21» о том, что в 2019 году общество направило в Инспекцию ФНС России по г. Кемерово отказ от освобождения операций, оказываемых собственникам на основании подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от обложения НДС, суд отклоняет, поскольку право общества на отказ от освобождения операций по реализации товаров (работ, услуг) от налогообложения, предусмотренное пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, само по себе не должно исключать право граждан при указанных выше обстоятельствах на получение и оплату коммунальных услуг по рассчитанным в установленном порядке тарифам.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 2004-О, норма подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющая организация не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации населению коммунальных услуг, направлена как на освобождение управляющих организаций от уплаты налога на добавленную стоимость по операциям реализации коммунальных услуг, так и на недопущение неоправданного роста стоимости данного вида услуг, оказываемых управляющими организациями населению.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о прекращении предъявления к оплате в платежных документах по лицевому счету ### суммы налога на добавленную стоимость к стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, произведении перерасчета платы за коммунальную услугу, начиная с **.**.****, в сумме ... руб. по **.**.**** являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РЭУ-21» ИНН ### прекратить предъявление к оплате в платежных документах по лицевому счету ### суммы налога на добавленную стоимость к стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, начиная с **.**.**** в сумме ... руб. по **.**.****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Кемерово.
В мотивированной форме решение изготовлено 15.03.2021 г.
Судья: И.А.Казакова