Дело №2а-950/2020
42RS0009-01-2020-000510-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе судьи Марковой Н.В.
при секретаре Парамзиной К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
17 февраля 2020 года
дело по административному исковому заявлению администрации Мариинского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Морозенко И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мариинского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Кемеровской области Морозенко И.В. об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявленные требования мотивированы тем, что 27.11.2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области - Кузбассу в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство ###-ИП.
Судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 09.01.2020 о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Вышеуказанное постановление поступило 16.01.2020 в администрацию Мариинского муниципального района.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 25.01.2016 года суд обязал администрацию Мариинского муниципального района предоставить ЛИЦО_1, **.**.**** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте ..., соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Как указывает административный истец, исполнение вышеназванного судебного решения на данный момент невозможно, поскольку в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, приобретенных (построенных) за счёт средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 17.01.2020 года.
В МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу 13.12.2019 года администрацией Мариинского муниципального района своевременно была направлена информация по исполнительному производству ###-ИП о том, что исполнение требований исполнительного производства по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте ..., соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, в настоящее время невозможно, поскольку в муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободные жилые помещения, приобретенные за счет средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют. Неисполнение администрацией Мариинского муниципального района требования, содержащегося в исполнительном документе в отношении ЛИЦО_1 является уважительной причиной. администрация Мариинского муниципального района считает, что представленные доказательства подтверждают тот факт, что должник принял все возможные меры по предоставлению ЛИЦО_1 жилого помещения.
Кроме того, администрация Мариинского муниципального района, как юридическое лицо, действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени Мариинского муниципального района и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно прилагаемой информации финансового управления по Мариинскому району от 17.01.2020 года бюджет Мариинского муниципального района на 2020 год утвержден в общем объёме доходов бюджета в сумме 1992301,6 тыс. рублей по расходам 1992301,6 тыс. рублей. Объём собственных доходов составляет 278800,0 тыс. рублей или 14,0 процентов от общего объема. Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год - 516,9 млн. рублей. Помимо этого средства собственных доходов предусмотрены на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (78 единиц); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан - 1050,0 тыс. рублей; адресная социальная помощь одиноким гражданам пожилого возраста, ветеранам, инвалидам, одиноким матерям (отцам), неполным семьям, детям-сиротам, малообеспеченным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, военнослужащим, уволенным с военной службы, участникам боевых действий, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проведение социально-значимых мероприятий - 1372,0 тыс. рублей, поддержка общественных организаций (ВОГ, ВОС) - 366,0 тыс. рублей.
На основании изложенного, административный истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области - Кузбассу от 09.01.2020 года по исполнительному производству ###-ИП с администрации Мариинского муниципального района, до 37500 рублей.
В судебное заявление представитель административного истца, представитель административного ответчика – УФССП по Кемеровской области, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель УФССП России по Кемеровской области Морозенко И.В. не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями о направлении судебного извещения посредством почтовой связи в адрес административного истца, расписками административных ответчиков.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения настоящего административного иска. Основания для отложения слушания по делу, судом не установлены.
Исследовав письменные материалы дела в отсутствие сторон, суд считает требования администрации Мариинского муниципального района обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 112 вышеуказанного Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области Морозенко И.В. от 27.11.2019, на основании решения Мариинского городского суда по от 25.01.2016, в отношении должника - администрации Мариинского муниципального района, возбуждено исполнительное производство ###-ИП; предмет исполнения: обязать администрацию Мариинского муниципального района представить ЛИЦО_1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте ..., соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров (л.д. 27).
Срок добровольного исполнения исполнительного документа установлен в течение 5 рабочих дней, с момента получения должником копии указанного постановления.
Копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производству поступила в адрес должника 11.12.2019, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (л.д.27).
Администрация Мариинского муниципального района направила 13.12.2019 в адрес МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области информацию по исполнительному производству ###-ИП (л.д.28).
В рамках данного исполнительного производства, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от 09.01.2020, с должника – администрации Мариинского муниципального района ко взысканию, ввиду неисполнения с установленный срок исполнительного документа, установлен исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5000 руб., что составляет 50000 руб., копию которого административный истец получил 16.01.2020, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (л.д.31).
В обоснование заявленных требований об уменьшении размера исполнительного сбора, административный истец ссылается на то обстоятельство, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок, исполнить решение Мариинского городского суда не представилось возможным, ввиду наличия объективно непредвиденных обстоятельств.
Такими обстоятельствами, по мнению административного истца, являлось отсутствие в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается письмом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 17.01.2020 (л.д.26).
Исследовав представленные в обоснование заявленных требований доказательства в их совокупности, суд полагает, что административным истцом представлены достаточные и допустимые доказательства, указывающие на наличие объективных и уважительных причин неисполнения судебного акта о предоставлении ЛИЦО_1 жилого помещения по договору специализированного найма в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В данном случае, суд считает возможным применить положения п. 7 ст. 112 «Об исполнительном производстве», уменьшив размер исполнительского сбора, установленного ко взысканию с администрации Мариинского муниципального района постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от 09.01.2020.
При этом, суд принимает во внимание наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению должником исполнительного документа.
Согласно представленной в материалы дела справке финансового управления по Мариинскому району от 17.01.2020 (л.д.29), бюджет Мариинского муниципального района на 2020 год утвержден в общем объёме доходов бюджета Мариинского муниципального района в сумме 1992301,6 тыс. рублей, по расходам – 1992301,6 тыс. рублей. Объём собственных доходов составляет 278800,0 тыс. рублей или 14 процентов от общего объема. Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год 516,9 млн. рублей. Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (78 единиц); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан в год – 1050,0 тыс. рублей; адресная социальная помощь нуждающимся и социально-незащищенным категориям граждан, семьям с детьми –1372,0 тыс. рублей; поддержка общественных организаций – 366,0 тыс. руб.
В свою очередь, администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно статье 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом Мариинского муниципального района от 17.01.2020, в казне Мариинского муниципального района свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенные в г. Мариинске Мариинского муниципального района, отсутствуют (л.д.26).
Суд полагает, что от исполнения решения Мариинского городского суда от 25.01.2016, администрация Мариинского муниципального района не уклонялась. В свою очередь, характер необходимых действий, направленных на исполнение решения суда, относится к обстоятельствам, затрудняющим его незамедлительное исполнение.
Суд принимает во внимание, что исполнение решения о предоставлении ЛИЦО_1 жилого помещения, связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом того, что должник в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГКРФ).
Суд считает, что в материалы дела представлены достаточные допустимые доказательства того, что администрацией Мариинского муниципального района были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по исполнению судебного решения, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа.
В данном случае, очевидно, что исполнение решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 25.01.2016, в установленный постановлением от 27.11.2019 о возбуждении исполнительного производства срок не возможно по не зависящим от должника причинам.
На основании вышеизложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд полагает, что имеются достаточные основания для удовлетворения требований администрации Мариинского муниципального района об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного к уплате постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от 09.01.2020 - до 37500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования администрации Мариинского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Морозенко И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 09.01.2020, в рамках исполнительного производства ###-ИП, возбужденного 27.11.2019 в отношении должника администрации Мариинского муниципального района в пользу взыскателя ЛИЦО_1 - до 37500 руб.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 20 февраля 2020 года.
Судья Н.В. Маркова
Подлинный документ подшит в деле №2а-950/2020 Центрального районного суда г. Кемерово