Дело № 2а-921/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Репиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«08» февраля 2022 г.
административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу к Симоновой Е.М. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы 15 по Кемеровской области – Кузбассу обратилась в суд с указанным административным иском к Симоновой Е.М. и просит суд взыскать с Симоновой Е.М., **.**.**** г.р., задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме в общем размере 41 018,76 руб., из них:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФ ОМС за расчетные периоды, начиная с **.**.****, за **.**.**** год в размере 8 426,00 руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд ОМС за **.**.****. в размере 29,84 руб. (начислены за период времени с **.**.****. по **.**.****);
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с **.**.****) за **.**.**** год в размере 32 448,00 руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за **.**.**** год в сумме 114,92руб. (начислены за период времени с **.**.****. по **.**.****.);
Представитель административного истца Беличенко Н.Б., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, предоставила в суд письменные пояснения относительно возражений со стороны ответчика.
Административный ответчик Симонова Е.М., в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, предоставила возражение на административное исковое заявление в письменном виде, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Вместе с тем, указала на то, что она на пенсии по старости находится с **.**.**** г., как ИП зарегистрирована **.**.**** Таким образом, считает, что ей не нужно было отчислять страховые взносы для формирования пенсии по старости, так как она получает пенсию по старости с **.**.**** г. К моменту регистрации ИП, она уже выполнила свои обязательства перед Пенсионным фондом. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требования и вместе с тем ссылается на то, что административное исковое заявление подано ненадлежащим истцом, а именно контроль за правильным исчислением, своевременностью уплаты страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. Также в своих возражениях указала о не соответствии формы требования об уплате страховых взносов и вместе с тем, считает, что расчет страховых взносов истец должен производить с учётом положений ст. 427 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период времени с **.**.****. по **.**.****. Симонова Е.М., **.**.**** г.р. являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на налоговом учете в ИФНС России по г. Кемерово, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Однако, Симонова Е.М. в установленные Налоговым кодексом РФ сроки не оплатила следующие налоги, страховые взносы и пени:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 419 НК РФ Симонова Е.М. в **.**.**** году являлась плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период **.**.**** года.
Пунктом 2 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно п. 2 ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее **.**.**** текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками - индивидуальными предпринимателями, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Срок уплаты страховых взносов за **.**.**** год - не позднее **.**.****.
- в ПФ РФ - 32 448,00 руб.
- в ФОМС - 8 426,00руб.
Данная задолженность не оплачена.
В связи с неуплатой страховых взносов, в соответствии со ст. 75 НК РФ, на указанную сумму недоимки исчислена пеня. Положениями п. 2 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что сумма соответствующей пеней уплачивается налогоплательщиками помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а так же мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня:
- На обязательное пенсионное страхование за период с **.**.****. по **.**.****. в сумме 112,92 руб.
- На обязательное медицинское страхование за период с **.**.****. по **.**.****. в сумме 29,84 руб.
**.**.****. Инспекцией в адрес Симоновой Е.М. заказной корреспонденцией было «Направлено требование N ### от **.**.****. об уплате страховых взносов и пени с предложением добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 40 874,00 руб., а также пени в размере 144,76 руб. за **.**.****. (начислены за период времени с **.**.****. по **.**.****.) в срок до **.**.****
В установленный в требовании срок задолженность по уплате страховых взносов и пени не была уплачена административным ответчиком.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 7 Центрального судебного района г.Кемерово был вынесен судебный приказ ### от **.**.****.
Симоновой Е.М. представлены возражения относительно исполнения судебного приказа. В связи с чем, определением от **.**.**** судебный приказ отменен. Таким образом, МИФНС 15 по КО – Кузбассу была вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в срок до **.**.****.
Административное исковое заявление о взыскании с Симоновой Е.М. задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 41018, 76 руб. подано в суд, согласно штемпелю на почтовом конверте - **.**.****., то есть, в установленные законодательством сроки.
Кроме того, довод налогоплательщика о том, что индивидуальные предприниматели являющиеся пенсионерами освобождаются от уплаты страховых взносов, суд считает не состоятельным.
Так, согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами и (или) инвалидами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от **.**.**** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса), в течение которых ими не осуществляласьсоответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, наличия инвалидности, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости или инвалидности, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. (Письмо Минфина России от 09.02.2021 N 03-02-11/83441.
Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы.
Довод налогоплательщика о том, что истцом пропущен срок для выставления требования, а также заявленные требования предъявлены ненадлежащим истцом, опровергаются нижеследующим.
До **.**.**** администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С **.**.**** полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам и вопросы, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, регулирует глава 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу в связи, с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Таким образом, поскольку функции по администрированию страховых взносов возложены на ФНС России, налоговый орган является надлежащим истцом по данному делу.
Вместе с тем, **.**.****. налоговым органом в результате неуплаты страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, выявлено у Симоновой Е.М. наличие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за **.**.****. и страховым взносам на обязательное медицинское страхование за **.**.****., что подтверждается актом о выявлении недоимки у налогоплательщика от **.**.****. ###.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу положений пункта 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней.
Как предусмотрено в пункте 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате страховых взносов должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 НК РФ).
В рассматриваемом случае, Требование N 4605 от **.**.****., выставлено в пределах трех месяцев со дня выявления недоимки, оно содержит все необходимые сведения и реквизиты, определенные пунктом 4 статьи 69 НК РФ, **.**.****. Инспекцией в адрес Симоновой Е.М. заказной корреспонденцией было направлено требование N ### от **.**.**** (л.д. 15), что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 17) об уплате страховых взносов и пени с предложением добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 40 874,00 руб., а также пени в размере 144,76 руб. за **.**.****. (начислены за период времени с **.**.****. по **.**.****.) с предложением добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 40 874,00 руб., а также пени в размере 144,76 руб. в срок до **.**.****.
Следовательно, срок предъявления требования об уплате страховых взносов не пропущен, налогоплательщику направлено в пределах трехмесячного срока.
Довод административного ответчика о не соответствии Формы требования об уплате страховых взносов также является не состоятельным и не обоснованным.
Так, приказом Федеральной налоговой службы от 14 августа 2020 г. N ЕД-7- 8/583@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" утверждена форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), которая приведена в приложении N 2.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 14 сентября 2020 г., регистрационный номер 59814, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 сентября 2020 г.
Понятие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, совокупность сведений, которые должно оно содержать, форма и порядок его подписания и направления налогоплательщику закреплены в статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно приведенной норме закона требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, оно направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога.
Так, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Форма требования, являющаяся приложением N 2 к приказу ФНС от 14 августа 2020 г. N ЕД-7-8/53@, как видно из ее содержания, включает весь перечень сведений, отнесенный законодателем к числу обязательных.
Статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации не относит к числу обязательных реквизитов требования указание сведений, перечисленных на 4 странице возражений на административное исковое заявление, поэтому отсутствие в Форме требования не предусмотренных действующим законодательством реквизитов не может являться не соответствующей утвержденной форме.
Таким образом, форма требования в полной мере соответствует приведенным нормам закона.
Также довод административного ответчика о том, что расчет страховых взносов административный истец должен производить с учётом положений пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ не состоятелен ввиду того, что право на применение пониженных тарифов у плательщиков страховых взносов возникает при одновременном соблюдении двух основных условий: налогоплательщик применяет специальный налоговый режим - УСН; основной вид его деятельности упоминается в перечне пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Согласно сведениям единого государственного реестра предпринимателей, основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ИП Симоновой Е.М. является - 69.10 Деятельность в области права.
Поскольку в указанном перечне отсутствует индивидуальные предприниматели, осуществляющие такой вид деятельности, как деятельность в области права, данные налогоплательщики не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом существа постановленного решения с Симоновой Е.М. в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 1 431 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 286 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу - удовлетворить.
Взыскать с Симоновой Е.М., **.**.**** г.р., задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме в общем размере 41 018,76 руб., из них:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФ ОМС за расчетные периоды, начиная с **.**.****, за **.**.**** год в размере 8 426,00 руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд ОМС за **.**.****. в размере 29,84 руб. (начислены за период времени с **.**.****. по **.**.****);
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с **.**.****) за **.**.**** год в размере 32 448,00 руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за **.**.**** год в сумме 114,92руб. (начислены за период времени с **.**.****. по **.**.****.)
Взыскать с Симоновой Е.М.,**.**.**** г.р. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1431 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 11.02.2022 г.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-921/2022 Центрального районного суда г.Кемерово