Дело №
УИД 39RS0№-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Баешко Ю.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения, учесть продолжительность страхового стажа, произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в его обоснование, что с < Дата > является получателем досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер которой составляет 17456, 89 руб. На дату назначения пенсии его страховой стаж составил 22 года 11 месяцев 08 дней, специальный стаж по Списку № – 19 лет 04 месяца 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 20 лет 11 месяцев 9 дней. Поскольку продолжительность страхового стажа составляет менее 25 лет, ответчик указал на отсутствие у него права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 50 % от суммы установленной фиксированной выплаты к пенсии на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако с таким решением пенсионного органа он не согласен, поскольку при расчете размера пенсии ответчиком не учтен период его обучения в Санкт-Петербургском горном институте им. ФИО4 (технический университет) в период с 1992 года по 1997 год. Частью 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии равной 50 % фиксированной выплаты к пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а затем и Федерального закона № 400-ФЗ (редакция от < Дата >) виды трудовой деятельности и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. ст. 89-92, 95). Статья 94 данного закона предусматривала льготное исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Аналогичную норму предусматривала и ст. 28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В период обучения в университете имели место периоды трудовой деятельности истца с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, которые отражены в трудовой книжке. Пунктом 109 Постановления Министров СССР от < Дата >№ «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (действовал до < Дата >) установлено, что в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях и эти периоды засчитываются при назначении пенсии по старости в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных сил СССР или иная служба, указанная в подп. «к». При таком положении считает, что период его обучения с < Дата > по < Дата >, общей продолжительностью 2 года 12 дней, подлежит учету в календарном исчислении, а не в пределах 8 месяцев 12 дней.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, ФИО1 просил суд обязать ответчика в целях расчета его пенсионных прав по ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» учесть продолжительность его страхового стажа в соответствии с данными трудовой книжки, с обязательным включением периода обучения с < Дата > по < Дата >, общей продолжительностью 2 года 12 дней, и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии на 50 % с даты ее назначения – < Дата >, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 35 300 руб.
Истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенностям ФИО5 заявленные исковые требования (с учетом их уточнения) поддержала по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве на иск. Пояснила, что альтернативный порядок исчисления страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ применяется только в целях определения права на страховую пенсию и соответственно не применяется в целях исчисления ее размера. Нормы частей 4 и 5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» введены в рамках нового правового регулирования, в связи с чем правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере, периода обучения в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется. Кроме того, периоды работы с < Дата > по 1997 г. включены в страховой стаж.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
На основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 18 этого же Федерального закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, положения ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ (за работу в районах Крайнего Севера), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера, и страхового стажа не менее 25 лет.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что ФИО1, < Дата > года рождения, с < Дата > является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На дату назначения пенсии страховой стаж истца составил 22 года 11 месяцев 08 дней, трудовой стаж в районах Крайнего Севера – 20 лет 11 месяцев 9 дней.
Из материалов дела следует, что размер пенсии определен истцу в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (как наиболее выгодный вариант). Таковой составил 11770, 64 руб., также установлена фиксированная выплата к страховой пенсии согласно ст. 16 названного Закона в размере 5686, 25 руб. Суммарный размер пенсии 17456, 89 рублей.
ФИО1 не согласился с таким исчислением размера пенсии и обратился с заявлением в прокуратуру Калининградской области, в ответ на которое ответчиком < Дата > дан ответ об отсутствии у него права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа – 25 лет.
Также установлено, что с 1992 года по 1997 год ФИО1 обучался в Санкт-Петербургском государственном горном институте имени ФИО4 (технический университет) (ранее – Ленинградский горный институт имени ФИО4). По окончании обучения ему < Дата > был выдан диплом АВС 0001597.
Истец, ссылаясь на нормы ранее действовавшего законодательства, ставил вопрос о включении периода его обучения не в общий трудовой стаж, а в страховой стаж, отождествляя период обучения с периодом работы и (или) иной деятельности.
Однако такие требования не основаны на законе.
Связывая свое право на перерасчет размера пенсии и установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с необходимостью включения в страховой стаж периода обучения с < Дата > по < Дата > в календарном исчислении, истцом не учтено, что одним из основных условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за работу в районах Крайнего Севера), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера, а также наличие страхового стажа не менее 25 лет.
Такая продолжительность страхового стажа у ФИО1 на дату обращения за пенсией отсутствовала.
При этом представитель ответчика пояснила, что все периоды работы истца включены в расчет, в том числе периоды работы, когда он обучался в институте, что также подтверждается данными о стаже, представленными в материалы дела.
Начисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится по правилам действующего пенсионного законодательства.
С учетом позиции высших судов: определение Конституционного суда Российской Федерации от < Дата >№-О, постановление Конституционного суда Российской Федерации от < Дата >№-П, п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от < Дата >№, Федеральным законом № 400-ФЗ закреплен альтернативный порядок исчисления страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на страховую пенсию.
Однако альтернативный порядок исчисления страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ применяется только в целях определения права на страховую пенсию и не применяется в целях исчисления ее размера.
Доводы истца о том, что включение периодов обучения в страховой стаж является основанием для перерасчета размера пенсии, с учетом установления повышенной фиксированной выплаты, суд находит основанными на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Распространить нормы ранее действовавшего законодательства, предусматривающего включение периода обучения в трудовой стаж для назначения пенсии, для установления истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» нельзя. Впервые повышенный размер пенсии был установлен для лиц, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и необходимый страховой стаж, Федеральным законом от < Дата >№-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с < Дата >. То есть на момент обучения истца в училище соответствующего закона еще не существовало.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения, учесть продолжительность страхового стажа, произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Поскольку в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, не подлежат удовлетворению и его требование о взыскании судебных расходов в соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о возложении обязанности включить в страховой стаж период обучения, учесть продолжительность страхового стажа, произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено < Дата >.
Судья: подпись Ю.А. Баешко