Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УМВД России по Калининградской области к Ушаковой ФИО8 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
УМВД России по Калининградской области обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчице, указав, что Ушакова Л.А. проходила службу в органах внутренних дел с октября 1997 года и приказом УМВД России по Калининградской области от 30.10.2017 № л/с уволена со службы в органах внутренних дел 01.11.2017. Последняя замещаемая должность – заместитель начальника центра - начальник финансово-экономического отдела центра финансового обеспечения УМВД. Ушаковой Л.А. приказом УМВД от 17.02.2012 № л/с от 01.01.2012 была установлена ежемесячная юридическая надбавка к денежному довольствию в размере 50% должностного оклада, которая выплачивалась ей до 24.07.2017. В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД, проведенной МВД России в 2015 году за период с 01.08.2013 по 01.07.2015, выявлено нарушение порядка установления юридической надбавки к должностному окладу ряду сотрудников УМВД. 16.07.2015 начальником УМВД подписан приказ № л/с об отмене юридической надбавки начальнику ОДиР Балакиной и помощнику начальника управления МВД России по организационно-штатной работе - руководителю организационно-штатной группы УМВД Камылину. По результатам устранения недостатков по акту ревизии 2015 года в КРУ МВД России начальником тыла УМВД были подготовлены и направлены два донесения за исх. № от 31.10.2015 и № от 27.11.2015, из которых следовало, что приказом начальника УМВД от 16.07.2015 № л/с отменена выплата юридической надбавки сотрудникам аппарата Управления (донесение за исх. №). В 2017 году в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Калининградской области, проведенной МВД России за период с 01.07.2015 по 01.07.2017, вновь выявлено нарушение порядка установления юридической надбавки к должностному окладу ряду сотрудников УМВД, а именно: в нарушение требований п. 85 вышеуказанного Наставления установлена юридическая надбавка четырем сотрудникам из числа руководителей подразделений тыла, ЦФО и организационно-штатной группы. При этом в соответствии с п. 68 Регламента внутренней организации УМВД России по Калининградской области, утвержденного приказом от 30.12.2011 № 409, сотрудники указанных подразделений не наделены полномочиями на проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовке и редактированию проектов правовых актов и их визированию в качестве юриста или исполнителя. По данному факту ОРЧ СБ УМВД проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя начальника центра - начальника финансово-экономического отдела центра финансового обеспечения УМВД Ушаковой Л.А. за нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…», п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О полиции», п. «а» ст. 5, п. п. «а», «д», «л» ст. 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, и иных нормативно-правовых актов, выразившееся в необоснованном получении юридической надбавки, так как Ушакова фактически не осуществляла проведение правовых экспертиз правовых актов и визирование их в качестве юриста, подготовке и направлении в МВД России донесений по устранению недостатков, выявленных ревизией 2015, содержащих недостоверную информацию, и о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. В ходе служебной проверки выявлено, что начальник ЦФО УМВД Куликова В.И. на момент установления ей юридической надбавки в 2012 году и до увольнения со службы не имела высшего юридического образования, проведение правовых экспертиз правовых актов и их визирование в качестве юриста не осуществляла. Копии дипломов о высшем юридическом образовании в ее личном деле отсутствуют. Следовательно, данный сотрудник знала о незаконности получения ею юридической надбавки и на момент ее установления в 2012 году, однако подписала акт ревизии 2015 года, направленный в КРУ МВД России по результатам устранения выявленных недостатков. Учитывая установленную проведенной служебной проверкой недобросовестность со стороны Ушаковой Л.А., а именно, умышленные действия и бездействие, направленные на получение излишних выплат в качестве заработной платы - ежемесячной юридической надбавки к денежному довольствию, ссылаясь на положения ст. ст. 137, 247 ТК РФ, ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ, просит признать неправомерно полученным ответчицей излишне выплаченное ей денежное довольствие в виде юридической надбавки в размере 890720,44 рублей, взыскать указанную сумму с Ушаковой Л.А. в пользу УМВД России по Калининградской области.
Определением суда от 19.09.2018 отменено заочное решение от 21.08.2018, которым иск УМВД России по Калининградской области был удовлетворен.
В судебном заседании представитель истца УМВД России по Калининградской области по доверенности – Комарова И.В. просила исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчица Ушакова Л.А. в судебном заседании иск не признала, полагала требования необоснованными. Представила письменные возражения, в которых заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд в соответствии со ст. 392 ТК РФ. Полагала, что бремя доказывания неосновательного обогащения лежит на истце, поскольку предполагается добросовестность гражданина, получающего заработную плату, установленную руководством. Пояснила, что имеет высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом, в ее служебные обязанности заместителя начальника ЦФО – начальника ФЭО входили функции правовой экспертизы финансовых документов, связанных с распределением денежных средств, заключением государственных контрактов, ею визировались документы в качестве юриста (листы согласования), также она являлась членом жилищно-бытовой комиссии, исполнителем локальных актов правового характера в финансовой сфере.
Заслушав стороны, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ушакова Л.А. проходила службу в органах внутренних дел с октября 1997 года и приказом УМВД России по Калининградской области от 30.10.2017 № л/с уволена со службы в органах внутренних дел 01.11.2017. Последняя замещаемая должность – заместитель начальника центра - начальник финансово-экономического отдела центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области.
Приказом УМВД России по Калининградской области от 17.02.2012 № л/с от 01.01.2012 Ушаковой Л.А. была установлена ежемесячная юридическая надбавка к денежному довольствию в размере 50% должностного оклада, которая выплачивалась ответчице до 24.07.2017.
Из материала проверки по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Калининградской области, проведенной МВД России в 2015 году за период с 01.08.2013 по 01.07.2015, следует, что было выявлено нарушение порядка установления юридической надбавки к должностному окладу ряду сотрудников УМВД. Так, отдельным сотрудникам аппарата управления в нарушение п. 85 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 05.07.2007 № 6, при наличии в штате правового отделения установлена юридическая надбавка 25-50% должностного оклада и выплачено 1157100 рублей.
03.09.2015 начальником УМВД России по Калининградской области утвержден план мероприятий по устранению недостатков по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Калининградской области, выявленных в ходе ревизии КРУ МВД России, п. 5.3 которого начальнику ПО УМВД предписано назначение и выплату юридической надбавки привести в соответствие с требованиями ведомственных нормативных актов. По результатам устранения недостатков по акту ревизии 2015 года в КРУ МВД России начальником тыла УМВД были подготовлены и направлены два донесения за исх. № от 31.10.2015 и № от 27.11.2015, из которых следовало, что приказом начальника УМВД от 16.07.2015 № л/с отменена выплата юридической надбавки сотрудникам аппарата Управления (донесение за исх. №). Согласно журналу учета исходящих документов ЦФО УМВД за 2015 исполнителями данных документов являлись Ушакова Л.А. и Салин А.Н.
В 2017 году в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Калининградской области, проведенной МВД России за период с 01.07.2015 по 01.07.2017, вновь выявлено нарушение порядка установления юридической надбавки к должностному окладу ряду сотрудников Управления, а именно: в нарушение требований п. 85 вышеуказанного Наставления установлена юридическая надбавка четырем сотрудникам из числа руководителей подразделений тыла, ЦФО и организационно-штатной группы. При этом в соответствии с п. 68 Регламента внутренней организации УМВД России по Калининградской области, утвержденного приказом от 30.12.2011 № 409, сотрудники указанных подразделений не наделены полномочиями на проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовке и редактированию проектов правовых актов и их визированию в качестве юриста или исполнителя.
По данному факту ОРЧ СБ УМВД России по Калининградской области проведена служебная проверка. На основании заключения, утвержденного начальником Управления 15.09.2017, принято решение о привлечении заместителя начальника центра - начальника финансово-экономического отдела центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области Ушаковой Л.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст.12, п.2 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…», п. п. 1,2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О полиции», п. «а» ст. 5, п. п. «а», «д», «л» ст. 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377, и иных нормативно-правовых актов, выразившееся в необоснованном получении юридической надбавки, так как Ушакова Л.А. фактически не осуществляла проведение правовых экспертиз правовых актов и визирование их в качестве юриста, подготовке и направлении в МВД России донесений по устранению недостатков, выявленных ревизией 2015, содержащих недостоверную информацию.
В соответствии с п. 6.1 заключения Ушаковой Л.А. прекращена выплата юридической надбавки
Согласно справке о начисленном и выплаченном денежном довольствии и дополнительных выплатах за период с 01.01.2012 по 31.08.2017 Ушаковой Л.А. в качестве надбавки было выплачено 890720,44 рублей.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, < ИЗЪЯТО > и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что к сложившимся правоотношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ в части не урегулированной Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ, что следует из положений ст. 11 Трудового кодекса РФ, согласно которой трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения; трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом; все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Поскольку указанным Федеральным законом не урегулирован вопрос о взыскании с сотрудника органов внутренних дел излишне выплаченной заработной платы, в силу приведенных норм права подлежит применению Трудовой кодекс РФ.
Согласно ч. 4 ст. 137 ТК ТФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Вместе с тем, судом в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, позволяющих взыскать с ответчицы излишне выплаченную часть заработной платы в виде юридической надбавки за период с 01.01.1012 по 31.08.2017.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, улучшения качества подготовки проектов нормативных правовых актов, а также предоставления дополнительных социальных гарантий государственным служащим, осуществляющим правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов с 1 июня 2001 года предоставлено право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, увеличенную на 50 процентов.
В соответствии с п. 1.2 и 1.3 приказа от 31.08.2007 № 768 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.05.2001 № 528», действовавшего с 30.10.2007 до 04.11.2017, указанная надбавка может выплачиваться сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в Правовом департаменте МВД России, сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим службу (военную службу) в подразделениях правового обеспечения центрального аппарата МВД России, подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, органов внутренних дел, иных организаций системы МВД России, внутренних войсках МВД России, на должностях помощников командующих войсками оперативно-территориальных объединений, командиров соединений, воинских частей, начальников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, иных подразделений и учреждений внутренних войск МВД России, начальников соответствующих подразделений, органов и организаций внутренних дел по правовой работе, руководителей подразделений правового обеспечения, старших юрисконсультов, юрисконсультов и имеющим высшее юридическое образование. Иным сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности (воинские должности), в основные служебные (должностные) обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста
Согласно п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов.
Таким образом, регламентом внутренней организации УМВД юридическая надбавка может быть установлена сотрудникам при совокупности следующих условий:
1) наличие у сотрудника высшего юридического образования;
2) замещение сотрудником должностей, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов;
3) визирование правовых актов в качестве юриста.
В ходе служебной проверки, а также в ходе судебного разбирательства установлено, что Ушакова Л.А. имеет высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом ВСВ 0396294, выданным Калининградским юридическим институтом 18.11.2006 года.
В силу должностных обязанностей, Ушакова Л.А. осуществляла контроль за соблюдением в Управлении финансового, налогового и пенсионного законодательства, над целевым характером использования денежных средств и материально-бытовых ресурсов, за работой по пенсионному обеспечению уволенных лиц и членов их семей, в период отсутствия начальника Отдела имела право визировать финансовые документы, проекты приказов и государственных контрактов, являлась членом центральной жилищно-бытовой комиссии Управления.
Должностными инструкциями заместителя начальника ЦФО УМВД России по Калининградской области – начальника ФЭО, утвержденными в 2012, 2013, 2015 годах, предусматривалась обязанность Ушаковой Л.А. проводить правовые экспертизы правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя. Бесспорных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что Ушакова Л.А. не исполняла служебные обязанности в спорный период, истцом суду не представлено.
Доводы истца о том, что ответчица умышленно совершила действие (бездействие) направленные на получение излишних выплат в качестве заработной платы, суд находит не состоятельными.
Судом установлено, что юридическая надбавка была назначена и выплачивалась Ушаковой Л.А. на основании приказа начальника Управления МВД России по Калининградской области № л/с от 17.02.2012.
Согласно Положению об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, утвержденному приказом МВД России от 24.07.2017 №, начальник УМВД России по Калининградской области осуществляет руководство УМВД России по Калининградской области на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УМВД России по Калининградской области задач; устанавливает в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие, денежное содержание и заработную плату, дополнительные выплаты сотрудникам, государственным служащим и работникам УМВД России по Калининградской области, руководителям (начальникам) подчиненных органов и организаций; утверждает положение о премировании сотрудников, государственных служащих и работников УМВД России по Калининградской области; определяет размеры премий.
Кроме того, суд находит обоснованным заявление ответчицы о пропуске истцом срока для обращения в суд с исковыми требованиями, поскольку сомнения в правомерности начисления и выплаты Ушаковой Л.А. юридической надбавки возникли у истца по окончанию ревизии, проведенной в 2015 году, что отражено в акте от 30.07.2015, после чего данный факт повторно был отражен в акте ревизии от 01.07.2017. Вопрос приведения назначения и выплаты юридической надбавки в соответствие с требованиями ведомственных нормативных актов в рамках мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления, было поручено начальнику правового отдела Болгареву Д.В., однако надбавка продолжала выплачиваться Ушаковой Л.А. после 2015 года.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
С настоящим иском в суд УМВД России по Калининградской области обратилось 18.06.2018, то есть по истечении около трех лет со дня обнаружения нарушения.
При изложенных обстоятельствах, в силу приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований УМВД России по Калининградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >.
Судья Д.В. Стома