НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 20.08.2019 № 2А-3307/19

Дело № 2а-3307/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2019 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Коноховой Ю.Б.,

при секретаре Сацкевич Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотова Р.А. к МИФНС России № 8 по г. Калининграду, заинтересованное лицо - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области», о признании незаконным требования налогового органа, его отмене,

У С Т А Н О В И Л:

Федотов Р.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что в < Дата > он получил уведомление налогового органа МИФНС РФ № 8 по г. Калининграду от < Дата > о необходимости уплаты транспортного налога на принадлежащие ему транспортные средства, в том числе, на мотолодку за < Дата > в размере 4152 рубля. Ему принадлежало маломерное судно - весельная лодка < ИЗЪЯТО >, которая была зарегистрирована в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области за номером . < Дата > лодка была снята с учета. Как следует из технических характеристик маломерного суда, указанных в судовом билете, на лодку < ИЗЪЯТО > допускается установка двигателя не свыше 2,5 лошадиных сил, однако и такой мощности мотор на нее никогда не устанавливался. < Дата > он получил требование об уплате транспортного налога на лодку в размере 4152,00 руб., а также пени в размере 67,13 руб. Данное требование он обжаловал в вышестоящую налоговую инспекцию. Жалоба была оставлена без удовлетворения. Считает, что требование налогового органа об уплате транспортного налога в отношении лодки является неправомерным. Просит признать требование налогового органа об уплате транспортного налога за < Дата > годы в сумме 4152,00 руб., пени в размере 67,13 руб. незаконным и отменить его.

В судебном заседании административный истец и его представитель Коптев А.Ю., действующий на основании доверенности, поддержали административные исковые требования в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 8 по г. Калининграду Латышева А.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Ранее, представитель административного ответчика представила суду письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что налоговой базой для исчисления транспортного налога в отношении водных транспортных средств является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, а в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как единица транспортного средства. На основании статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию маломерных судов, сообщают налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы. Сведения о мощности двигателя маломерного судна некоммерческого использования сообщают налоговым органам центры ГИМС МЧС России, осуществляющие регистрацию таких судов, в том числе с указанием мощности двигателя (двигателей) и лиц, на которых они зарегистрированы. В случае передачи в налоговые органы сведений о зарегистрированных маломерных судах (катера, моторные ложки и др.) без указания мощности двигателя (в том числе, когда двигатель временно снят) при исчислении налога применяется налоговая ставка, установленная законами субъектов Российской Федерации в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как за единицу транспортного средства. Согласно сведениям, представленным Управлением ГИМС МЧС России по Калининградской области, на имя Федотова Р.А. с < Дата > по < Дата > была зарегистрирована моторная лодка без двигателя. Учитывая технические характеристики, производителем предусмотрена возможность установки съемного двигателя на данное транспортное средство. Таким образом, инспекцией правомерно исчислен транспортный налог исходя из одной единицы транспортного средства – 1384,00 руб. за налоговый период (л.д. 19-21).

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Кривошеева О.А. пояснила, что все сведения ими подавались в налоговый орган в установленный законом срок с проведением ежегодной сверки с налоговым органом. В момент регистрации Федотовым Р.А. приобретенной им лодки, их виды делились на «вёсельные» и «моторные». Поскольку судно согласно представленным им документам весельным не являлось, в < Дата > оно было зарегистрировано как моторное.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено судом, подтверждается сведениям, представленным из ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области», с < Дата > по < Дата >, за Федотовым Р.А. в реестре маломерных судов ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» было зарегистрировано маломерное судно - моторная лодка < ИЗЪЯТО >, < Дата > года выпуска, заводской номер , регистрационный знак , на данную лодку моторный двигатель не устанавливался (л.д.12).

< Дата > инспекцией в адрес Федотова Р.А. было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты не позднее < Дата > транспортного налога за < Дата > год на сумму 5810,00 руб., которое административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было (л.д.39).

В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога, административным ответчиком налогоплательщику было направлено требование по состоянию на < Дата > на сумму 4219,13 руб. (л.д.36), которое до настоящего времени не исполнено.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным требования налогового органа об уплате транспортного налога за < Дата > года и его отмене, суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно абз. 1 ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ, не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

Согласно требованиям Закона Калининградской области от 16.11.2002 N 193 «О транспортном налоге», устанавливающим транспортный налог на территории Калининградской области, налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящего Закона (ст. 2). Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей статье - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения, в том числе, весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (ст.3). Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства (ст.4). В соответствии со ст. 6 закона, налоговые ставки устанавливаются настоящим законом соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: в частности за «другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) – в размере 1384,00 руб.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 29.06.2005 N 500, моторная лодка и право собственности на нее регистрируются на имя собственника и в судовую книгу вносятся также сведения о заводском номере и мощности двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов).

Статьей 359 НК РФ, установлено, что налоговой базой для исчисления транспортного налога в отношении водных транспортных средств является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как единица транспортного средства.

В соответствии со статьей 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию маломерных судов, сообщают налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы. В случае передачи регистрирующими органами сведений о зарегистрированных маломерных судах (катера, моторные лодки и др.) без указания сведений о мощности двигателя, при исчислении транспортного налога следует применять налоговую ставку, установленную в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как за единицу транспортного средства. Указанная позиция выражена в письме ФНС Министерства Финансов РФ от 12 марта 2015 г. N 03-05-04-04/13140 «О транспортном налоге», в котором Федеральная налоговая служба довела до сведения и использования в работе Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации позиции Минфина России по вопросу уплаты транспортного налога в отношении маломерных судов.

Как следует из технических характеристик маломерного судна указанных в судовом билете, на лодку < ИЗЪЯТО >, принадлежащую Федотову Р.А., допускается установка двигателя не свыше 2,5 лошадиных сил (л.д. 14).

Вместе с тем, из свидетельства об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов следует, что на основании данных, внесенных в реестр маломерных судов Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Калининградской области под порядковым от < Дата >. удостоверено, что судно с идентификационным номером , < Дата > года выпуска, модели < ИЗЪЯТО >, было зарегистрировано как «моторное судно», без указания двигателя. Указанная запись о внесении в реестр маломерных судов его лодки в качестве моторного судна, истцом не оспорена, доказательств обратного суду не представлено. Из имеющихся в материалах дела фотографий лодки истца, усматривается, что в ней установлена табличка со следующими техническими характеристиками: «лодка надувная гребная < ИЗЪЯТО >, серийный номер , грузоподъемность - 300 кг, масса лодки - 19 кг, максимальная мощность мотора - 2,5 л.с. (л.д.30). Сведений о том, что данная лодка является весельной, не имеется.

К сведениям, указанным в удостоверении о постановке на учет лодки < ИЗЪЯТО > в < адрес > в качестве весельной (л.д.14-15), суд относится критически, поскольку правовое значение имеет только факт регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов. В данном случае лодка административного истца зарегистрирована как моторное маломерное судно, что не оспорено стороной истца в судебном заседании.

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что незаконных действий, нарушающих прав административного истца, со стороны МИФНС России № 8 по г. Калининграду допущено не было, транспортный налог налогоплательщику Федотову Р.А. за период с < Дата > годы на принадлежащее ему маломерное судно был исчислен правомерно, исходя из единицы транспортного средства в размере 1 384,00 руб. за один год (налоговый период), поскольку оно было зарегистрировано в реестре маломерных судов как моторное, сведения о регистрации двигателя и о его мощности в спорные периоды отсутствовали, двигатель установлен не был. Бесспорных доказательств того, что лодка истца является весельной, суду не представлено.

С учетом изложенного, правовых оснований для признания требования налогового органа незаконным и его отмене, у суда не имеется. Доводы стороны административного истца являются несостоятельными и опровергаются исследованными судом доказательствами, имеющимися в материалах административного дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Федотова Р.А. к МИФНС России № 8 по г. Калининграду о признании незаконным требования налогового органа № об уплате транспортного налога за период с < Дата > годы в размере 4 152,00 руб., пени в размере 67,13 руб. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 августа 2019 года.

Судья Конохова Ю.Б.