УИД 39RS0004-01-2023-002640-28
Дело № 2-691/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Коренецкой Е.В.,
при секретаре Гульянц А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» к Салуквадзе Жанне Тенгизовне об обязании провести работы по компенсационной высадке зеленых насаждений
УСТАНОВИЛ
Комитет городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» (далее – Комитет) обратился в Московский районный суд г. Калининграда с иском, указав, что 09.12.2016 Комитетом Салуквадзе Ж.Т. выдан порубочный билет № на вырубку (снос) зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >, со сроком действия до 09.12.2018. Порубочным билетом предусмотрена оплата компенсационной стоимости в размере 56415 рублей и компенсационное озеленение в соответствии с проектом ООО «СанТермо-Проект». Работы по вырубке зеленых насаждений выполнены ответчиком, о чем 06.12.2017 составлен акт, вместе с тем компенсационное озеленение не осуществлено. Учитывая изложенное, истец просил суд обязать ответчика выполнить посадку зеленных насаждений согласно проекту компенсационного озеленения, разработанного ООО «СанТермо-Проект» 2016 года, в количестве 3 деревьев: 1 дуб черешчатый «Фастигиата», 2 клёна остролистных «Глобозум», на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >, в ближайший сезон, подходящий для посадки саженцев деревьев в открытый грунт, но не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 26.09.2023 гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Калининграда.
В судебном представитель истца Педченко Л.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам и основаниям. Дополнительно пояснила, что компенсационное озеленение производится за счет физических лиц, в интересах которых произошло уничтожение зеленых насаждений. Компенсационная стоимость не тождественна компенсационному озеленению и её выплата не освобождает лицо от выполнения действий по озеленению.
Ответчик Салуквадзе Ж.Т. возражала против удовлетоврения заявленных требований, поддержав представленный отзыв на иск и дополнение к нему. Пояснила, сто поскольку ею была произведена компенсационная выплата, за счет указанных денежных средств орган местного самоуправления должен был организовать и произвести компенсационное озеленение, полагает, что у неё такой обязанности не возникло. Также просила применить срок исковой давности с заявленным требованиям, поскольку при выдаче порубочного билета в 2016 году сроком действия до 2018 года истец обратился с иском в суд только в 2023 году, то есть с пропуском трехгодичного срока исковой давности.
Заслушав объяснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Судом установлено, 09.12.2016 комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» Салуквадзе Жанне Тегизовне был выдан порубочный билет № №, срок действия которого был установлен до 09.12.2018.
На основании данного порубочного билета ответчику разрешено производить работы по вырубке (сносу) зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: < адрес >. В соответствии с указанным порубочным билетом разрешено выруюить 3 дерева.
Порубочным билетом предусмотрена оплата компенсационной стоимости в размере 56415 рублей (расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений от 26.10.2016). Салуквадзе Ж.Т. произведена оплата 29.11.2016 платежное поручение № №.
Пунктом 2 порубочного билета № № предусмотрено выполнение компенсационного озеленения в соответствии с условиями, указанными в письме Комитета № 038-19/угр-9-659 от 29.11.2016 не позднее одного года с момента вырубки.
Из письма № 038-19/угр-9-659 от 29.11.2016 следует, что управлением благоустройства и экологии комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» согласован проект компенсационного озеленения объекта «Индивидуальный жилой дом по < адрес >» подготовленный ООО «СанТермо-Проект» (ведомость элементов озеленения, лист 3 проекта).
В данном письме указано, что Салуквадзе Ж.Т. необходимо посадить зеленые насаждения в соответствии с согласованным проектом в количестве 3 деревьев, из них один дуб черешчатый «Фастигиата» и два клёна остролистных «Глобозум», указаны требования к посадочному материалу.
Пунктом 3 письма Салуквадзе Ж.Т. уведомлена об обязанности пригласить на сдачу-приемку выполненных работ представителя отдела благоустройства комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» для составления акта оценки выполненных объемов и качества работ по компенсационному озеленению.
Актом освидетельствования места вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений № 009 от 06.02.2017, на основании заявления Салуквадзе Ж.Т. №з-КГХ-87 от 17.01.2017 ведущим специалистом отдела охраны окружающей среды и водных объектов комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» было проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: < адрес > (КН №) и установлено, что работы по вырубке зеленых насаждений выполнены согласно требованиям порубочного билета от 09.12.2016 № 0106.
13.02.2017 в адрес ответчика было направлено письмо № и-КГХ-2075 с указанием на составление акта № 009 от 06.02.2017 и его приложением, а также указанием, что по состоянию на 08.02.2017 акт оценки выполненных объемов и качества работ по компенсационному озеленению объекта «Индивидуальный жилой дом по < адрес >» не составлялся, информация от Салуквадзе Ж.Т. о выполненном компенсационном озеленении не поступала в связи с чем порубочный билет от 09.12.2016 № 0106 не может быть закрыт.
07.06.2019 в адрес Салуквадзе Ж.Т. было направлено письменное требование № и-КГХ-7612 по организации работ по компенсационному озеленению по ул. Тенистая аллея в кратчайшие сроки, с указанием, что срок действия порубочного билета от 09.12.2016 № 0106 закончился, а информация в части компенсационного озеленения в Комитет не поступала.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает, что до настоящего времени компенсационное озеленение ответчиком не осуществлено.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 100 «Об охране зеленых насаждений» (в редакции от 01.07.2013) вырубка (снос) зеленых насаждений и/или пересадка зеленых насаждений на территории Калининградской области осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или пересадку зеленых насаждений, за исключением вырубки (сноса) и/или пересадки плодовых, ягодных, а также декоративных растений и иных насаждений на земельных участках, предназначенных для обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, земельных участках, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Как указано в ст. 1 данного Закона, под компенсационным озеленением понимается воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.
В соответствии с положениями ст. 6 указанного Закона компенсационное озеленение производится в обязательном порядке во всех случаях повреждения или уничтожения (вырубки, сноса) зеленых насаждений а также в повреждении зеленых насаждений в результате пересадки, повлекшем прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений, и должно обеспечивать сохранение установленного уровня озелененности населенного пункта, микрорайона (квартала), группы жилых домов. Информация о количестве, видовом составе и компенсационной стоимости зеленых насаждений, планируемых к вырубке или пересадке в результате строительства, а также о земельных участках, подлежащих компенсационному озеленению в соответствии с требованиями настоящего Закона, включается в раздел об охране окружающей среды проекта строительства объекта (объектов).
Компенсационное озеленение производится за счет средств физических или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Компенсационное озеленение производится на том же земельном участке, на котором были повреждены или уничтожены зеленые насаждения, либо, если это невозможно, на ином земельном участке, расположенном в том же микрорайоне (квартале) на расстоянии не более 300 метров от поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений.
Осуществление компенсационного озеленения организуют органы местного самоуправления либо, по согласованию с органами местного самоуправления, физические или юридические лица, в интересах или в результате противоправных действий которых были повреждены или уничтожены зеленые насаждения.
Действительно п. 8 указанной статьи предусмотрена плата за компенсационное озеленение, которая взимается с учетом всех затрат на закладку насаждений и их содержание до возраста (состояния), обеспечивающего выполнение насаждениями их экологических, защитных, рекреационных, эстетических и иных функций.
Вместе с тем, в порубочном билете, выданном Салуквадзе Ж.Г. 09.12.2016, в условиях компенсационного озеленения не предусмотрена плата, а установлена обязанность по осуществлению работ в соответствии с письмом № 038-19/угр-9-659 от 29.11.2016, из текста которого очевидно следует выполнение Салуквадзе Ж.Г. таких работ в натуре, а не их оплата.
На дату выдачи порубочного билета ответчику действовали Правила выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), пересадку и обрезку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград», утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 26.11.2014 № 388 (Правила).
Пункт 4.1 Правил также определяет, что компенсационное озеленение организуют органы местного самоуправления либо, по согласованию с органами местного самоуправления, физические или юридические лица, в интересах или в результате противоправных действий которых были повреждены или уничтожены зеленые насаждения.
Комитетом было согласовано проведение работ по компенсационному озеленению Салуквадзе Ж.Т., в интересах которой были уничтожены зеленые насаждения, путем согласования представленного ею проекта ООО «СанТермо-Проект», выполненного по её же заказу и согласованию, соответственно, такая обязанность лежала именно на ней, вопреки утверждению ответчика о том, что произведя выплату компенсационной стоимости зеленых насаждений, она была освобождена от работ по компенсационному озеленению.
Доводы ответчика о невозможности выполнения компенсационного озеленения в границах принадлежащего ей земельного участка ввиду его невозможности в таком случае использовать по назначению, не являются основанием для неисполнения порубочного билета в указанной части.
В соответствии разделом 5 действующего Порядка выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 04.03.2020 № 42 компенсационное озеленение может быть определено в соответствии с проектом в границах не принадлежащего заинтересованному лицу земельного участка на условиях договора с правообладателем такого земельного участка, либо в границах территорий общего пользования, не закрепленных в установленном законом порядке за третьими лицами. Кроме того, заинтересованное лицо может передать администрации городского округа «Город Калининград» обязанность по организации компенсационного озеленения путем заключения соглашения с уполномоченным органом администрации при осуществлении компенсационного озеленения в местах, определенных этим органом, с внесением в бюджет городского округа соответствующей платы за компенсационное озеленение.
Совокупность приведенных выше норм и положений, а также фактических обстоятельств объективно свидетельствует о том, что ответчик уклонился от исполнения взятых на себя обязательств по осуществлению компенсационного озеленения после производства порубочных работ.
Доказательств невозможности осуществления работ по компенсационному озеленению, а равно наличия обстоятельств непреодолимый силы к осуществлению указанных действий ответчиком суду не представлено. Иное толкование ответчиком действующих в период выдачи порубочного билет нормативно-правовых актов не освобождает её от обязанности по проведению работ по компенсационному озеленению.
Ответчиком заявлено ходатайство о применения последствий пропуска истцом срока исковой давности.
Разрешая данное ходатайство, суд учитывает, что согласно п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п. 3 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ответчик обязан был осуществить компенсационное озеленение в пределах установленного законом срока, а неисполнение данной обязанности причинило вред окружающей среде в виде не восполнения зеленых насаждений взамен уничтоженных, настоящее исковое заявление, поступившее в суд 20.07.2023, подано в пределах срока исковой давности по заявленным требованиям.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок выполнения обязательств ответчиком по осуществлению компенсационного озеленения территория суд, учитывает длительность неисполнения и критерий сезонности, полагает необходимым обязать ответчика исполнить решение в ближайший сезон, подходящий для посадки саженцев деревьев в открытый грунт, но не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежат взысканию в пользу бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» удовлетворить.
Обязать Салуквадзе Жанну Тенгизовну, < ИЗЪЯТО > выполнить посадку зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >, согласно проекту компенсационного озеленения, разработанному ООО «СанТермо-Проект» 2016 года, в количестве 3 (трёх) деревьев: 1 (один) дуб черешчатый «Фастигиата», 2 (два) клёна остролистных «Глобозум», в ближайший сезон, подходящий для посадки саженцев деревьев в открытый грунт, но не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Салуквадзе Жанны Тенгизовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Коренецкая
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года
Судья Е.В. Коренецкая