НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 17.01.2024 № 2А-1177/2024

Дело № 2а-1177/2024

39RS0002-01-2023-007348-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Самойленко М.В.,

при секретаре Ильиной Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Калининградской области к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, указав, что в 2019 году за ним было зарегистрировано транспортное средство – Мерседес 612 D VARIO, г.р.з. , а также недвижимое имущество – квартира с КН:, расположенная по адресу: г. Калининград, < адрес >. При этом установленные законом обязательства по оплате налогов в установленный законом срок административный ответчик не исполнил.

Кроме того, согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с < Дата > по < Дата >, за время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлся плательщиком налога на доходы, уменьшенные на величину расходов. ФИО1< Дата > (с нарушением установленного срока) в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 и 2016 год. Срок представления налоговой декларации по УСН за 2015 – < Дата >, за 2016 год – < Дата >.

По результатам камеральной налоговой проверки представленных деклараций, в отношении налогоплательщика вынесены решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от < Дата > и решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от < Дата >, которыми налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ и ему назначен штраф в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2015 год (Решение от < Дата >) и штраф в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2016 год (Решение от < Дата >).

На основании изложенного, УФНС России по Калининградской области с просило взыскать с ФИО1 штраф в связи с несвоевременным представлением налоговой декларации по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2015 год по п.1 ст. 119 НК РФ в сумме 1 000 руб., штраф в связи с несвоевременным представлением налоговой декларации по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2016 год по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 1 000 руб.; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 4 626 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год в сумме 49,15 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 869 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 9,23 руб., а всего 7553,38 руб.

Административный истец - УФНС России по Калининградской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения спора, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия своего представителя, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Как определено ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Положениями ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщиком транспортного налога, в силу ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как определено ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 1 ст. 403 НК РФ).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с пп. 1 п. 1 и п. 2 статьи 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии с требованиями абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 названного Кодекса.

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за при наличии установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 45 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ налоговый орган обязан включать в требование об уплате налога сведения о сумме задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования.

Судом установлено, что за ФИО1 в 2019 году было зарегистрировано транспортное средство – Мерседес 612 D VARIO, г.р.з. , что подтверждается сведениями МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области.

Также согласно выписке из ЕГРН ФИО1 в 2019 году принадлежало недвижимое имущество – квартира с КН:, расположенная по адресу: г. Калининград, < адрес >.

Согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с < Дата > по < Дата >.

За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков доходы, уменьшенные на величину расходов. ФИО1< Дата > в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 и 2016 год, декларации представлены с нарушением установленного срока представления.

По результатам камеральной налоговой проверки, решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от < Дата >ФИО1 привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ и ему назначен штраф в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2015 год.

Кроме того, решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от < Дата >ФИО1 привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ и ему назначен штраф в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2016 год.

До настоящего времени штрафы административным ответчиком не уплачены, установленные законом обязательства по оплате налогов в установленный законом срок не исполнены.

Налоговым уведомлением от < Дата > налоговым органом ФИО1 извещался о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год.

По состоянию на < Дата > налоговым органом административному ответчику направлено требование об уплате в срок до < Дата > штрафа в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН.

По состоянию на < Дата > налоговым органом административному ответчику направлено требование об уплате в срок до < Дата > штрафа в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН.

По состоянию на < Дата > налоговым органом административному ответчику направлено требование об уплате в срок до < Дата > транспортного налога в размере 4626 руб., пени в размере 49,15 руб., налога на имущество физических лиц в размере 869 руб., пени в размере 9,23 руб.

Определением и.о. мирового судьи 5-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда – мирового судьи 6-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда от < Дата > в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции ФНС по Калининградской области о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки за 2016-2019 в сумме 13318,48 руб. (по требованиям , , 42282) отказано, в связи с пропуском срока по взысканию недоимки по требованию .

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент направления требований от < Дата >, от < Дата >), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов дела, срок исполнения самых ранний требований от < Дата >, от < Дата > по взысканию штрафов в размере 1000 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по УСН за 2015 и 2016 годы установлен налоговыми органами до < Дата >, в связи с чем, срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам с учетом положений абзаца 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и выходных дней истек < Дата >, тогда как с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился < Дата >, в связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом предусмотренного абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Вместе с тем, при подаче административного искового заявления, налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска, мотивированное реорганизации налоговых органов Калининградской области, переходом на новое программное обеспечение, существенной загруженностью сотрудников.

Частью 1 ст. 95 КАС РФ определено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от < Дата >-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Разрешая заявленное ходатайство, суд исходит из того, что доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, равно как и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих УФНС России по Калининградской области своевременно обратиться с административным иском в суд, не представлено.

При этом судом учитывается, что реорганизация налоговых органов происходила на основании приказа ФНС России №ЕД-7-4/395 от < Дата >, тогда как административное исковое заявление подано лишь < Дата >.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока для принудительного взыскания налоговой задолженности по штрафу в связи с несвоевременным представлением налоговой декларации по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2015, 2016 годы по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 1 000 руб.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент выставления требования от < Дата >) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Срок исполнения самого раннего требования от < Дата > по взысканию задолженности по транспортному налогу за 2019 год и налогу на имущество физических лиц за 2019 год установлен налоговыми органами до < Дата >, в связи с чем, срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам с учетом положений абзаца 3 части 2 статьи 48 НК РФ истечет лишь < Дата >.

Таким образом, с учетом обращения налогового органа с настоящим административным исковым заявлением < Дата >, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не пропущен процессуальный срок для принудительного взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, транспортному налогу за 2019 год, а также пени по указанным видам налога.

Таким образом, принимая во внимание, что до настоящего времени требования налоговой инспекции об уплате налоговой задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год и транспортному налогу за 2019 год не исполнены, суд приходит к выводу, что заявленный УФНС России по Калининградской области административный иск подлежит частичному удовлетворению, в общей сумме 5553,38 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что федеральные налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд, с учетом приведенной выше нормы процессуального права, полагает необходимым возложить данную обязанность на административного ответчика и взыскать с административного ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление УФНС России по Калининградской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (< Дата > года рождения, уроженца г. Калининград, зарегистрированного по адресу: г. Калининград, < адрес >, ИНН ) в пользу УФНС России по Калининградской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 4 626 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год в сумме 49,15 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 869 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 9,23 руб., а всего 5553 (пять тысяч пятьсот пятьдесят три) руб. 38 (тридцать восемь) коп.

Взыскать с ФИО1 (< Дата > года рождения, уроженца г. Калининград, зарегистрированного по адресу: г. Калининград, < адрес >, ИНН в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 января 2024 года.

Судья М.В. Самойленко