Дело № 2-1164/2019
(№ 2-6653/2018)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к Клочкович ФИО5 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что ФИО1, ранее зарегистрированной по адресу: < адрес > были назначены: с 01.01.2005 ежемесячная денежная выплата пенсионеру по Закону Санкт-Петербурга от 24.11.2004 г. № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» и в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 г. № 2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» Санкт-Петербургским государственным казённым учреждением «Городской информационно-расчётный центр»; по личному заявлению с 22.10.2008 ежемесячная денежная выплата пенсионеру, проработавшему в СПб (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющий общий стаж не менее 45 лет (муж.), 40 лет (жен.) в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», который утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»; по личному заявлению с 01.10.2008 была предоставлена льгота по оплате жилья и коммунальных услуг при личном обращении заявителя в ВЦКП ЖХ, а с 01.01.2010 льгота на основании сформированной базы данных граждан автоматизированной системы электронного социального регистра населения, имеющих право на выплаты, автоматизировано была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты лицу, проработавшему в СПб (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющий общий стаж не менее 45 лет (муж.), 40 лет (жен.) льгот по оплате ЖКУ по адресу: < адрес >, в соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт-Петербурга от 21.05.2009 г. № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». В базе ЭСРН СПб ГКУ «ГИРЦ» ФИО1 на 01.01.2005 значилась получателем пенсии в Адмиралтейском отделении Управления Пенсионного фонда Санкт-Петербурга, в связи с чем ей в автоматизированном порядке без наличия личного заявления и решения отдела социальной защиты населения была назначена ЕДВ по Закону Санкт-Петербурга. В марте 2017 года при отработке справки о регистрации Ф9 стало известно о снятии ответчицы с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге. После чего, администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга были вынесены решения о прекращении предоставления денежных выплат с 01.11.2008, по причине снятия ФИО1 с регистрационного учета в г. Санкт-Петербурге с 22.10.2008, в связи с чем, образовалась переплата ЕДВ за период с < Дата > в сумме 289,19 рублей, переплата ЕДВ-2 за период с < Дата > г. в сумме 62514,16 рублей. По запросу истца поступил возврат денежных средств из ПАО Банк «ФК Открытие» от 10.04.2017 в сумме 828 рублей, остаток переплаты составил 61686,16 рублей, переплата ЖКУ за период с < Дата > г. в сумме 103560,69 рублей. По запросу поступи возврат денежных средств из «ФК Открытие» в сумме 1672,27 рублей, остаток переплаты составил 101888,42 рублей. Таким образом, общая сумма переплаты по трем видам выплат составила 163574 рубля. На основании изложенного просит взыскать в свою пользу с ФИО1 незаконно полученную ежемесячную денежную выплату пенсионеру, ежемесячную денежную выплату пенсионеру, проработавшему в СПб (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющий общий стаж не менее 45 лет (муж.), 40 лет (жен.) и денежной выплаты лицу, проработавшему в СПб не менее 20 лет, льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 163574, 58 рубля.
В судебное заседание представитель истца СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 1 ст. 233 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, не возражавшего против вынесения заочного решения, суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, зарегистрированной по адресу: < адрес > с 01.01.2005 Санкт-Петербургским государственным казённым учреждением «Городской информационно-расчётный центр» была назначена ежемесячная денежная выплата как пенсионеру по Закону Санкт-Петербурга от 24.11.2004 г. № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» и в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 г. № 2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге», по личному заявлению с 22.10.2008 ежемесячная денежная выплата пенсионеру, проработавшему в СПб (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющий общий стаж не менее 45 лет (муж.), 40 лет (жен.) в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», который утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», по личному заявлению с 01.10.2008 была предоставлена льгота по оплате жилья и коммунальных услуг при личном обращении заявителя в ВЦКП ЖХ, а с 01.01.2010 льгота на основании сформированной базы данных граждан автоматизированной системы электронного социального регистра населения, имеющих право на выплаты, автоматизировано была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты лицу, проработавшему в СПб (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющий общий стаж не менее 45 лет (муж.), 40 лет (жен.) льгот по оплате ЖКУ по адресу: < адрес >, в соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 № 1258 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт-Петербурга от 21.05.2009 г. № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
ФИО1, < Дата > года рождения, была зарегистрирована с 22.01.1999 по адресу: < адрес > с 30.10.2008 была снята с регистрации в связи с переменой места жительства на адрес: < адрес >.
Согласно адресной справки Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области ФИО1, < Дата > года рождения, с 15.04.2010 зарегистрирована по адресу: < адрес >.
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливаются для пенсионеров-граждан и ветеранов труда, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и для граждан без определенного места жительства.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливаются для пенсионеров, проработавших в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющих трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
В пп. 3 п. 1 ст.60 Социального Кодекса Санкт-Петербурга указано, что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что социальная поддержка за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляется, в том числе, в виде ежемесячной денежной выплаты, оплаты жилья и коммунальных услуг.
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты урегулированы Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.121.2004 № 2085, согласно п.8 которого перечисление ежемесячной денежной выплаты прекращается в случае утраты гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Пунктом 11 этого Порядка установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района.
В соответствии с п. 2.5 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от11.11.2009 № 1258, денежные выплаты предоставляются на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на денежные выплаты, но не более срока, в течение которого гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2.8 этого же Положения установлено, что граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п.2.9.2 Положения).
В силу п. 2.11 того же Положения, граждане, которые не известили администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в срок, указанный в п.2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства.
При написании заявления от 22.10.2008 ФИО1 была уведомлена о необходимости извещения администрации района об обстоятельствах, влекущих прекращение денежных выплат, в течение 10 дней со дня наступления соответствующих обстоятельств (ЕДВ), о чем имеется ее подпись.
Решением отдела социальной защиты населения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 27.10.2008 ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата в размере 440,06 рублей по категории «пенсионер, проработавший в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющий стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин», с учетом выплаченного, с 22.10.2008 - бессрочно.
Кроме того, решением отдела социальной защиты населения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 27.10.2008 ФИО1 предоставлено право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2008 пожизненно.
Из архивной справки о произведенных выплатах усматривается, что выплаты ЕДВ и ЖКУ производились ответчице соответственно по март 2017 года и по февраль 2017 года включительно.
Однако, установив, что 30.10.2008 ФИО1 снялась с регистрационного учета по адресу: < адрес >, по иному адресу в Санкт-Петербурге она не зарегистрировалась, отделом социальной защиты населения администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 22.03.2017 были приняты решения о прекращении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме денежных выплат и о прекращении ежемесячной денежной выплаты с 01.11.2008 в связи с изменением места жительства.
При этом, как установлено судом и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела, администрацию района в установленный срок о смене места жительства ФИО1 в известность не поставила.
Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 неоднократно направлялись уведомления с требованием о возврате излишне выплаченных ей денежных средств в качестве мер социальной поддержки, однако возврата денежных средств от ФИО1 не поступало.
По запросу истца из ПАО Банк «ФК Открытие» поступил возврат денежных средств в виде ежемесячной денежной выплаты от 10.04.2017 в сумме 828 рублей и в виде льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 1672,27 рублей.
Согласно представленному суду расчету, с учетом возвращенных истцу денежных средств в названном выше размере, переплата по ЕДВ и ЖКУ за период времени с 01.11.2008 по 31.03.2017 составила 163574,58 рубля.
При таком положении, установив, что ФИО1, снявшись с регистрационного учета по адресу: < адрес >, администрацию района в известность об этом не поставила, продолжая, как житель Санкт-Петербурга, получать ежемесячные денежные выплаты и меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг до марта 2017 года включительно, суд приходит к выводу о том, что с ее стороны имеет место неосновательное обогащение, выразившееся в необоснованном получении мер социальной поддержки из бюджета Санкт-Петербурга.
Из представленного суду расчета усматривается, что за период с < Дата > включительно ФИО1 из бюджета Санкт-Петербурга были произведены ежемесячные денежные выплаты в общем размере 62514,16 рублей, а за период с < Дата > включительно были произведены денежные выплаты льгот по оплате ЖКУ на общую сумму 103560,69 рублей.
Таким образом, всего ФИО1 было неосновательно получено 166074,85 рубля.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 10.04.2017 из ПАО Банк «ФК Открытие» поступил возврат денежных средств в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 828 рублей и в виде льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 1672,27 рублей.
Таким образом, размер неосновательного обогащения ответчика составляет 163574,58 рубля.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» подлежат взысканию денежные средства в размере 163574,58 рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, суд, с учетом приведенной выше нормы процессуального права, полагает необходимым возложить данную обязанность на ответчика и взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований, то есть в размере 4471,49 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Клочкович ФИО6 в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» переплату по ежемесячной денежной выплате за период с < Дата > в размере 61686,16 рублей, переплату по льготной выплате по оплате жилья и коммунальных услуг в период с < ИЗЪЯТО > в размере 101888,42 рублей, а всего – 163574 (сто шестьдесят три тысячи пятьсот семьдесят четыре) рубля 58 копеек.
Взыскать с Клочкович ФИО7 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4471,49 рублей.
Разъяснить ответчице, что она вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ей копии решения.
Заочное решение суда может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.В. Стома