УИД: 39RS0002-01-2023-004924-72
гражданскоедело№2-235/2024 (2-5453/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Калининград 13 февраля 2024года
Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,
при секретаре Андрулёните В.К.,
с участием истца Пономарева И.В., его представителя Левченко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева И.В. к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии», филиалу публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» в городе Калининграде о возложении обязанности исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда, начислить и оплатить страховые взносы с учетом дополнительного тарифа,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев И.В. обратился в суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии», филиалу публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» в городе Калининграде о возложении обязанности исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда, начислить и оплатить страховые взносы с учетом дополнительного тарифа в ОСФР по г. Москве и Московской области за период с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата > на лицевой счет истца.
В обоснование заявленных требований указано, что < Дата > истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением пенсионного органа от < Дата > истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, в том числе в ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» в должности начальника линейной станции с < Дата > по < Дата >, а также отсутствием начислений и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, при оценке пенсионных прав в страховой стаж в гражданской авиации в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не включены периоды с < Дата > по < Дата > в должности начальника линейной станции ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», со ссылкой на то, что должность начальник линейной станции Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от < Дата >№ не предусмотрена, а также на отсутствие постоянной занятости по техническому обслуживанию воздушных судов. По справке ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» от < Дата >№ страховые взносы в пенсионный орган начислены и перечислены с < Дата > по < Дата > (без учета дополнительного тарифа), с < Дата > по < Дата > с учетом дополнительного тарифа в размере 4%, с < Дата > без начисления дополнительного тарифа; льготный стаж, код льготы персонифицированного учета 27-15 за период с < Дата > по < Дата > исключен в соответствии с актом проверки ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области Управления пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц № от < Дата >, уплата дополнительного взноса прекращена путем внесения корректировки в отчетные документы. ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» произведена специальная оценка условий труда по подразделению линейная станция по должности начальник линейной станции: карта № СОУТ от < Дата > условия труда имеют оценку по вредным (опасным) факторам: химический – 2, тяжесть трудового процесса – 3.1, итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2; карта №И/З СОУТ от < Дата > условия труда имеют оценку по вредным (опасным) факторам: химический – 3.1, шум – 3.2, инфразвук – 2, неионизирующие излучения – 3.1, параметры световой среды – 2, тяжесть трудового процесса – 2, итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2, учитывая изложенное, по мнению истца, работодатель должен начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу соответствующему установленному классу (подклассу) от 2 до 8 процентов, поскольку условия труда истца признаны вредными в связи с действием на рабочем месте вредных биологических факторов, однако работодатель, не подтверждая начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, нарушает права истца на получение досрочной страховой пенсии.
Истец Пономарев И.В. и его представитель Левченко И.Н. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске, дополнительно указывали, что истец, занимая должность начальника линейной станции, фактически исполнял обязанности инженера, осуществляя техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, при этом условия труда истца в соответствии с результатами специальной оценки условий труда признаны вредными, в связи с чем работодатель обязан был произвести начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, а также исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета, указав код особых условий труда за спорные периоды.
Ответчики публичное акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее – ПАО «Аэрофлот»), и указанный истцом в качестве такового филиал публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» в городе Калининграде (филиал ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде), против исключения которого из числа ответчиков истец возражал, извещенные судом о рассмотрении дела, в судебное заседание представителей не направили, представив в адрес суда письменные возражения на иск, согласно которым сторона ответчика полагала, заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывая, что с < Дата > по < Дата > страховые взносы по дополнительному тарифу на основании ст. 33.2 Федерального закона от < Дата > № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не начислялись и не уплачивались, с < Дата > по < Дата > начислены и уплачены по дополнительному тарифу в размере 4% на основании п. 3 ст. 428 НК РФ, по результатам документальной (выездной) проверки Управлением формирования пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц ГУ – Главного управления ПФР № 10 по г. Москве и Московской области сведений о характере работы Пономарева И.В. составлен акт от < Дата >№, согласно которому должность начальника линейной станции не предусмотрена Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, в связи с чем ПАО «Аэрофлот» было рекомендовано сдать форму СЗВ-КОРР за период 2017-2020 годы и форму СЗВ-СТАЖ с типом сведений «Назначение пенсии» за 2021 год по регистрационному номеру в ПФР 087-107-060532, льготный стаж (код льготы персонифицированного учета 27-15) за период с < Дата >-< Дата > исключен в соответствии с актом проверки, начисление и уплата дополнительного тарифа страхового взноса прекращена путем внесения корректировки в отчетные периоды с < Дата >, изменения в начисления по дополнительному тарифу за отчетные периоды до 2021 года не вносились.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Социальный фонд России, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств не представили.
В ходе рассмотрения дела третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области представило в адрес суда служебную записку, из которой усматривается, что истцу с < Дата > была назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исходя из стажа на соответствующих видах работ в инженерно-техническом составе гражданской авиации продолжительностью 20 лет 1 месяц 1 день на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в указанный стаж были засчитаны периоды работы с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата > и с < Дата > по < Дата > в должностях инженерно-технического состава в Калининградском объединенном авиаотряде, ОАО «Калининградавиа», ОАО «КД авиа», ОАО «Аэропорт «Храброво», ПАО «Аэрофлот», при этом в частности не был засчитан период работы с < Дата > по < Дата > в должности начальника линейной станции ПАО «Аэрофлот», поскольку данная должность не предусмотрена Списком № 459, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период сданы без кода льготы, однако в ходе проведенной пенсионным органом проверки правомерности установления досрочной пенсии истцу были выявлены ошибки при исчислении специального стажа, которые привели к необоснованному назначению досрочной пенсии, а именно в специальный стаж неправомерно были засчитаны периоды оплачиваемых командировок и период работы в не предусмотренной Списком № 459 должности начальника линейной станции ПАО «Аэрофлот» с < Дата > по < Дата >, согласно акту документальной проверки от < Дата >№ истец в указанный период не был занят на работах по техническому обслуживанию воздушных судов, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период работодателем откорректированы (код льготы снят), в связи с чем при приведении специального стажа в соответствие его продолжительность составила 15 лет 7 месяцев 25 дней, что недостаточно для назначение досрочной пенсии.
Заслушав сторону истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, изучив представленные в нем доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет. В соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работав которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» (далее – Список № 459), согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Согласно пункту 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются; начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, также предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
Судом установлено, что < Дата > между Пономаревым И.В. и ОАО «Аэрофлот» (ныне – ПАО «Аэрофлот») в лице директора филиала ОАО «Аэрофлот» в г. Калининграде был заключен трудовой договор № о принятии истца на работу на должность начальника линейной станции в филиал ОАО «Аэрофлот» в г.Калининграде по основному месту работы на неопределенный срок с установлением 40 часовой рабочей недели с суммированным учетом рабочего времени (учетный период – год), на основании которого был издан приказ о приеме работника на работу №/л от < Дата >.
Приказом ПАО «Аэрофлот» № от < Дата > вышеуказанный трудовой договор был расторгнут в связи с переводом работника на другую работу на основании его личного заявления и согласия руководства организации.
Истец Пономарев И.В., < Дата > года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования < Дата >.
< Дата > истец обратился в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением № о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по результатам рассмотрения которого было принято решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию с < Дата > бессрочно.
Решением пенсионного органа от < Дата >№ выплата пенсии Пономареву И.В. была прекращена с < Дата >, поскольку при проведении проверки материалов выплатного дела истца было установлено, что в специальный стаж последнего неправомерно были засчитаны периоды работы, в том числе с < Дата > по < Дата > в должности начальника линейной станции в ПАО «Аэрофлот», по причине того, что названная должность не предусмотрена Списком №, по этой же причине при разрешении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости в специальный стаж истца не был учтен период работы в должности начальника линейной станции ПАО «Аэрофлот» с < Дата > по < Дата >, наряду с указанием на то, что за данный период сведения индивидуального (персонифицированного) учета были сданы без кода льготы.
Согласно акту ГУ – Главное Управление ПФР № 10 по г. Москве и Московской области Управления формирования пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц № от < Дата >, составленному по запросу ГУ – Отделения ПФР в Калининградской области от < Дата > по результатам документальной (выездной) проверки сведений о характере работы ПономареваИ.В. в ПАО «Аэрофлот» за период < Дата > по < Дата >, истец в данный период работал в должности начальника линейной станции, которая не предусмотрена Списком №, согласно журналу регистрации технического обслуживания авиационной техники с < Дата > по < Дата > истец не был занят на работах по техническому обслуживанию воздушных судов, с < Дата > по < Дата > у него не было постоянной занятости на работах по техническому обслуживанию воздушных судов, с < Дата > по < Дата > – направлялся на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы и места работы, в 2015, 2020 годах в ПАО «Аэрофлот» проведены специальные оценки условий труда, утверждены отчеты от < Дата > и от < Дата >, согласно которым был установлен подкласс условий труда по должности начальника линейной станции – 3.2, в картах специальной оценки условий труда, отмечено право на досрочное назначение пенсии на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ, кроме того, в акте отражено, что с < Дата > по < Дата > не начислялись и не уплачивались страховые взносы по дополнительному тарифу на основании ст. 33.2 Федерального закона от < Дата > № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с < Дата > по < Дата > начислены и уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 4% на основании п. 3 ст. 428 НК РФ, с учетом изложенного, был сделан вывод о том, что индивидуальные сведения с < Дата > по < Дата > сданы верно (без кода выслуги лет и находятся в СПУ), а с < Дата > по < Дата > сданы неверно (с кодом выслуги лет «27-15» и находятся в СПУ), ввиду чего ПАО «Аэрофлот» было рекомендовано сдать форму СЗВ-КОРР за 2017, 2018, 2019, 2020 и форму СЗВ-СТАЖ с типом сведений «Назначение пенсии» за 2021 год по регистрационному номеру в ПФР № согласно приложению к акту (без указания кода льготы).
Как следует из содержания указанного выше акта, выводы по результатам проверки были сделаны пенсионным органом на основании представленных ПАО «Аэрофлот» документов: уставов, сертификатов эксплуатанта, сертификата соответствия на выполнение технического обслуживания воздушных судов, одобрения организации по техническому обслуживанию воздушных судов Министерством транспорта, положения о линейной станции, должностной инструкции, личной карточки (формы Т-2), лицевых счетов, приказов, журналов регистрации технического обслуживания авиационной техники, карт-нарядов на техническое обслуживание воздушных судов, карт специальных оценок условий труда, формы СЗВ-СТАЖ.
В соответствии со справкой ПАО «Аэрофлот» от < Дата >№ Пономарев И.В. работал в должности начальника линейной станции с < Дата > по < Дата >, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (без начисления дополнительного тарифа) начислены и перечислены с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата > в полном объеме с учетом дополнительного тарифа в размере 4% на основании п. 3 ст. 428 НК РФ, с < Дата > страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ (без начисления дополнительного тарифа), льготный стаж (код льготы персонифицированного учета 27-15) за период с < Дата > по < Дата > исключен в соответствии с актом проверки ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области Управления формирования пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц акт № от < Дата >, начисление и уплата дополнительного тарифа страхового взноса прекращена на основании названного акта путем внесения корректировки в отчетные периоды с < Дата >, изменения в начисления по дополнительному тарифу за отчетные периоды до 2021 годы не вносились; указанная в справке информация подтверждена представленной в деле выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на имя истца по состоянию на < Дата >.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве, застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. № 1015).
Пунктом 43 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Фонда (Социального фонда России) по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонд или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Заявляя настоящие исковые требования, Пономарев И.В. фактически выражает несогласие со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в частности с действиями работодателя ПАО «Аэрофлот» по невнесению кода выслуги лет «27-15» в СПУ за период работы истца в должности начальника линейной станции с < Дата > по < Дата > и неуплате за данный период в отношении него страховых взносов с учетом дополнительного тарифа, а также по исключению данного кода льготы из СПУ за период с < Дата > по < Дата > по указанию пенсионного органа на основании вышеуказанного акта № от < Дата >, в результате которых он лишается права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела судом обозревались и исследовались Положение о линейной станции филиала ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде, утвержденное директором филиала < Дата >, и Положение о линейной станции филиала ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде, утвержденное директором филиала < Дата >, разработчиком которых согласно их содержанию является истец ПономаревИ.В.
Согласно п.п. 1.1, 3.1-3.4 указанных выше Положений о линейной станции филиала ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде линейная станция является структурной единицей филиала ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде, ее задачами являются выполнение работ по оперативным видам ТО и устранение неисправностей ВС, эксплуатируемых ПАО «Аэрофлот», а также ВС других авиакомпаний, заключивших соответствующие договоры с ПАО «Аэрофлот», замена агрегатов и комплектующих изделий по ограниченному перечню в соответствии с разрешенной сферой деятельности, проведение обязательного контроля технического состояния АТ и качества выполнения ТО АТ наиболее ответственных видов работ, обеспечение хранения компонентов ВС, инструмента, оборудования и расходных материалов для ТО и ремонта АТ, организация их проверки, ремонта по месту дислокации линейной станции или отправки в адрес отдела материально-технического обеспечения ДТО ВС, поддержание сертификата эксплуатанта ПАО «Аэрофлот» в части, касающейся линейной станции, на основании названных задач в разделе 4 Положений определены соответствующие функции линейной станции.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 вышеназванными Положениями о линейной станции Должность начальника линейной станции относится к категории «руководители» в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и других служащих, начальник линейной станции должен иметь высшее техническое образование, стаж работы по направлению деятельности (по Положению от < Дата > – на руководящих должностях по направлению деятельности) не менее пяти лет, допуск, подтвержденный сертификатом на самостоятельное ТО ВС по оперативным формам, а также владеть техническим английским языком в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей.
Согласно Положению о линейной станции филиала ПАО «Аэрофлот» в г.Калининграде, утвержденному директором филиала < Дата >, в обязанности начальника линейной станции входило осуществление руководства линейной станцией, обеспечение выполнения работниками линейной станции возложенных на линейную станцию задач и функций, предусмотренных Положением и иные обязанности руководителя; на указанные обязанности начальника линейной станции имелась ссылка в акте пенсионного органа № от < Дата > по результатам документальной (выездной) проверки сведений о характере работы Пономарева И.В. в ПАО «Аэрофлот».
Вместе с тем, в Положении о линейной станции филиала ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде, утвержденном директором филиала < Дата >, помимо руководящих функций обязанности начальника линейной станции в частности были дополнены указанием на выполнение всех работ по оперативному ТО ВС в полном объеме в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, а также сложных и ответственных демонтажных, монтажных и регулировочных работ при замене агрегатов, узлов и деталей, проверки их работоспособности, с обеспечением надлежащего качества и своевременности выполнения работ, определение технического состояния АТ, причин выявляемых отказов и неисправностей, устранение их в соответствии с утвержденными технологическим указаниями, принятие мер по предотвращению отказов обслуживаемой АТ, нарушений регулярности полетов по вине инженерно-технического персонала и по техническим причинам.
Из информационного письма директора департамента по техническому обслуживанию ВС ПАО «Аэрофлот» на вн. № от < Дата >, адресованного директору юридического департамента, директору управления персоналом и директору филиала в г. Калининграде, следует, что причиной того, что должность начальника линейной станции не предусмотрена Списком № является тот факт, что сами термины «линейная станция» и «начальник линейной станции» появились после вступления в силу указанного документа, фактический и основной функционал начальника линейной станции заключается в выполнении работ по техническому обслуживанию ВС в тех же условиях труда, как и инженерно-технический состав, указанный в данных списках, введение должности начальник линейной станции потребовалось для возложения на должностное лицо дополнительных административных функций, в соответствии с предусмотренным функционалом Пономарев И.В. с < Дата > по настоящее время имеет свидетельство авиационного специалиста и наделен полномочиями, дающими ему право на выполнение технического обслуживания ВС семейства А-320, что подтверждается включением Пономарева И.В. в список «сертифицирующего персонала» и оформлением его персонального допуска на техническое обслуживание ВС, данные полномочия периодически продлевались в 2017, 2019 и 2021 годах в соответствии с требованиями к персоналу, выполняющего техническое обслуживание ВС, при продлении полномочий был предоставлен «Журнал регистрации ТО АТ ИТП», подтверждающий выполнение ПономаревымИ.В. самостоятельного технического обслуживания ВС семейства А-320 в период действия полномочий, исходя из изложенного, директор департамента по техническому обслуживанию ВС подтвердил выполнение Пономаревым И.В. своих должностных обязанностей в условиях воздействия вредных для здоровья факторов в период с < Дата >.
Изложенные в указанном выше информационном письме обстоятельства относительно допуска Пономарева И.В. к осуществлению работ по техническому обслуживанию ВС в соответствии с определенным кругом полномочий подтверждаются разрешением категории В1.1, выданным на имя истца, как сертифицирующего персонала по оперативному техническому обслуживанию, бессрочным свидетельством специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов III.№ от < Дата > на имя Пономарева И.В., на которые ссылалась сторона истца, как основание для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем, стоит отметить, что допуск, подтвержденный сертификатом на самостоятельное ТО ВС по оперативным формам, согласно названным выше Положениям о линейной станции, является условием для назначения на руководящую должность – начальник линейной станции ПАО «Аэрофлот».
По смыслу ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на получение досрочной пенсии носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения, а, следовательно, требует неукоснительного соблюдения дополнительных условий для получения возможности применения такого права.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью; возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Определение круга лиц, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного срока, и условий её предоставления является прерогативой законодателя, передавшего свои полномочия Правительству Российской Федерации (часть вторая статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях»).
Федеральным законом «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Тождество наименования должности «начальник линейной станции» наименованию должностей, предусмотренных Списком № 459, положениями законодательства не установлено.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессий тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Свидетели Свидетель, занимающий должность ведущего инженера по ТО АТ, и К.И.Н. – должность начальника смены, подтвердили факт совместной работы с истцом в период выполнения им трудовых функций по должности начальника линейной станции, факт вредных условий труда при осуществлении обслуживания и ремонта воздушных судов, а также доводы истца об осуществлении им, будучи начальником линейной станции, работ по обслуживанию и ремонту воздушных судов, вместе с тем относительно продолжительности занятости при выполнении названных работ и работы по основной должности истца с точностью не сообщили, пояснив, что истец в большей степени выполнял работы по техническому обслуживанию воздушных судов наряду с функциями по должности начальника линейной станции.
Между тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 15 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Форма карты-наряда на оперативное техническое обслуживание авиационной техники утверждена письмом Ространснадзора от < Дата >№, данный документ предусмотрен для обеспечения достоверной информации о состоянии, объеме и качестве технического обслуживания в связи с чем он был запрошен у ответчика.
В ответ на запрос ПАО «Аэрофлот» в адрес суда направлены истребуемые документы, не соответствующие вышеназванной форме, которые также имелись в распоряжении истца, однако вопреки положениям ст. 9 ГПК РФ представлены суду они были на английском языке без перевода, как и журналы регистрации технического обслуживания воздушных судов, которые частично составлены на английском языке, указанные документы согласно содержанию акта № от < Дата >, составленному по результатам проверки факта работы истца, также представлялись в пенсионный орган.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды трудовой деятельности с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата > истец Пономарев И.В. не занимал должности, перечисленные в Списке №, в соответствии с которым, помимо требования занятия должности из Списка для получения права на досрочную пенсию дополнительно работнику необходимо быть занятым полный рабочий день аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов.
Ссылки стороны истца на Руководство по деятельности организации по ТО РД-16-002 от < Дата > в части прохождения истцом для продления полномочий на техническое обслуживание ВС (квалификационной отметки В1.1) периодической подготовки (каждые 2 года) для чего необходимо за предшествующие 24 месяца иметь не менее шести месяцев опыта по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту воздушного судна, на ТО которого он обладает полномочиями, не свидетельствуют о выполнении Пономаревым И.В., занимающим должность начальника линейной станции, данных работ в течение полного рабочего дня, при наличии широкого круга административных обязанностей предусмотренных Положением о линейной станции.
Представленными в деле материалами не подтверждается, что истец Пономарев И.В., занимая по основному месту работы руководящую должность начальника линейной станции, выполнял работы по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях более 80 процентов рабочего времени, что в свою очередь, не позволяет работодателю ПАО «Аэрофлот» внести сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда («27-15») за периоды с < Дата > по < Дата > и с < Дата > по < Дата >.
В подтверждение факта работы ПономареваИ.В. в должности начальника линейной станции во вредных условиях труда, являющегося, по мнению последнего, самостоятельным основанием для внесения в сведения индивидуального (персонифицированного) учета исправлений в части присвоения кода особых условий труда, а также начисления и оплаты дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сторона истца помимо изложенного выше информационного письма директора департамента по техническому обслуживанию ВС ПАО «Аэрофлот» на вн. № от < Дата > ссылалась на сведения специальной оценки условий труда последнего, а именно: на карту № специальной оценки условий труда от < Дата >, согласно которой по результатам данной оценки было установлено, что при осуществлении трудовой деятельности на рабочем месте начальника линейной станции ПАО «Аэрофлот» установлены вредные условия труда итогового класса (подкласса) 3.2, в связи с воздействием на работника вредных (опасных) производственных факторов, таких как химический – класс 2, шум – класс (подкласс) 3.2, световая среда – класс 2, тяжесть трудового процесса – класс (подкласс) 3.1, в числе гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятому на данном рабочем месте, значится право на досрочное назначение трудовой пенсии; на карту № от < Дата >, согласно которой по результатам данной оценки было установлено, что при осуществлении трудовой деятельности на рабочем месте начальника линейной станции ПАО «Аэрофлот» установлены вредные условия труда итогового класса (подкласса) 3.2, в связи с воздействием на работника вредных (опасных) производственных факторов, таких как химический – класс (подкласс) 3.1, шум – класс (подкласс) 3.2, инфразвук – 2 класс, неионизирующие излучения – 3.1, параметры световой среды – класс 2, тяжесть трудового процесса – класс 2, в числе гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятому на данном рабочем месте, также значится право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Дополнительно в подтверждение указанного выше факта сторона истца ссылалась на приказ директора ПАО «Аэрофлот» от < Дата >№ о выдаче молока за работу во вредных условиях труда работникам, в том числе начальнику линейной станции согласно приложению к приказу, на заключения предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) Пономарева И.В. за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, где указана должность истца – инженер по тех. обслуживанию авиатехники и перечень вредных производственных факторов, противопоказаний к которым у истца не имелось, при этом в приказах о проведении периодического медицинского осмотра работников линейной станции, изданных в период с 2015 по 2021 год, и приложениях к ним в виде составленного самим истцом списка работников, подлежащих прохождению медосмотра, наряду с занимаемой истцом по трудовому договору должностью начальника линейной станции имеется дополнительное указание на занятие им должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники 1 категории, однако каких-либо кадровых документов работодателя, свидетельствующих о назначении истца на данную должность (в том числе по совместительству) в материалы дела не представлено.
Согласно представленным в дело расчетным листкам за период с сентября 2014 года по май 2021 года с начала трудовой деятельности в должности начальника линейной станции филиала ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде истцу выплачивалась надбавка за допуск (к ТО ВС), а с 2017 года надбавка за вредность.
Исходя из положений статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
В случае если работники организации числятся занятыми на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении их рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда установлен итоговый класс условий труда вредный (подкласс 3.2), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, начисляются по дополнительному тарифу в размере 4,0% (пункт 3 статьи 428 Налогового кодекса).
Однако если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении их рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, не начисляются.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что не любая работа во вредных условиях труда является основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Названными выше картами аттестации рабочего места установлены вредные условия труда, что при установлении совокупности иных условий (занятие предусмотренной Списком № 459 должности и выполнение работ по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов в аэродромных условиях постоянно в течение полного рабочего дня), давало бы право истцу на включение спорных периодов работы в специальный стаж в силу положений ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и обязывало бы работодателя исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета истца в части присвоения кода особых условий труда, а также начислить и оплатить страховые взносы с учетом дополнительного тарифа, однако всей совокупности указанных выше необходимых условий у истца в ходе рассмотрения дела установлено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований Пономарева И.В. к ПАО «Аэрофлот», филиалу ПАО «Аэрофлот» в г. Калининграде о возложении обязанности исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда, начислить и оплатить страховые взносы с учетом дополнительного тарифа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
исковые требования Пономарева И.В. к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии», филиалу публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» в городе Калининграде о возложении обязанности исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда, начислить и оплатить страховые взносы с учетом дополнительного тарифа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись К.В. Вирюкина
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2024 года.