Дело № 2а-3033/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к УФНС России по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду о признании незаконным и отмене решения об отказе в возврате суммы налога, обязании принять решение о возврате сумм излишне уплаченного налога НДФЛ по имущественному вычету,
У С Т А Н О В И Л:
< Дата >ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ответчику, указав, что решениями МИФНС России № по г. Калининграду от < Дата >№, №, № ей было отказано в возврате излишне уплаченного налога НДФЛ за 2011, 2010, 2009 годы. < Дата > в разъяснении о причинах отказа, ответчик сослался на письма Минфина России, которые не являются нормативными актами и содержат ошибочные утверждения по применению ст. 78 НК РФ. < Дата > обжаловала решения в вышестоящий налоговый орган УФНС России по Калининградской области. Решением от < Дата > УФНС России по Калининградской области в удовлетворении жалобы было отказано. Полагает решения ответчиков необоснованными и неправомерными, в связи с неверным применением положений п. 7 ст. 78 НК РФ и ч. 10 ст. 220 НК РФ, устанавливающей иной срок для обращения за налоговым вычетом, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, а именно: права на льготный имущественный вычет как пенсионера. На основании изложенного просит признать незаконными и отменить решения МИФНС России № по г. Калининграду от < Дата >№, №, №, обязать ответчика принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога НДФЛ по имущественному налоговому вычету за 2011, 2010, 2009 годы
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно представила письменный отзыв на возражения ответчика, в котором позицию налогового органа полагала необоснованной. Переносимый остаток налогового вычета образуется после первой подачи декларации, а далее получение имущественного налогового вычета может происходить в течение нескольких налоговых периодов, и остаток от переносимого остатка вычета, образованного после первой подачи декларации, образуется неоднократно. Период подачи первой декларации и начала получения вычета является отправной точкой в процессе использования налогового вычета, от которой и должен вестись обратный отсчет для льготного переноса вычета, поскольку пунктом 10 ст. 220 НК РФ не установлено жесткой временной связи между периодом (годом) образования данного остатка и периодом (годом) предшествования переносу вычета. Формально-поверхностный подход к применению нормы по налоговой льготе, практикуемый налоговым органом, позволяет воспользоваться налоговой льготой в полной мере только тем налогоплательщикам, которые уже являются пенсионерами на момент обращения за налоговым вычетом, то есть значительно сужает круг лиц, которым законодателем предоставлена льгота в качестве социальной поддержки пенсионеров. Отстояние по времени двух значимых событий – обращения за вычетом и назначения пенсии не делают налогоплательщика-пенсионера менее социально уязвимым, чтобы он был лишен льготы только по причине временного несовпадения этих событий. Налогоплательщик в процессе использования имущественного налогового вычета, не успев использовать вычет полностью, становится пенсионером и получает право на налоговую льготу по переносу остатка вычета на предшествующий период в соответствии с п. 10 ст. 220 НК РФ, которым не предусмотрены дополнительные условия, кроме имеющегося остатка вычета и наличия пенсии. Срок обращения за возвратом излишне уплаченного налога при переносе вычета на предшествующий период всегда более 3 лет, как минимум 4 года, если за вычетом обращается налогоплательщик, уже являющийся пенсионером. Срок обращения за вовзратом НДФЛ при переносе на предшествующий период увеличивается, если право на налоговую льготу возникает позднее момента обращения за вычетом. Таким образом, п. 10 ст. 220 НК РФ прямо указывает на более, чем трехлетний срок обращения за возвратом НДФЛ при переносе вычета на предшествующий период, что также допускается п. 7 ст. 78 НК РФ.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № по городу Калининграду по доверенности – ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала в обоснование возражений, что < Дата >ФИО1 представила в Инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2012 год, в которой заявила имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в общей сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры в размере < ИЗЪЯТО > рублей, в том числе за 2012 год в сумме < ИЗЪЯТО > рублей. Сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета составила < ИЗЪЯТО > рублей. С указанной налоговой декларацией представлены документы, подтверждающие наличие у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета. По результатам камеральной проверки от < Дата > налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012 год Инспекцией подтверждено право истицы на имущественный вычет в указанном размере. Остаток имущественного налогового вычета, переходящий на следующие налоговые периоды, составил < ИЗЪЯТО > рубля. < Дата > представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2012 года, возврат денежных средств произведен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рублей. < Дата > истица представила в Инспекцию заявление о подтверждении права на имущественный вычет у работодателей. По решению налогового органа от < Дата > на сумму < ИЗЪЯТО > рубля налоговым агентом ООО «< ИЗЪЯТО >.» произведен имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей. < Дата > истицей представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год, < Дата > представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2013 год. Возврат денежных средств осуществлен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рубля. < Дата > истицей представлено в Инспекцию заявление о подтверждении права на имущественный вычет у работодателей. По решению налогового органа от < Дата > на сумму < ИЗЪЯТО > рублей налоговым агентом ООО «< ИЗЪЯТО >.» произведен имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей. < Дата > истицей представлено заявление о подтверждении права на имущественный вычет у работодателей. По решению Инспекции от < Дата > налоговым агентом ТСЖ «< ИЗЪЯТО >» представлен имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей, согласно справке 2-НДФЛ за 2015 год. < Дата >ФИО1 представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, < Дата > представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2014 год. Возврат денежных средств осуществлен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рубль. < Дата > истицей в Инспекцию подано заявление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у работодателей. На основании решения инспекции от < Дата >№< Дата > год на сумму < ИЗЪЯТО > рублей налоговым агентом ТСН «< ИЗЪЯТО >» за 2016 год представлен имущественный налоговый вычет на сумму < ИЗЪЯТО > рублей. < Дата >ФИО1 в Инспекцию представлено заявление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у работодателей. По решению Инспекции от < Дата > на сумму < ИЗЪЯТО > налоговым агентом ТСЖ «< ИЗЪЯТО >» согласно справке о доходах 20НДФЛ за 2016 год предоставлен имущественный налоговый вычет на сумму < ИЗЪЯТО > рублей. < Дата > истицей представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год, возврат денежных средств осуществлен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рубля, по данным Инспекции остаток имущественного налогового вычета, переходящий на 2017 год составил < ИЗЪЯТО > рублей. Истице за период 2012-2016 годов предоставлен имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей, возврат налога на доходы физических лиц за 2012-2016 годы в общей сумме < ИЗЪЯТО > рубля. < Дата >ФИО1 представила первичные налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009, 2010 и 2011 годы с целью получения переходящего неиспользованного остатка имущественного налогового вычета по фактически произведенным расходам на приобретение квартиры. Данные налоговые декларации приняты Инспекцией как не подлежащие обработке и камеральной налоговой проверке, в связи с истечением сроков представления декларации с учетом сроков исковой давности. Также < Дата > истицей представлены заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2009, 2010, 2011 годы в общей сумме < ИЗЪЯТО > рублей. Инспекцией приняты обжалуемые решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) по основанию отсутствия переплаты в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика. Считает требования административного истца необоснованными. Подпунктами 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение имущественных налоговых вычетов в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ одного или нескольких объектов имущества, не превышающем 2 млн. рублей. На основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Согласно п. 10 ст. 220 НК РФ у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, имущественные налоговые вычеты могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех лет непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов. Таким образом, пенсионеры вправе перенести на предшествующие налоговые периоды переходящий остаток имущественных налоговых вычетов. Согласно п. 6. Ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В соответствии с п. 7 ст. 78 Кодекса заявление может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, срок обращения за возвратом суммы излишне уплаченного в соответствующем году налога ограничен тремя годами. При обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается, начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета. При этом, учитывая положения ст. 78 НК РФ, если за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие периоды налогоплательщик обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен остаток соответственно уменьшается (письмо Минфина России от < Дата >№). При этом следует иметь ввиду, что при отсутствии в налоговом периоде доходов право на получение налогового вычета не теряется и при наличии в последующих налоговых периодах доходов, облагаемых по ставке 13%, налогоплательщик вправе получить остаток указанного вычета. Поскольку истица является пенсионером с сентября 2017 года и ей назначена пенсия в соответствии с российским законодательством, а переносимый остаток образовался в 2016 году в отношении квартиры, приобретенной в 2012 году, оснований для переноса в 2017 году остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды не имеется, поскольку за 2014-2016 заявителем имущественный налоговый вычет уже получен.
Ответчик Управление ФНС России по Калининградской области в лице руководителя ФИО5, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направила, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления. В материалы дела представлены письменные возражения, в которых указано, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. Вместе с этим согласно пункту 10 статьи 220 Кодекса у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов. В случае если предоставление указанного остатка имущественного налогового вычета производится путем возврата излишне уплаченного налога, статья 78 Кодекса применяется с учетом следующего. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом. Поскольку получение имущественного налогового вычета (его остатка) является правом налогоплательщика, а не обязанностью, до обращения налогоплательщика за его предоставлением излишне уплаченного налога не возникает. Кроме того, перенос остатка имущественного вычета на предшествующие налоговые периоды не связывается с наличием у налогоплательщика в этих налоговых периодах права на получение данного вычета. С учетом вышеизложенного при получении остатка имущественного налогового вычета излишняя уплата налога возникает в налоговом периоде, в котором налогоплательщик обратился за его получением. Распределение получения остатка имущественного налогового вычета на три предшествующих периода указывает, в каких налоговых периодах может быть учтена сумма переплаты налога, возникшая при обращении налогоплательщика за получением остатка имущественного налогового вычета. Таким образом, при обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом в соответствии с пунктом 10 статьи 220 Кодекса остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в этом налоговом периоде, на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета. Учитывая положения статьи 78 Кодекса, если за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды налогоплательщик обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается. Учитывая, что истица является пенсионером с сентября 2017 года и ей назначена пенсия в соответствии с российским законодательством, а переносимый остаток образовался в 2016 году в отношении квартиры, приобретенной в 2012 году, оснований для переноса в 2017 году остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды не имеется. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, исследовав все доказательства по делу, и дав им оценку, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что в 2012 году ФИО1 приобрела квартиру по адресу: г. Калининград, < адрес >.
< Дата >ФИО1 представила в Инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2012 год, в которой заявила имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в общей сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры в размере < ИЗЪЯТО > рублей, в том числе за 2012 год в сумме < ИЗЪЯТО > рублей. Сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета составила < ИЗЪЯТО > рублей. С указанной налоговой декларацией представлены документы, подтверждающие наличие у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета.
По результатам камеральной проверки от < Дата > налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012 год Инспекцией подтверждено право истицы на имущественный вычет в указанном размере. Остаток имущественного налогового вычета, переходящий на следующие налоговые периоды, составил < ИЗЪЯТО > рубля. Возврат денежных средств произведен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рублей.
< Дата > истица представила в Инспекцию заявление о подтверждении права на имущественный вычет у работодателей. По решению налогового органа от < Дата > на сумму < ИЗЪЯТО > рубля налоговым агентом ООО «< ИЗЪЯТО >.» произведен имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
< Дата > истицей представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год, < Дата > представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2013 год. Возврат денежных средств осуществлен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рубля. < Дата > истицей представлено в Инспекцию заявление о подтверждении права на имущественный вычет у работодателей. По решению налогового органа от < Дата > на сумму < ИЗЪЯТО > рублей налоговым агентом ООО «< ИЗЪЯТО >.» произведен имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
< Дата > истицей представлено заявление о подтверждении права на имущественный вычет у работодателей. По решению Инспекции от < Дата > налоговым агентом ТСЖ «< ИЗЪЯТО >» представлен имущественный налоговый вычет согласно справке 2-НДФЛ за 2015 год в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
< Дата >ФИО1 в Инспекцию представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, а также < Дата > представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2014 год. Возврат денежных средств осуществлен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рубль.
< Дата > истицей в Инспекцию подано заявление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у работодателей. На основании решения инспекции от < Дата >№< Дата > год на сумму < ИЗЪЯТО > рублей налоговым агентом ТСН «< ИЗЪЯТО >» за 2016 год представлен имущественный налоговый вычет на сумму < ИЗЪЯТО > рублей.
< Дата >ФИО1 в Инспекцию представлено заявление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у работодателей. По решению Инспекции от < Дата > на сумму < ИЗЪЯТО > налоговым агентом ТСЖ «< ИЗЪЯТО >» согласно справке о доходах 2-НДФЛ за 2016 год предоставлен имущественный налоговый вычет на сумму < ИЗЪЯТО > рублей.
< Дата > истицей в Инспекцию представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2016 год, возврат денежных средств осуществлен < Дата > по платежному поручению № в сумме < ИЗЪЯТО > рубля, по данным Инспекции остаток имущественного налогового вычета, переходящий на 2017 год составил < ИЗЪЯТО > рублей.
Таким образом, истице за период с 2012 по 2016 годы предоставлялся имущественный налоговый вычет в размере < ИЗЪЯТО > рублей, возврат налога на доходы физических лиц за указанный период осуществлен на общую сумму < ИЗЪЯТО > рубля.
< Дата >ФИО1 представила налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009, 2010 и 2011 годы и заявление о получении переходящего неиспользованного остатка имущественного налогового вычета по фактически произведенным расходам на приобретение указанной квартиры. Кроме того < Дата > истицей в Инспекцию поданы заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2009, 2010, 2011 годы в общей сумме < ИЗЪЯТО > рублей.
Решениями Межрайонной ИФНС России № по г. Калининграду от < Дата >№, №, №ФИО1 было отказано в предоставлении налогового вычета за 2009, 2010, 2011 годы и в возврате налога на доходы физических лиц из бюджета за указанные годы на том основании, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 78 НК РФ административный истец не может воспользоваться остатком имущественного налогового вычета за указанные налоговые периоды, поскольку, обратившись за предоставлением налогового вычета в 2017 году плательщик налога имеет право на имущественный налоговый вычет в предшествующих трех налоговых периодах, которые следует отсчитывать подряд, и не имеет права произвольно определять периоды, в которых желает получить вычет.
Поскольку при предоставлении налоговых деклараций за 2009, 2010, 2011 годы в 2018 году данные налоговые периоды не являются налоговыми периодами, непосредственно следующими за налоговым перио< адрес > года, в котором у ФИО1 образовался остаток имущественного налогового вычета, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен указанный остаток, соответственно уменьшается, и на налоговые периоды за 2009, 2010, 2011 годы перенесен неиспользованный остаток имущественного налогового вычета быть не может.
В 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах ФИО1, приобретшей статус пенсионера в 2017 году, уже была получена часть имущественного налогового вычета по доходам за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы, что не оспаривается.
Решением Управления ФНС России по Калининградской области № от < Дата > в удовлетворении жалобы ФИО1 на вышеуказанные решения Инспекции ФНС России № по г. Калининграду отказано, решения оставлены без изменения.
Рассматривая доводы сторон по административному делу, суд приходит к выводу, что решения налогового органа согласуются с положениями ст. 78 НК РФ, в соответствии с которыми, если за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды налогоплательщик обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен названный остаток, соответственно уменьшается.
Поскольку при предоставлении истицей налоговых деклараций за 2009, 2010, 2011 годы в 2018 году данные налоговые периоды не являлись налоговыми периодами, непосредственно следующими за налоговым периодом 2012 года, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, то количество налоговых периодов, на которые может быть перенес такой остаток соответственно уменьшается, и на налоговые периоды 2009, 2010, 2011 годов не распространяется.
Положениями Налогового кодекса РФ, действовавшими до внесения в него изменений Федеральным законом от 23.07.2013 года № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а именно: пп. 2 п. 1 ст. 220, предусматривалось, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли (долей) в них, а также в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Указанный налоговый вычет предоставляется двумя способами: - путем уменьшения налоговой базы до окончания текущего налогового периода при обращении к работодателю и подтверждении права на вычет налоговым органом; - путем возврата излишне уплаченного налога за предыдущие налоговые периоды на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой в налоговый орган по месту жительства.
Пунктом 7 ст. 220 НК РФ (в прежней редакции п. 2 ст. 220) установлено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С 1 января 2012 года Федеральным законом от 21.11.2011 года № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации… и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ дополнен абз. 29 (в ныне действующей редакции - п. 10 ст. 220), в соответствии с которым у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.
В действующей редакции ст. 220 НК РФ установлено, что у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 п. 1 настоящей статьи, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов (п. 10).
Таким образом, указанный имущественный налоговый вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором возникло право на его получение, а также в предыдущие налоговые периоды (для пенсионеров) при условии, что налоговый вычет не мог быть предоставлен в полном объеме в год подачи налоговой декларации. При этом предоставление имущественного налогового вычета, а также его перенос на другие налоговые периоды осуществляется налоговым органом в заявительном порядке: на основании заявления налогоплательщика и (или) поданной им налоговой декларации.
В случае, если суммы налога уплачены налогоплательщиком без учета его права на имущественный налоговый вычет, налогоплательщик по окончании налогового периода вправе обратиться в налоговый орган за возвратом суммы налога на доходы физических лиц. При этом в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ срок обращения за возвратом излишне уплаченного в соответствующем году налога ограничен тремя годами.
Распределение получения остатка имущественного налогового вычета на три предшествующих периода указывает, в каких налоговых периодах может быть учтена сумма переплаты налога, возникшая при обращении налогоплательщика за получением остатка имущественного налогового вычета.
В этой связи при обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом в соответствии с п. 10 ст. 220 НК РФ остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в этом налоговом периоде, на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета.
При этом, учитывая положения ст. 78 НК РФ, если за переносом остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды налогоплательщик обращается не в налоговом периоде, непосредственно следующем за налоговым периодом, в котором образовался остаток имущественного налогового вычета, а в последующие налоговые периоды, количество налоговых периодов, на которые может быть перенесен вышеуказанный остаток, соответственно уменьшается.
Аналогичные разъяснения Минфина России, ФНС России содержатся в том числе в Письмах от 12.07.2016 № 03-04-05/40681, от 06.07.2017 № БС-19-11/167@ и других.
Доводы истицы о неправомерности ссылок административных ответчиков на письма ФИО4 России при рассмотрении ее заявлений и разрешении жалобы, суд находит несостоятельными.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться, в том числе письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Также не могут быть судом признаны обоснованными доводы истицы об ограничении ее прав, как налогоплательщика, имеющего статус пенсионера.
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № и от 19 июня 2002 года № 11-П).
Следовательно, оспариваемое законоположение, принятое законодателем в порядке реализации своих дискреционных полномочий в сфере установления правил льготного налогообложения, не может расцениваться как нарушающее права заявительницы в указанном ею аспекте. (Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 133-О).
При таких обстоятельствах, суд заявленные требования не подлежат удовлетворению, так как оспариваемые решения налогового органа соответствуют требованиям закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2018.
Судья Д.В. Стома