НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 31.12.9999 №

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре ФИО1, с участием представителя заявителя ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного учреждения Управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края о признании незаконным решения Инспекции Федерального налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска,

УСТАНОВИЛ  :

ГУ Управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края обратилось в суд о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска об отказе в государственной регистрации юридического лица Государственного учреждения Управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края в связи с ликвидацией, указав в обоснование заявленных требований следующее.

ДД.ММ.ГГГГ решением № регистрирующий орган - Инспекция Федеральной налоговой службы по  отказал Государственному учреждению Управлению федеральной почтовой связи  в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 ФЗ от 08.08.2010г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» на основании непредставления определенных статьей 21 Закона о регистрации необходимых для государственной регистрации документов. При этом как не предоставление документа налоговым органом расценено предоставление ликвидационного баланса, содержащего, по мнению налогового органа, несоответствия в части уплаты обязательных платежей в бюджет. Решение налогового органа нарушает права Учреждения и является незаконным. В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Учреждением в Налоговый орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации: заявление по форме № Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, справка с пенсионного фонда. Порядок ликвидации, предусмотренный ст. 63, ст. 64 Гражданского кодекса РФ был Учреждением соблюден. Действующее законодательство не предусматривает возможности применения Налоговыми органами иного, чем предусмотренного статьями 63 и 64 ГК РФ порядка взыскания задолженности по налогам и сборам при ликвидации юридического лица. Налоговый орган как кредитор в установленном законом порядке требования к ликвидационной комиссии о погашении кредиторской задолженности в двухмесячный срок к Учреждению не заявлял, кроме того, Налоговым органом не принято мер, направленных на взыскание задолженности Учреждения перед бюджетом в судебном порядке.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что ИФНС свои действия обосновывает тем, что у ФГУ УФПС  имеется задолженность по налогу с продаж в сумме 53625,31 руб., пени в сумме 47577,07 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части 337,38 руб., пени 0,30 руб. С ДД.ММ.ГГГГ законодательно осуществлена ликвидация налога с продаж. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на которую ссылается ИФНС, не состоятельна, т.к. не является официальным документом, составляется по данным оперативного учета и не может свидетельствовать о наличии у Учреждения соответствующей задолженности. Налоговым органов официально проводилась проверка Учреждения только в 2004 году, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ В силу ст. 196 ГК РФ еще в 2007 году истек общий срок исковой давности для предъявления требования Налогового органа ко взысканию задолженности Учреждения перед бюджетом в установленном НК РФ порядке. Срок для предъявления требования кредитора (в течение 2-хмесяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации ДД.ММ.ГГГГ) для Налогового органа, как для любого кредитора истек ДД.ММ.ГГГГ

Представитель заинтересованного лица ФИО3 заявленные требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи  в регистрирующий орган представило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, по форме № Р16001, документ об уплате государственной пошлины; справку отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; ликвидационный бухгалтерский баланс. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами. В соответствии с ликвидационным балансом от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по налогам у ГУ Управление федеральной почтовой связи  отсутствует. Однако, в соответствии со справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ГУ Управление федеральной почтовой связи  имеется задолженность по налогу с продаж 53625,31 рублей; пени 47577,07 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части 337,38 рублей; 0.30 рублей пени. ДД.ММ.ГГГГ Решением ИФНС России по  № Государственному учреждению Управление федеральной почтовой связи  было отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с выявлением несоответствия сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет, содержащихся в ликвидационном балансе, представленном в регистрирующий орган, сведениям, имеющимся в налоговым органе. В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные налоговым законодательством. В силу подп. 4 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 данного Кодекса, согласно которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества; если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи  не представило регистрирующему органу доказательств погашения вышеназванной задолженности по обязательным платежам. Учитывая, что согласно части 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс общества, составленный ДД.ММ.ГГГГ, не может считаться достоверным. Исходя из смысла статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Формальное соблюдение требований ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ не может являться основанием для принятия решения о ликвидации, поскольку такое решение противоречит исполнению конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и нарушает интересы государства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи  зарегистрировано Администрацией Центрального района г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС России по  внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (№), состоит на учете в инспекции.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации в соответствии с Распоряжением №-р принято решение о ликвидации Государственного учреждения Управление федеральной почтовой связи .

Порядок ликвидации юридического лица определен статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен главой VII Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи  в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска представило Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего).

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о начале процедуры ликвидации юридического лица № и запись о создании ликвидационной комиссии №. Сведения о председателе ликвидационной комиссии в соответствии с Приказом Федерального агентства связи от ДД.ММ.ГГГГ №, Уведомлением по форме № Р15002, представленным Государственным учреждением Управления федеральной почтовой связи  ДД.ММ.ГГГГ, изменены; ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись №.

В журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано сообщение о ликвидации.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи  представило Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по  в ЕГРЮЛ внесена запись о представлении уведомления №.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Налогового органа заявителем направлен пакет документов: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией; справка Управления пенсионного фонда РФ; квитанция об оплате государственной пошлины; ликвидационный баланс по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Решением регистрирующего органа от 01.07.2010г. № 2467 заявителю отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с тем, что выявлено несоответствие сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет, содержащихся в ликвидационном балансе, представленном в регистрирующий орган, сведениям, имеющимся в налоговом органе, вследствие чего ликвидационный баланс считается не представленным, что в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 ФЗ" от 08.08.2010г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» является основанием для отказа.

Суд считает, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные вышеуказанным законом.

В статье 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2010г. № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации, в соответствии с которым в налоговый орган предоставляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в установленных федеральным законом случаях ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1- 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О
дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Установлено, что заявителем были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные ст. 21.

В силу ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Статьей 64 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.

Заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный вышеуказанными нормами Гражданского кодекса РФ, что подтверждается материалами дела.

Налоговым органом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении заявителю требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке.

Учитывая, что налоговым органом до вынесения оспариваемого решения были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса Учреждения, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что налоговым органом приняты меры, направленные на взыскание задолженности Учреждения перед бюджетом в установленном Налоговым кодекса РФ порядке, а также заявлены требования в установленный двухмесячный срок, указанный в объявлении о ликвидации, суд отклоняет доводы налогового органа о недостоверности ликвидационного баланса ввиду наличия у Учреждения непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Действующее законодательство не предусматривает возможности применения Налоговыми органами иного, чем предусмотренного статьями 63 и 64 Гражданского кодекса РФ порядка взыскания задолженности по налогам и сборам при ликвидации юридического лица.

Налоговый орган, не реализовавший свое право на предъявление к Учреждению требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска об отказе в государственной регистрации юридического лица Государственного учреждения Управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края в связи с его ликвидацией.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения Управления федеральной почтовой связи Хабаровского края с выдачей соответствующего свидетельства.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Мороз И.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ