НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 31.05.2016 № А-4470/16

Дело а-4470/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2016 г. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя административного истца ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика ФИО1,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заилению Управления лесами <адрес> к и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 об оспаривании представления,

у с т а н о в и л:

Управление лесами <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании представления, ссылаясь на то, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ООО «ФИО23» проведена проверка по вопросу соблюдения управлением лесами <адрес>, КГКУ «ФИО10» требований лесного законодательства, а также законодательства о защите прав юридических лиц. По результатам проведенной проверки и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя учреждения внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, законодательства о защите прав юридических лиц. Согласно данному представлению проверкой установлено, что при проведении в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ рейдового мероприятия должностными лицами Лазовского участкового лесничества филиала «<адрес>» КГКУ «ФИО11» не выписывалось задание на проведение рейдового мероприятия; начальником (заместителями) управления лесами <адрес> не издавались приказы (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия; не составлялся отчет о проведенном рейде. Указанное, по мнению и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, свидетельствует о ненадлежащем осуществлении своих должностных обязанностей работниками КГКУ «ФИО12», отсутствии надлежащего контроля со стороны управления лесами за подведомственными организациями. В связи с этим, и.о. ФИО43 требует от заявителя: рассмотреть настоящее представление с участием представителей прокуратуры и принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений закона; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить письменно в установленный месячный срок со дня его внесения. С указанным представлением КГКУ «ФИО13» не согласно, поскольку оно создает препятствия к осуществлению своих прав и незаконно возлагает на него обязанности, в связи со следующим. Оспариваемое представление в том виде, в каком оно внесено прокурором, не отвечает признакам законности и обоснованности; поскольку оценка фактических обстоятельств дела, приведённая прокурором, с достоверностью не свидетельствует о нарушении закона. При исследовании лесных деклараций , от ДД.ММ.ГГГГ, заявленных ООО «ФИО24», установлено, что объем разрешенной к заготовке древесины данной породы значительно меньше объема заготовленной и складируемой в складских помещениях. По окончании перечета древесины по пням на каждой из делян, установлен объем незаконно заготовленной древесины в размере 548,59 куб. м., о чем было немедленно сообщено в ФИО42 с целью выявления виновных лиц, составлен акт о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Рейдовые мероприятия не осуществляются в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такие мероприятия осуществляются не в отношении хозяйствующего субъекта, а в отношении определенной территории, на которой происходит наблюдение за соблюдением правового режима любыми находящимися не ней лицами, или в отношении объекта защиты безотносительно к правообладателю такого объекта. На ООО «ФИО25» не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Из представленных материалов не следует, что проводимые мероприятия были направлены на проверку хозяйственной деятельности только ООО «ФИО26», поскольку при проведении рейдового мероприятия виновного в незаконной рубке лица, должностными лицами (ФИО8, ФИО9), установить было невозможно, для чего лесничими передано сообщение в правоохранительные органы. Полагает, что прокурором не дана надлежащая правовая оценка данному факту в связи с чем, представление прокурора не может быть признано обоснованным, поскольку нарушение должностными лицами Закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не мотивировано надлежащим образом. Также, представление прокурора не содержит конкретные меры устранения нарушений закона, поэтому является неисполнимым. Просит признать пункты 1 и 2 требований, указанных в представлении и.о. ФИО44 от ДД.ММ.ГГГГ незаконно возложенными и препятствующими к осуществлению прав управления лесами <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в исковом заявлении.

В судебном заседании административный ответчик ФИО2 А.К. исковые требования не признал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что ФИО45 на основании обращения директора ООО «ФИО27» от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения КГКУ «ФИО14» требований лесного законодательства, а также законодательства о защите прав юридических лиц.

Лесной участок в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала ФИО46 КГКУ передан ООО «ФИО28» в аренду в целях заготовки древесины. Срок действия договора согласован сторонами в п. 21 договора до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством природных ресурсов <адрес> и ООО «ФИО29», актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с лесными декларациями №, 3 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ФИО30» заявило Управлению лесами <адрес> об использовании лесного участка в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанные декларации поступили в управление лесами <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В целях осуществления охраны лесов, приказом Управления лесами <адрес>П от ДД.ММ.ГГГГ руководителям лесничества установлено организовать патрулирование подведомственных территорий.

Во исполнение указанного приказа руководителем филиала «Хорское лесничество» КГКУ «ФИО15» издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации рейдовых мероприятий по пресечению нарушений лесного законодательства», согласно которому в течение 2016 г. поручено организовать и проводить рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению незаконных рубок лесных насаждений, иных нарушений лесного законодательства.

На основании приказа П от ДД.ММ.ГГГГ лесничим Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «ФИО16» ФИО8 совместно с помощником лесничего ФИО9 проведено рейдовое мероприятие, в результате которого в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «ФИО17» выявлено 2 склада с 3-4-х метровыми сортиментами породы лиственница.

Согласно представленным в материалы дела объяснениям ФИО6 установлено, что при проверке лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ и лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащей ООО «ФИО31», лесничими выявлено, что объем разрешенной к заготовке древесины данной породы значительно превышает общий объем заготовки. В связи с чем, лесничим ДД.ММ.ГГГГ произведен перечет древесины по пням на каждой из делян, находящихся в аренде ООО «ФИО32», что подтверждается ведомостями, представленным в материалы дела, о перечета пней срубленных деревьев в выделе 20, деляне , выделе 33, деляне .

По результатам перечета установлен объем незаконно заготовленной древесины в размере 548, 59 куб. м., о чем составлен акт о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 7 которого древесина, находящаяся на складе в сортиментах, пересчитана лесничим ФИО8 и передана для изъятия следователю <данные изъяты>ФИО7

Факт лесонарушения ООО «ФИО33» выявленный в ходе проверки 11-ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, подтверждается информацией заведующего филиалом «Хорское лесничество» КГКУ «ФИО18» от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, нарушение лесного законодательства, выразившееся в отсутствии задания на проведение в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ на территории Лазовского участкового лесничества рейдового мероприятия, приказа (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия начальника (заместителя) управления лесами <адрес>, а также не составления отчета о проведенном рейде подтверждается объяснениями лесничего Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «ФИО19» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и объяснениями помощника лесничего Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «ФИО20» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ указанные лица, самостоятельно провели обследование находящегося в аренде ООО «ФИО34» лесного участка. Проезжая по территории 103 квартала ими обнаружено 2 склада с древесиной приблизительно 300-400 куб. метров. После того, как они проехали склады (700 метров от выдела в 103 квартале), они обнаружили пни деревьев и порубочные остатки породы ясень, дуб. Им было известно, что 103 квартал находился в аренде ООО «ФИО35» также знали, что в том месте, где выявлена рубка лесные декларации ООО «ФИО36» не подавались. По указанной причине они решили, что рубка совершена ООО «ФИО37» незаконно. ДД.ММ.ГГГГФИО8, ФИО47. вместе с сотрудниками полиции опять поехали на указанное место для проведения перечета пней и расчета ущерба.

По данному факту составлен акт о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день, находясь на указанной деляне, ФИО8, ФИО9 взяли лесные декларации ООО «ФИО38» №, 3 от ДД.ММ.ГГГГ и выяснили, что по декларациям объем планируемой для заготовки лиственницы значительно явно меньше объема фактически заготовленной лиственницы. Чтобы проверить этот факт, ФИО8 принято решение сделать перечет по пням, что ими и было сделано. Акт о лесонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков; по обследованию используемых юридическими лицами при осуществлении деятельности производственных объектов являются мероприятием по контролю.

В силу ч. 1 ст. 13.2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

Согласно ч. 2 ст. 13.2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 5 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (п. 2 Порядка) и оформляется на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами (п. 5 Порядка).

Требования к содержанию задания установлены п. 6 Порядка, согласно которому задание должно содержать дату и номер, должность, фамилию и инициалы должностного лица, получающего плановое (рейдовое) задание, дату начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания, сроки оформления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) после завершения планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) и ряд других.

По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания (п. 7 Порядка), который должен включать краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.

В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка), требования к содержанию которого установлены п. 12 Порядка.

Таким образом суд установил, что производственным объектом, используемым ООО «ФИО39» при осуществлении хозяйственной деятельности, при проведении в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ рейдового мероприятия вышеуказанные требования закона должностными лицами Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «ФИО21» не соблюдались: задание на проведение рейдового мероприятия не выписывалось, приказы (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия начальником (заместителями) управления лесами <адрес> не издавались, отчет о проведенном рейде не составлялся.

Выявив нарушение лесного законодательства, предполагая о том, что оно совершено в результате деятельности ООО «ФИО40» на арендуемом юридическим лицом участке, должностные лица Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «ФИО22» информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица в управление лесами <адрес> не направили, за согласованием проведения внеплановой выездной проверки ООО «ФИО41» управление лесами <адрес> в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру не обращалось, что является нарушением вышеприведенных требований Закона.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения руководителю Учреждения представления от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом с соблюдением установленного законом порядка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Управления лесами <адрес>.

Довод административного истца о том, что патрульные мероприятия первично осуществляются не в отношении хозяйствующего субъекта, а в отношении определенной территории, в связи с чем требования Закона № 294-ФЗ неприменимы, является необоснованным и опровергается как вышеприведенными нормами права так и пп. «б» п. 10 Положения о лесном надзоре, согласно которому должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. пп. «г» п. 10 Положения о лесном надзоре, согласно которому должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Управления лесами <адрес> к и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 об оспаривании представления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.

Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко