НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 26.10.2018 № 12-854/18

Дело № 12-854/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

26 октября 2018 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации г.Хабаровска ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, на постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Полагая данное постановление незаконным, ФИО1 обратилась в суд с жалобой об его отмене, указав, что мировым судьей не дана надлежащая оценка ее доводам и доказательствам по делу; расходы по обустройству пешеходных переходов в бухгалтерском учете отражены в полном объеме как «Работы, услуги по содержанию имущества», в соответствии с Соглашением, муниципальным контрактом, локально-сметными расчетами и актами о приемке выполненных работ; факт отражения хозяйственных операций подтвержден журналом операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за <данные изъяты>; в целях софинансирования расходных обязательств, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, между администрацией и Министерством промышлености и транспорта Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение ; для обеспечения целевого расходования выделенных субсидий ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт , предметом которого явилось выполнение работ по обустройству пешеходных переходов улично-дорожной сети города техническими средствами для обеспечения безопасности дорожного движения; хозяйственные операции по обустройству пешеходных переходов в размере 5 320,36 тыс. рублей не могли быть отражены в бухгалтерском учете как объекты основных средств по счету 10100 «Основные средства»; Управление не имело права принимать к учету технические средства для пешеходных переходов, поскольку это противоречит целевому расходованию субсидий; автомобильные дороги общего пользования местного значения, зарегистрированные на праве муниципальной собственности, составляют казну городского округа «Город Хабаровск»; счет предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам; к учету в качестве основных средств принимаются, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сделанные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более <данные изъяты>, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности Учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд Учреждения; сумма, указанная в протоколе и постановлении как основные средства, не отраженные в бухгалтерском учете, является спорной; в сумму 5 320 359 рублей включены также материалы (дорожные знаки) стоимостью меньше 3 000 рублей, которые по правилам бухгалтерского учета не относятся на счет , их стоимость списывается в расходы и отражается на забалансовом счете 21; мировым судьей сумма заявленных средств не проверялась; мероприятия по обустройству пешеходных переходов правомерно отнесены к расходам по ремонту автомобильных дорог; такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость автомобильной дороги, и не могут быть учтены в качестве самостоятельного объекта основных средств, поскольку являются элементами обустройства дороги; согласно ФЗ №257, увеличение стоимости объектов основных средств в отношении автомобильных дорог предусмотрено исключительно при ее реконструкции; при выполнении работ в рамках муниципального контракта реконструкция не осуществлялась; не дана оценка правонарушению на предмет его малозначительности; в материалах дела отсутствуют доказательств каких-либо негативных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области бюджетного законодательства.

В ходатайстве о приобщении документов к материалам дела, ФИО1 указала, что пешеходные переходы являются элементом обустройства дорог, в который включена стоимость дорожных знаков, средств освещения, светофоров, ограждений с работой по их установке; в данном случае отражение в бухгалтерском учете Управления отдельных элементов пешеходных переходов будет противоречить исполнению бюджетного законодательства, Инструкции ; Управление передало Департаменту муниципальной собственности не объекты основных средств, а затраты по обустройству пешеходных переходов в количестве 10 штук; стоимость переданных затрат составила 9 833 200 рублей, а не 5 320 359 рублей; не учтено, что по бухгалтерскому учету затраты по реконструкции, модернизации, достройки входят в стоимость объекта вместе с монтажом; дана неверная оценка фактическим обстоятельствам; основные средства – это объекты, не являющиеся приспособлениями к другим основным средствам или составными частями комплекса конструктивно сочлененных элементов; возможность передачи затрат по модернизации пешеходных переходов в казну города появилась после предоставления актов о вводе в эксплуатацию пешеходных переходов, в которых отражена стоимость; строки передачи законодательством не установлены; затраты по обустройству пешеходных переходов учтены в имуществе казны городского округа в полном размере, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В отзыве на жалобу инспектор Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО2 указала, что Приложением к Соглашению ) предусмотрена модернизация нерегулируемых пешеходных переходов средствами освещения, искусственными дорожными неровностями, светофорами, системами светового оповещения и т.д.; модернизацией признаются технические изменения объектов основных средств; действие ФЗ №257 распространяется на все автомобильные дороги в России независимо от их форм собственности и значения; в соответствии с ФЗ №257, автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог; согласно п.45 Инструкции №157н, единицей учета основных средств является инвентарный объект; обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике субъекта учета в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования; однако, в ходе контрольного мероприятия установлено, что указанные дороги числятся в казне администрации г.Хабаровска, соответственно, не значатся как объекты основных средств в Управлении; утверждение ФИО1 о том, что расходы по обустройству пешеходных переходов в бухгалтерском учете отражены в полном объеме как «Работы, услуги по содержанию имущества» означает, что элементы обустройства автомобильных дорог списаны на затраты текущего года как материалы, использованные в ходе ремонтных работ по устройству пешеходных переходов, без постановки на учет в качестве основных средств; с позиции сохранности муниципального имущества и достоверного учета технические средства для пешеходных переходов, оплаченные ФИО1 при исполнении контракта , стоимостью 5 320,36 тыс. рублей являются объектами основных средств, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более <данные изъяты>, и должны учитываться как объекты основных средств; оплаченные в <данные изъяты> технические средства в результате модернизации пешеходных переходов (со сроком полезного использования более <данные изъяты>) на общую суму 5 320,36 тыс.рублей, как объекты основных средств не учтены; ввиду непринятия к учету основных средств стоимостью 5 320,36 тыс. рублей Управлением не обеспечено формирование достоверной информации о наличии муниципального имущества и его использовании; в ходе проведения контрольного мероприятия Управлением представлена в Департамент муниципальной собственности информация о выполненных в <данные изъяты> работах по обустройству участков дорог города 10 пешеходными переходами с предложением об увеличении стоимости автомобильных дорог, являющихся имуществом казны муниципального образования, на сумму 9 833,20 тыс. рублей; увеличение стоимости объекта основных средств возможно в случае затрат на модернизацию; письмом, исх. ДД.ММ.ГГГГ Управление дорог подтвердило выводы Контрольно-счетной палаты о выполнении работ по модернизации автомобильных дорог.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, дали пояснения по их существу.

Должностное лицо Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО4 полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав сторону защиты и должностное лицо, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правоотношениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности применяется Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с ч.5 ст.10 указанного Федерального закона, формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п.4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н, ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (ч.2 ст.264.1 БК РФ).

Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно п.п.11,20 которой, в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета включается, в том числе форма отчета «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503130), в состав которого входит справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503130).Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (п.12 Инструкции).

Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края проведено контрольное мероприятие на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета на дорожное хозяйство в части предоставления городскому округу «Город Хабаровск» субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2017 году в Управлении дорог и внешнего благоустройства администрации городского округа «Город Хабаровск».

В ходе контрольного мероприятия в отношении отчетности об исполнении бюджета, составленной заведующий сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска ФИО1, должностными лицами Контрольно-счетной палаты края установлено, что хозяйственные операции по модернизации нерегулируемых пешеходных переходов, осуществленные в 2017 году, недостоверно отражены в бухгалтерском учете Управления; оплаченные в 2017 году технические средства для пешеходных переходов города на общую сумму 5 320 359 рублей не отражены в бухгалтерском учете Управления.

Таким образом, указанной проверкой установлено нарушение требований ч.2 ст.264.1 БК РФ, ст.ст.6,10,13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

В связи с не отражением в бухгалтерском учете Управления стоимости основных средств в сумме 5 320 359 рублей, строка 010 «Основные средства (балансовая стоимость)» Баланса (ф.0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ искажена более чем на 10%.

Данное обстоятельство послужило поводом для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства и вина ФИО1 подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которые отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам, и оценены мировым судьей при рассмотрении дела с учетом положений ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей

ФИО1, являясь заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства, не надлежащим образом исполнила свои обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства при составлении годовой отчетности.

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводами мирового судьи о том, что действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу п.27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N157н, Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ. Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ), балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае, когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Согласно это же Инструкции: п.38 - счет 10100 "Основные средства", предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды; п.39 - к основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров; п. 45 - единицей учета основных средств является инвентарный объект. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике субъекта учета в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

На основании ст.257 ч.2 НК РФ, первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Из указанного следует, что технические изменения объектов основных средств являются модернизацией.

Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1 ст.3 Федерального Закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, перечисленные в постановлении дороги числятся в казне администрации города Хабаровска, следовательно, не значатся в Управлении дорог и внешнего благоустройства как объекты основных средств.

В связи с изложенным, суд соглашается с позицией Контрольно-счетной палаты о том, что оплаченные по контракту технические средства для пешеходных переходов, являются объектами основных средств независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, и должны учитываться как объекты основных средств. Вместе с тем, ФИО1 в бухгалтерском учете не отражены 5 320,36 т.руб., уплаченные Управлением технические средства в результате модернизации пешеходных переходов, т.е. не обеспечено формирование достоверной информации о наличии муниципального имущества, его сохранности и использовании.

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением в Департамент муниципальной собственности предоставлена информация с предложением об увеличении стоимости автомобильных дорог, являющихся имуществом казны муниципального образования, на сумму 9 833,20 тыс. рублей, что на основании ст.27 НК РФ и Инструкции №157н свидетельствует о модернизации автомобильных дорог, поскольку увеличение стоимости объекта основных средств возможно в случае затрат на модернизацию, дооборудование, реконструкцию.

Таким образом, стоимость основных средств в размере 5 320 359 рублей, уплаченных Управлением в <данные изъяты>, подлежала отражению в бухгалтерском учете Управления в строке 010 «Основные средства (балансовая стоимость)» Баланса (ф.0503130). По указанным основаниям, следует отклонить доводы стороны защиты, касающиеся невиновности должностного лица.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного ФИО1 оснований для признания его малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.

Наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, с учетом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства дела. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.

Постановление мирового судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания для его отмены.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации г.Хабаровска ФИО1, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12,30.14 КоАП РФ.

Судья Ткаченко Е.С.