Дело №а-4133/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 мая 2016 года
Центральный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Стиба Л.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителей административного истца ФИО4, ФИО5, ФИО6,
представителя административного ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КГКУ «Оборское лесничество» об оспаривании пунктов 1 и 2 представления и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 25.03.2016г. №,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Оборское лесничество» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пунктов 1 и 2 представления и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 25.03.2016г. №.
В обоснование иска указало на то, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ООО «Весна» проведена проверка по вопросу соблюдения управлением лесами <адрес>, КГКУ «Оборское лесничество» требований лесного законодательства, а также законодательства о защите прав юридических лиц.
По результатам проведенной проверки и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя учреждения внесено представление № об устранении нарушений лесного законодательства, законодательства о защите прав юридических лиц. Согласно данному представлению проверкой установлено, что при проведении в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ рейдового мероприятия должностными лицами Лазовского участкового лесничества филиала «Хорского лесничества» КГКУ «Оборское лесничество» не выписывалось задание на проведение рейдового мероприятия; начальником (заместителями) управления лесами <адрес> не издавались приказы (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия; не составлялся отчет о проведенном рейде. Указанное, по мнению и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, свидетельствует о ненадлежащем осуществлении своих должностных обязанностей работниками КГКУ «Оборское лесничество», отсутствии надлежащего контроля со стороны управления лесами за подведомственными организациями. В связи с этим, и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора требует от заявителя: рассмотреть настоящее представление с участием представителей прокуратуры и принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений закона; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить письменно в установленный месячный срок со дня его внесения.
С указанным представлением КГКУ «Оборское лесничество» не согласно, поскольку оно создает препятствия к осуществлению своих прав и незаконно возлагает на него обязанности, в связи со следующим.
Оспариваемое представление в том виде, в каком оно внесено прокурором, не отвечает признакам законности и обоснованности; поскольку оценка фактических обстоятельств дела, приведённая прокурором, с достоверностью не свидетельствует о нарушении закона.
При исследовании лесных деклараций №, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленных ООО «Весна», установлено, что объем разрешенной к заготовке древесины данной породы значительно меньше объема заготовленной и складируемой в складских помещениях.
По окончании перечета древесины по пням на каждой из делян, установлен объем незаконно заготовленной древесины в размере 548,59 куб. м., о чем было немедленно сообщено в ОМВД РФ по району имени Лазо с целью выявления виновных лиц, составлен акт о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№.
На ООО «Весна» не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Из представленных материалов не следует, что проводимые мероприятия были направлены на проверку хозяйственной деятельности только ООО «Весна», поскольку при проведении рейдового мероприятия виновного в незаконной рубке лица, должностными лицами (ФИО3, ФИО10), установить было невозможно, для чего лесничими передано сообщение в правоохранительные органы.
Полагает, что прокурором не дана надлежащая правовая оценка данному факту в связи с чем, представление прокурора не может быть признано обоснованным, поскольку нарушение должностными лицами Закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не мотивировано надлежащим образом. Также, представление прокурора не содержит конкретные меры устранения нарушений закона, поэтому является неисполнимым.
Просит признать пункты 1 и 2 требований, указанных в представлении и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконно возложенными и препятствующими к осуществлению прав управления лесами <адрес>.
В судебном заседании представители административного истца ФИО4, ФИО5, ФИО6 требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика ФИО7 в судебном заседании требования не признал, в обоснование возражений указал на то, что при проведении в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ рейдового мероприятия выявлены несоблюдения должностными лицами Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» требования законодательства, а именно: задание на проведение рейдового мероприятия не выписывалось, приказы (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия начальником (заместителями) управления лесами <адрес> не издавались, отчет о проведенном рейде не составлялся.
Выявив указанные нарушение лесного законодательства, предполагая о том, что оно совершено в результате деятельности ООО «Весна», на арендуемом юридическим лицом участке, должностные лица Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица в управление лесами <адрес> не направили (п. 2 ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ).
За согласованием проведения внеплановой выездной проверки ООО «Весна» управление лесами <адрес> в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру не обращалось (ч.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), что является грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ, влекущим недействительность ее результатов (ч. 1, пп.2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения руководителю Учреждения представления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Ссылаясь на изложенное, полагал требования административного истца необоснованными, просил в иске отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 12 «Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", утвержденногоПостановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 394, к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 476)
Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков; по обследованию используемых юридическими лицами при осуществлении деятельности производственных объектов являются мероприятием по контролю.
В силу п.1 ст.13.2 Закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Согласно п. 2 ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.
При этом в силу ч.5 ст.10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (п.2 Порядка) и оформляется на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами (п.5 Порядка).
Требования к содержанию задания установлены п.6 Порядка, согласно которому задание должно содержать дату и номер, должность, фамилию и инициалы должностного лица, получающего плановое (рейдовое) задание, дату начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания, сроки оформления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) после завершения планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) и ряд других.
По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания (п.7 Порядка), который должен включать краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка), требования к содержанию которого установлены п.12 Порядка.
Судом установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ООО «Весна» от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения КГКУ «Оборское лесничество» требований лесного законодательства, а также законодательства о защите прав юридических лиц.
Согласно договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Министерством природных ресурсов <адрес> и ООО «Весна», акту приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ№, лесной участок в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ передан ООО «Весна» в аренду в целях заготовки древесины. Срок действия договора согласован сторонами в. п. 21 договора до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с лесными декларациями №№,3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Весна» заявило Управлению лесами <адрес> об использовании лесного участка в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно входящему, указанные декларации поступили в управление лесами <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Управления лесами <адрес>№П от 11.01.2016г. руководителям лесничества приказано в целях осуществления охраны лесов организовать патрулирование подведомственных территорий.
Во исполнение указанного приказа руководителем филиала «Хорское лесничество» КГКУ «Оборское лесничество» издано распоряжение от 03.02.2016 «Об организации рейдовых мероприятий по пресечению нарушений лесного законодательства», согласно которому в течение 2016 года поручено организовать и проводить рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению незаконных рубок лесных насаждений, иных нарушений лесного законодательства.
На основании приказа №П от 11.01.2016г. лесничим Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» ФИО9/удостоверение № от 27.10.2015г./ совместно с помощником лесничего ФИО10 /удостоверение № от 27.11.2015г./проведено рейдовое мероприятие, в результате которого в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» выявлено 2 склада с 3-4-х метровыми сортиментами породы лиственница.
При проверке лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ и лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащей ООО «Весна», лесничими установлено, что объем разрешенной к заготовке древесины данной породы значительно превышает общий объем заготовки /объяснения лесничего ФИО9/.
Установив указанные обстоятельства, лесничим ДД.ММ.ГГГГ произведен перечет древесины по пням на каждой из делян, находящихся в аренде ООО «Весна», о чем в материалы дела представлены ведомости перечета пней срубленных деревьев в выделе 20, деляне №, выделе 33, деляне №.
По результатам перечета установлен объем незаконно заготовленной древесины в размере 548,59 куб.м., о чем оставлен акт о лесонарушении №от 13.01.2016г., пунктом 7 которого древесина, находящаяся на складе в сортиментах, пересчитана лесничим ФИО9 и передана для изъятия следователю ОМВД по району им.Лазо ФИО8
Факт лесоарушения ООО «Весна» выявленный в ходе проверки 11-ДД.ММ.ГГГГ в том числе подтверждается информацией заведующего филиалом «Хорское лесничество» КГКУ «Оборское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, нарушение лесного законодательства, выразившееся в отсутствии задания на проведение в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ на территории Лазовского участкового лесничества рейдового мероприятия, приказа (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия начальника (заместителя) управления лесами <адрес>, а также несоставления отчета о проведенном рейде, подтверждается объяснениями лесничего Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ и объяснениями помощника лесничего Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ указанные лица, самостоятельно провели обследование находящегося в аренде ООО «Весна» лесного участка. Проезжая по территории 103 квартала ими обнаружено 2 склада с древесиной приблизительно 300-400 куб.метров. После того как они проехали склады (700 метров от выдела № в 103 квартале) они обнаружили пни деревьев и порубочные остатки породы ясень, дуб. Им было известно, что 103 квартал находился в аренде ООО «Весна», также знали, что в том месте, где выявлена рубка лесные декларации ООО «Весна» не подавались. По указанной причине они решили, что рубка совершена ООО «Весна» незаконно. ДД.ММ.ГГГГФИО9, Власов, Е.А. вместе с сотрудниками полиции опять поехали на указанное место для проведения перечета пней и расчета ущерба.
По данному факту составлен акт о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№. В этот же день, находясь на указанной деляне, ФИО9, ФИО10 взяли лесные декларации ООО «Весна» №№, 3 от ДД.ММ.ГГГГ и выяснили, что по декларациям объем планируемой для заготовки лиственницы значительно явно меньше объема фактически заготовленной лиственницы. Чтобы проверить этот факт ФИО9 принято решение сделать перечет по пням, что ими и было сделано. Акт о лесонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ за №.
Из совокупности установленных по делу обстоятельств следует, что производственным объектом, используемым ООО «Весна» при осуществлении хозяйственной деятельности (заготовки древесины), является арендованный участок лесного фонда, расположенный в квартале 103 Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество», при проведении в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ рейдового мероприятия вышеприведенные требования закона должностными лицами Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» не соблюдены: задание на проведение рейдового мероприятия не выписывалось, приказы (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия начальником (заместителями) управления лесами <адрес> не издавались, отчет о проведенном рейде не составлялся.Выявив нарушение лесного законодательства, предполагая о том, что оно совершено в результате деятельности ООО «Весна», на арендуемом юридическим лицом участке, должностные лица Лазовского участкового лесничества филиала Хорского лесничества КГКУ «Оборское лесничество» информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица в управление лесами <адрес> не направили (п. 2 ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ). За согласованием проведения внеплановой выездной проверки ООО «Весна» управление лесами <адрес> в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру не обращалось (ч.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), что является нарушением вышеприведенных требований Закона.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения руководителю Учреждения представления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом с соблюдением установленного законом порядка. Оспариваемым представлением КГКУ «Оборское лесничество» в соответствии с требованиями действующего законодательства предложено рассмотреть настоящее представление с участием представителей прокуратуры и принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений закона; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить письменно в установленный месячный срок со дня его внесения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска КГКУ «Оборское лесничество».
Довод КГКУ «Оборское лесничество» о том, что патрульные мероприятия первично осуществляются не в отношении хозяйствующего субъекта, а в отношении определенной территории, в связи с чем требования Закона № 294-ФЗ неприменимы, является необоснованным и опровергается как вышеприведенными нормами права так и пп. "б" п. 10 Положения о лесном надзоре, согласно которому должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. пп. "г" п.10 Положения о лесном надзоре, согласно которому должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска КГКУ «Оборское лесничество» об оспаривании пунктов 1 и 2 представления и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 25.03.2016г. №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья Стиба Л.Н.