Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск ДД.ММ.ГГГГ года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Губановой А.Ю.
при секретаре ФИО4,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о взыскании денежной компенсации за найм жилья,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о взыскании денежной компенсации за найм жилья. В обоснование заявленных требований указал, что он, ФИО1, являеися лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Охотского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец – ФИО2 лишен родительских прав, мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы Охотского района № от ДД.ММ.ГГГГ он был определен для обучения и проживания в охотскую основную школу - интернат на полное государственное обеспечение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в детском <адрес> для детей школьного возраста на воспитании и полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на обучении в профессиональном училище ГЧО. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступил на обучение в ГОУСПУ, находящееся по адресу: <...>, где и проживал в общежитии и временно был зарегистрирован по месту пребывания. По окончании указанного учебного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ остался без места для проживания и ему ничего не оставалось, как снять комнату, на которую хватало незначительного заработка куховщиком или механиком в частных автосервисах. На работу без официальной регистрации по месту жительства устроиться не представлялось возможным. Жилья в собственности не имеет. Первоначально, был вынужден ночевать в компьютерном зале, оплачивая 120 руб. за аренду компьютера за ночь. Далее им была принята в аренду комната в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с ниже приведенными подтверждающими документами им были понесены расходы за найм жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> руб. / мес. Расчет: 11 мес. X <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. Договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> руб. / мес. Расчет: 11 мес. X 16 000 руб. = 176 000 руб. Договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> руб. / мес. Расчет: 11 мес. X <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. Всего <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. Факт его проживания по указанному адресу подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ст. УУП ОП № УМВД России по г. Хабаровску капитаном полиции ФИО6ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Хабаровска по делу № вынесено решение, в соответствии с которым на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение соответствующей площади. Таким образом, не имея закрепленного за жилья, был вынужден нести существенные убытки, оплачивая найм жилья в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. На основании изложенного, просит взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края денежные средства в размере <данные изъяты> руб. в качестве компенсации за найм жилья, как лицу из числа детей- сирот, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему предоставили квартиру, где он с этого времени проживает. Возможно, ему и оплачивалась компенсация за найм жилья, но в какие периоды и в каком размере, сейчас не помнит.
Представитель ответчика исковые требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что министерство ЖКХ края возражает против удовлетворения требований ФИО1, поскольку для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения убытков, их размера, противоправности и виновности (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями. В соответствии с подпунктом 3.5 пункта 3, подпунктом 8.1 пункта 8 постановления Губернатора края от 25.04.2006 № 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из? числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-си- роты) осуществляет министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края. Полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в целях строительства жилых помещений для детей-сирот осуществляет министерство строительство края. В силу подпунктов 2.2.1, 2.5 пункта 2 вышеуказанного постановления Губернатора края министерство ЖКХ края в рамках обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, осуществляет полномочия по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятию решений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Министерство ЖКХ края не могло повлиять на процесс приобретения (строительства) жилого помещения для ФИО1, поскольку осуществление соответствующих функций на министерство не возложено. Распоряжением министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 было предоставлено жилое помещение после окончания строительства. Поскольку истцом не представлено доказательств противоправности и виновности в действиях министерства ЖКХ края, а также отсутствует причинно-следственная связь между действиями министерства и убытками, понесенными истцом, оснований для удовлетворения требований не имеется. Постановлением Правительства края от 07.02.2014 № 25-пр утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок компенсации).В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсации дети-сироты, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края имеют право на ежемесячную компенсацию расходов за наем (поднаем) жилого помещения. Указанная компенсация предоставляется гражданину до принятия министерством ЖКХ края решения о предоставлении гражданину благоустроенного жилого помещения, либо до расторжения или прекращения действия договора найма (поднайма) жилого помещения (пункт 14 Порядка компенсации).Согласно информации министерства социальной защиты населения края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) ФИО1 выплачивалась ежемесячная компенсация в размере 10 000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выплата ежемесячной компенсации ФИО1 прекращена в связи с истечением действия договора найма жилого помещения. Таким образом, считает, что отсутствуют основания для возмещения истцу убытков, связанных с наймом жилого помещения. Между КГКУ "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" и ФИО1 заключен договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно данному договору ФИО1 передано для проживания в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности края, общей площадью 32,6 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>. Акт передачи жилого помещения (Приложение № к договору социального найма) подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, считает безосновательным требование о взыскании убытков за наем жилого помещения в период, указанный в исковом заявлении.
Выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан.
Согласно статье 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции, действующей на момент вынесения решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент вынесения решения о предоставлении истцу жилого помещения) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляют детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не имеющим закрепленного жилого помещения), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, постановлено обязать Министерство ЖКХ Хабаровского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в г. Хабаровске на состав семьи из одного человека, с учетом приходящейся нормы жилой площади – не менее 18 кв.м., за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Распоряжением министерства ЖКХ края от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО1 предоставлено жилое помещение после окончания строительства.
Между КГКУ "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" и ФИО1 заключен договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№
Согласно данному договору ФИО1 передано для проживания в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности края, общей площадью 32,6 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>. Акт передачи жилого помещения (Приложение № к договору социального найма) подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 Гражданского кодекса РФ).
В пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками в силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ определено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Условиями применения этой ответственности на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ являются: противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов; наличие виновных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов; наличие убытков; возникновение убытков непосредственно в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (причинно-следственная связь). При отсутствии в спорном правоотношении какого-либо из названных элементов ответственность в виде взыскания убытков не может быть применена.
Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если законом эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
Обращение истца в суд с иском о взыскании убытков, включающих в себя расходы за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обусловлено неисполнением ответчиком обязанности по обеспечению истца жилым помещением.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 3.5 пункта 3, подпунктом 8.1 пункта 8 постановления Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№ "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-си- роты) осуществляет министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края.
Полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в целях строительства жилых помещений для детей-сирот осуществляет министерство строительство края.
В силу подпунктов 2.2.1, 2.5 пункта 2 вышеуказанного постановления Губернатора края министерство ЖКХ края в рамках обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, осуществляет полномочия по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятию решений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, как обоснованно указывает представитель ответчика, на Министерство ЖКХ края не возложены функции по приобретению (строительству) жилого помещения для ФИО1
При этом судом установлено, что министерство ЖКХ края во исполнение делегированных ему полномочий приняло ФИО1 на учет и ДД.ММ.ГГГГ предоставило жилое помещение после окончания строительства.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами истца о наличии противоправности и виновности в действиях министерства ЖКХ края, поскольку таких доказательств в суд не представлено, как и доказательств наличия причинно-следственная связь между действиями министерства и убытками, понесенными истцом.
Закон Хабаровского края от 25.04.2007 № 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( Закон № 119) устанавливает гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 119 указанной выше категории граждан до обеспечения благоустроенными жилыми помещениями предоставляется ежемесячная компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения (ежемесячная компенсация).
Назначение и выплата ежемесячной компенсации производятся в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 № 25-пр (Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка ежемесячная компенсация пре-доставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по достижении ими возраста 18 лет) после окончания пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также па завершении обучения в профессиональных образовательных организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для назначения ежемесячной компенсации гражданину или его представителю необходимо обратиться в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения жилого помещения, в отношении которого заключен договор найма, с заявлением и прилагаемым пакетом документов.
Согласно пункту 8 Порядка ежемесячная компенсация назначается гражданину со дня поступления документов, но не ранее возникновения права.
Таким образом, предоставление указанной меры социальной поддержки носит заявительный характер и осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина после предоставления заявления и необходимых для выплаты документов.
Согласно информации министерства социальной защиты населения края (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) ФИО1 выплачивалась ежемесячная компенсация в размере <данные изъяты> рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выплата ежемесячной компенсации ФИО1 прекращена в связи с истечением действия договора найма жилого помещения.
Факт получения ежемесячной компенсации в указанные выше периоды истцом не оспаривался, как и то, что с ДД.ММ.ГГГГ он обеспечен жилым помещением.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для возмещения истцу убытков, связанных с наймом жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд.
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о взыскании денежной компенсации за найм жилья, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Ю. Губанова