НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 23.12.2020 № 2-5282/20

Дело № 2-5282/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,

при секретаре Великодной Д.В.,

с участием помощника прокурора Шамаиловой З.А., представителя ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Шевченко Н.А.. представителя соответчика по встречному иску Демидовой А.В., представителя третьего лица Агафонова С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Хабаровска к микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» об устранении нарушений законодательства, встречному иску микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» к прокурору Центрального района г.Хабаровска, прокуратуре Хабаровского края о признании недействительным представления,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Центрального района г.Хабаровска в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» об устранении нарушений законодательства.

В обосновании исковых требований указав, что прокуратурой района во исполнение указания прокурора Хабаровского края с привлечением специалиста Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края в отношении Микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» проведена проверка соблюдения законодательства о некоммерческих организациях, о развитии малого и среднего предпринимательства, бюджетного законодательства при реализации государственных программ в сфере поддержки предпринимателей и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По результатам проверки в действиях Микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» выявлены нарушения закона. Проведенной проверкой в отношении Фонда установлено, что государственной программой Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 17.04.2012 № 124-пр (далее - Государственная программа) предусмотрено предоставление субсидии в виде имущественного взноса Фонду на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях края, к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства края в рамках реализации: а) мероприятия «Предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства» в соответствии с подпунктом 1.1.1 подпункта 1.1 пункта 1 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году предусмотрен объем средств в размере 0,84 млн. рублей; б) мероприятия «Докапитализация МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» регионального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году средства не предусмотрены; в) мероприятия «Развитие государственных микрофинансовых организаций в целях ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с подпунктом 11.2.2 подпункта 11.2 пункта 11 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году предусмотрен объем средств в размере 5,17 тыс. рублей. Предоставление субсидий Фонду в 2019 году осуществлялось на основании Положения о порядке и об условиях предоставления субсидий микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае, являющегося приложением № 10 к Государственной программе. В соответствии с распоряжением Министерства от 16.08.2019 № 59 «О предоставлении субсидии МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях края, к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства края между Министерством и Фондом заключено соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидии микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, в том числе на реализацию мероприятия: предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме <данные изъяты> за счет средств краевого бюджета; развитие государственных микрофинансовых организаций в целях ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах в сумме <данные изъяты>, из них <данные изъяты> средства федерального бюджета. Проведенной проверкой установлено, что протоколом Правления Фонда от 30.04.2020 № 294 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД». Пунктом 1.5. Положения Фонда установлено, что субъектами малого и среднего предпринимательства агломерации «Большой Чегдомын» и п. Эльбан - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории агломерации «Большое Чегдомын» или п. Эльбан, отнесенные в соответствии со статьями 4 и 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и иными нормативными актами к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, или средним предприятиям края. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 1.5. Положения Фонда, последним выданы займы СМСП, не зарегистрированным на территории агломерации «Большой Чегдомын». В соответствии с пунктом 4.3.11 Соглашения Фонд обязуется обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставляемых Главному распорядителю средств краевого бюджета в соответствии с настоящим Соглашением. Вместе с тем, в нарушение указанного пункта соглашения Фондом нарушено обязательство о представлении в адрес Министерства достоверного отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии за 2019 год, в части искажения показателя по мероприятию предоставление микрозаймов СМСП о количестве СМСП - получателей микрозаймов в большую сторону на 8 единиц и о количестве вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) СМПП - получателей микрозаймов в большую сторону на 7 единиц; Также пунктом 4.3.6.3 Соглашения установлено, что Фонд обязуется предоставлять Главному распорядителю средств краевого бюджета не позднее 10 января 2020 года сведения о наличии остатка субсидии. Однако в нарушение вышеуказанных требований Соглашения Фондом не представлены в Министерство сведения о наличии остатка субсидии за 2019 год. По факту указанных нарушений закона 15.07.2020 заместителем прокурора района в адрес генерального директора Фонда внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, Генеральным директором Фонда ФИО4 требования прокурора не исполнены. Также проведенной проверкой установлено, что Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программам «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД», «СТАРТ», СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» противоречат Правилам предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, установленным Приложением № 10 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в части предъявления требований к предпринимателям при выдаче займов Так, Пунктом 2.1 Положения установлено, что микрозаймы предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства не имеющим просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 2.2 Положения закреплено, что микрозаймы не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края. При этом согласно п. 53 Правил направление «реализация федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» включает в себя мероприятия по развитию и (или) созданию государственных микрофинансовых организаций. Государственные микрофинансовые организации предоставляют микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства: не имеющим по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате заключения договора соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей 50 тыс. рублей; не имеющим задолженности перед работниками (персоналом) по заработной плате более 3 месяцев. Таким образом, пунктами 2.1 и 2.2 Положения установлены завышенные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, что существенно нарушает права предпринимателей. Кроме того, установление таких требований противоречит нормам федерального законодательства По данному факту 15.07.2020 прокуратурой района принесены протесты на указанные Положения, по результатам рассмотрения положения пунктов 2.1 Положения изменены, приведены в соответствие с требованиями закона Вместе с тем, пункт 2.2 Положения не изменен и не отменен, в связи с чем в адрес руководителя МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» направлено письмо о необходимости вернуться к рассмотрению протестов и устранению нарушений.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, окончательно просит возложить на Микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края», обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: включить в договоры займа, заключаемые Микрокредитной организацией «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» в целях выполнения обязательств по соглашения о предоставлении субсидий, условие о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля края; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «СТАРТ», СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края; возложить на Микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края», ИНН , ОГРН обязанность предоставить прокурору Центрального района г. Хабаровска документы, подтверждающие устранение нарушений в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Микрокредитная организация «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» обратилась со встречным административным иском к прокурору Центрального района г.Хабаровска о признании недействительным представления.

В обоснование заявленных требований указано, что нарушения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, протесте от ДД.ММ.ГГГГ, протесте от ДД.ММ.ГГГГ Фондом частично исполнены, в остальной части выявленные нарушения не устранены по причине несогласия Фонда с их обоснованностью. Фонд считает, что вышеуказанные представление и протесты являются неправомерными, нарушающими права и законные интересы Фонда. Отчет «О расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия» по состоянию на 31 декабря 2019 года представлен Фондом, в соответствии с требованиями Соглашения о предоставлении Субсидии, дважды: 09 января 2020 года и 20 марта 2020 года. Таким образом, Фондом было надлежащим образом исполнено обязательство, предусмотренное пунктом 4.3.6.3 Соглашения. Представление Отчета в соответствии с Приложением №4 к Соглашению является исполнением обязательства о предоставлении сведений о наличии остатка субсидии на конец отчетного периода. Договор займа по своей природе не является ни договором поставки, ни договором подряда, ни договором исполнения услуг. Средства, размещаемые Фондом в договоры микрозайма, являются финансовыми вложениями и подлежат возврату в Фонда на условиях, определенных договором микрозайма. Соответственно, заемщик не может являться поставщиком, подрядчиком и исполнителем по договору займа, так как он не оказывает услуги, не продает товары, не выполняет работы заимодавцу и не получает за это вознаграждение. Включение в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств но договору о предоставлении Субсидии, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения указанными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка предоставления субсидии и запрета приобретения за счет полученной субсидии, предоставленной в целях финансового обеспечения затрат Фонда, иностранной валюты безосновательно. Для внесения изменений в действующие Положения Фонда в части исключения их них пункта 2.2, предусматривающего отказ в предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края, требуется внесение соответствующих изменений в краевое законодательство, в частности в Приложение № 10 к Государственной программе, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр.

Просит признать недействительным представление заместителя Прокурора Центрального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ г. об устранении нарушений требований бюджетного законодательства в части: необходимости направления Микрокредитной компанией «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» в Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края сведений о наличии остатка субсидии за 2019 год; необходимости включения в договоры займа, заключаемые Микрокредитной компанией «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» с субъектами малого и среднего предпринимательства, условия о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля края, признать недействительным протест заместителя Прокурора Центрального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ на Положение о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «Микрозаём МОНОГОРОД» в части приведения пункта 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «Микрозаём МОНОГОРОД» в соответствие с действующим законодательством, признать недействительным протест заместителя Прокурора Центрального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ на Положение о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программам «СТАРТ», «СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» в части приведения пункта 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программам «СТАРТ», «СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» в соответствие с действующим законодательством.

Определением от 28.10.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика по встречному иску привлечена прокуратура Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица – министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края.

Определением от 03.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского производства.

В судебном заседании помощник прокурора Шамаилова З.А. исковые требования с учетом уточнения поддержала по изложенным в иске основания, встречный иск не признала, пояснила, что требования прокурора основаны на законе.

Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску Шевченко Н.А. исковые требования прокурора не признала, встречный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представителя соответчика по встречному иску Демидова А.В. встречный иск не признала, поддержала позицию прокурора Центрального района г.Хабаровска.

Представитель третьего лица Агафонов С.Д. поддержал позицию микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края».

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Государственной программой Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 17.04.2012 № 124-пр предусмотрено предоставление субсидии в виде имущественного взноса Фонду на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях края, к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства края в рамках реализации: мероприятия «Предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства» в соответствии с подпунктом 1.1.1 подпункта 1.1 пункта 1 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году предусмотрен объем средств в размере <данные изъяты>; мероприятия «Докапитализация МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» регионального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году средства не предусмотрены; мероприятия «Развитие государственных микрофинансовых организаций в целях ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с подпунктом 11.2.2 подпункта 11.2 пункта 11 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году предусмотрен объем средств в размере <данные изъяты>

Предоставление субсидий Фонду в 2019 году осуществлялось на основании Положения о порядке и об условиях предоставления субсидий микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае, являющегося приложением № 10 к Государственной программе.

В соответствии с распоряжением Министерства от 16.08.2019 № 59 «О предоставлении субсидии МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях края, к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства края между Министерством и Фондом заключено соглашение о предоставлении из краевого бюджета субсидии микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, в том числе на реализацию мероприятия: предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме <данные изъяты> за счет средств краевого бюджета; развитие государственных микрофинансовых организаций в целях ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах в сумме <данные изъяты> из них <данные изъяты> средства федерального бюджета.

Протоколом Правления Фонда от 30.04.2020 № 294 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД», «СТАРТ», СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ»

Судом установлено, что прокуратурой района во исполнение указания прокурора Хабаровского края с привлечением специалиста Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края в отношении Микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» проведена проверка соблюдения законодательства о некоммерческих организациях, о развитии малого и среднего предпринимательства, бюджетного законодательства при реализации государственных программ в сфере поддержки предпринимателей и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения.

15.07.2020 заместителем прокурора района в адрес генерального директора Фонда внесено представление об устранении нарушений.

Ответ на представление заместителя прокурора района от 15.07.2020 поступил в прокуратуру района 01.09.2020, Фондом не устранены следующие нарушения: не направлены в Министерство сведения о наличии остатка субсидии за 2019 год, в договоры займа, заключенные с целью выполнения обязательств по Соглашению о предоставлении субсидий, соответствующие условия о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение соответствующих проверок, не включены.

Пунктом 4.3.6.3 Соглашения предусмотрено, что Фонд обязуется предоставлять Главному распорядителю средств краевого бюджета (в Министерство) не позднее 10 января 2020 года сведения о наличии остатка субсидии. При этом Соглашение не содержит формализованного отчета об остатках субсидии на конец отчетного периода, но Приложением 4 к Соглашению предусмотрено представление Отчета «О расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия» по состоянию на 31 декабря 2019 года.

Типовая форма Соглашения, утвержденная приказом министерства финансов Хабаровского края от 08.09.2017 г. № 191П «Об утверждении типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», содержит приложение 4, в котором получатель субсидии представляет отчет о расходах, в том числе по остатку субсидии.

Строка 500 «Остаток Субсидии на конец отчетного периода, всего» вышеуказанного отчета содержит информацию об остатке субсидии по состоянию на 31 декабря 2019 года, по данной строке указано значение «ноль».

Отчет «О расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия» по состоянию на 31 декабря 2019 года представлен Фондом 09 января 2020 года и 20 марта 2020 года. Таким образом, Фондом было образом исполнено обязательство, предусмотренное пунктом 4.3.6.3 Соглашения. Представление Отчета в соответствии с Приложением №4 к Соглашению является исполнением обязательства о предоставлении сведений о наличии остатка субсидии на конец отчетного периода.

Учитывая изложенное, поскольку требования представления от 15.07.2020 исполнены Фондом, в указанной части требования прокурором не поддержаны, права и законные интересы Фонда не нарушены, оснований для удовлетворения встречного иска в данной части суд не усматривает.

Пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Аналогичная обязанность установлена подпунктом 9 подпункта 2.1 раздела 2 Положения и абзацем третьим подпункта 3.2 пункта 3 Соглашения.

Проведенной проверкой установлено, что Фондом нарушено условие предоставления субсидии в части неисполнения обязанности по включению в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств по договору о предоставлении субсидии, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения указанными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка предоставления субсидии и запрета приобретения за счет полученной субсидии, предоставленной в целях финансового обеспечения затрат Фонда, иностранной валюты. В договоры займа, заключенные с целью выполнения обязательств по Соглашению о предоставлении субсидий, соответствующие условия о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение соответствующих проверок, не включены.

Невключение условия, предусмотренного п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в текст соглашения, и последующая выдача субсидии на его условиях, является нарушением условия предоставления субсидии, установленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что субсидия предоставляется фонду из бюджета в виде имущественного взноса на формирование имущества фонда на условии целевого использования, и должна быть использована исключительно для достижения цели его деятельности, при этом распорядитель бюджетных средств, предоставивший субсидии, имеет право осуществлять финансовый контроль проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления таких субсидий.

Также проведенной проверкой установлено, что Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программам «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД», «СТАРТ», СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» содержат условия, согласно которым микрозаймы предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства не имеющим просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (п.2.1); микрозаймы не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края (п.2.2.)

Вместе с тем, правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, установлены Приложением № 10 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в части предъявления требований к предпринимателям при выдаче займов.

Согласно п. 53 Правил направление «реализация федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» включает в себя мероприятия по развитию и (или) созданию государственных микрофинансовых организаций.

Государственные микрофинансовые организации предоставляют микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства: не имеющим по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате заключения договора соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей 50 тыс. рублей; не имеющим задолженности перед работниками (персоналом) по заработной плате более 3 месяцев.

Таким образом, пунктами 2.1 и 2.2 Положения установлены завышенные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, что существенно нарушает права предпринимателей, установление таких требований противоречит нормам федерального законодательства.

По данному факту 15.07.2020 прокуратурой района принесены протесты на указанные Положения, по результатам рассмотрения положения пунктов 2.1 изменены, приведены в соответствие с требованиями закона, пункт 2.2 Положения не изменен и не отменен.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Центрального района г.Хабаровска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для производства работ, применительно к рассматриваемому делу, определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности - 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г.Хабаровска удовлетворить.

Возложить на микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства: включить в договоры займа, заключаемые микрокредитной организацией «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» в целях выполнения обязательств по соглашения о предоставлении субсидий, условие о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля края; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «Старт», Стандарт», «Развитие» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программе «Микрозаем моногород» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края.

Возложить на микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» обязанность предоставить прокурору Центрального района г. Хабаровска документы, подтверждающие устранение нарушений, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении встречного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 30 декабря 2020г.

Председательствующий А.А. Крюк

Решение (определение, постановление) суда вступило (не вступило) в законную силу _________

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006937-61

Подлинник находится в материалах дела № 2-5282/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска.