Дело № 2-4339/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2018 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре Максаковой И.Н.,
с участием представителя истца помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинова У.А., представителя ответчика Жбановой Н.В., представителей третьего лица ООО «Лестранссервис» Степанова А.А., Деркача Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительными приказов и лесных деклараций,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительными приказов и лесных деклараций. В обоснование заявленных требований указав, что во исполнение поручения Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации проверки по фактам принятия Управлением лесами Правительства Хабаровского края деклараций ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО Лестранссервис», не соответствующих проекту освоению лесов», Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Управлением лесами Правительства Хабаровского края при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов и изменений к проектам освоения лесов, а также выдачи соответствующих заключений, при принятии лесных деклараций у ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО «Лестранссервис», в ходе которой установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти в области лесопользования полномочия по предоставлению государственной услуги по проведению экспертизы проектов освоения лесов реализуются ненадлежащим образом. Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.07.2012 № 73 утвержден Административный регламент Управления лесами края по предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов». Проверкой установлено, что проекты освоения лесов ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО «Лестранссервис», изменения к ним, соответственно лесные декларации представленные после утверждения указанных проектов лесов, противоречат лесохозяйственному регламенту Советского лесничества, действовавшему в момент подачи проекта освоения лесов в редакции приказа Управления лесами края от 16.07.2015 № 659. Согласно лесохозяйственному регламенту Советского лесничества расчетная лесосека при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры не предусмотрена. В пункте 2.1.3 Регламента, действовавшего в редакции приказа Управления лесами края от 16.08.2013 № 714, «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах работ» приведена таблица, которая каких-либо расчетов рубки в соответствующей графе не содержит. ОАО «Ванинолесэкспорт» по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ передан в аренду лесной участок площадью 24415 га на территории Советского лесничества. Проектом освоения лесов, а также изменением к указанному проекту, на отведенном лесном участке запланировано создание объектов лесной инфраструктуры, с применением рубок лесных насаждений в объеме 36806 куб.м. в ликвидном запасе. Приказом Управления лесами края от 28.11.2013 № 1066п утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов указанного лесного участка. 11.04.2016, приказом Управления лесами края № 311п утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов указанного лесного участка. Однако, данный проект освоения лесов содержит сведения о проектируемом на 2016-2018гг. объеме запланированных рубок лесных насаждений для создания объектов лесной инфраструктуры, что противоречит требованиям лесохозяйственного регламента Советского лесничества. Кроме того установлено, что ООО «Лестранссервис» по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ передан в аренду лесной участок площадью 50350 га на территории Советского лесничества. Проектом освоения лесов, а также изменением к указанному проекту, на отведенном лесном участке запланировано создание объектов лесной инфраструктуры, с применением рубок лесных насаждений в объеме 21482,33 куб.м. в ликвидном запасе. Приказом Управления лесами края от 20.02.2014 № 159п утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов указанного лесного участка. 17.02.2016, приказом Управления лесами края № 112п утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов указанного лесного участка. Таким образом, указанный проект освоения лесов содержит сведения о проектируемом на 2016-2018гг. объеме запланированных рубок лесных насаждений для создания объектов лесной инфраструктуры, что противоречит требованиям лесохозяйственного регламента Советского лесничества. В нарушение п. 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы, Управлением лесами приняты приказы об утверждении положительных заключений государственных экспертиз на проекты освоения лесов и изменений к указанным проектам ООО «Лестранссервис» и ОАО «Ванинолесэкспорт». Тким образом, должностными лицами Управления лесами края приняты проекты освоения лесов, проекты изменений к ним, а также лесные декларации не соответствующие лесохозяйственному регламенту Советского лесничества, содержащие нарушения норм лесного законодательства, выраженные во включении в указанные документы норм расчетной лесосеки при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, которые лесохозяйственным регламентом Советского лесничества, действовавшего на момент проведения экспертизы указанных проектов освоения лесов, не предусмотрены. Ненадлежащая реализация должностными лицами Управления лесами края переданных полномочий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории края, по принятию лесных деклараций об использовании лесов не соответствующих основам осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, приводит к расточительному использованию лесов, незаконному отчуждению лесных насаждений, неправомерной вырубке ценных пород древесины, выборочной заготовке древесины только экспортного качества, кроме того нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. Просит признать недействительными приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 20.02.2014 № 159п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 50350га, переданного в аренду ООО «Лестранссервис»; приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 17.02.2016 № 112п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов лесного участка площадью 50350 га, переданного в аренду ООО «Лестранссервис»; приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28.11.2013 № 1066п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 24415 га, переданного в аренду ОАО «Ванинолесэкспорт»; приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 11.04.2016 № 311п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов лесного участка площадью 24415 га, переданного в аренду ОАО «Ванинолесэкспорт»; лесные декларации ООО «Лестрассервис» и ОАО «Ванинолесэкспорт», представленные Управлению лесами Правительства Хабаровского края после принятия указанных проектов освоения лесов.
В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования, в обоснование которых указано, что приказом Управления от 31.10.2017 №929П в лесохозяйственный регламент Советского лесничества внесены изменения в части установления расчетной лесосеки при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры на территории лесничества. Данные изменения отразились в пункте 2.1.3 Регламента, действовавшего в редакции приказа Управления лесами края от 16.08.2013 № 714 «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок», в котором приведена таблица, не содержащая каких-либо расчетов рубки в соответствующей графе до принятия приказа Управления от 31.10.2017 № 929П. Приказами Управления от 20.02.2014 № 159п, от 17.02.2016 № 112п, от 28.11.2013 № 1066п, от 11.04.2016 № 311п утверждены заключения экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, изменений к проектам освоения лесов ОАО «Ванинолесэкспорт», ООО «Лестранссервис», а также приняты лесные декларации. На основании изложенного следует, что Управлением принят приказ от 31.10.2017 № 929П, который узаконил не соответствующие лесохозяйственному регламенту Советского лесничества проекты освоения лесов, проекты изменений к ним, а также лесные декларации ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО «Лестранссервис», выраженные во включении в указанные документы норм расчетной лесосеки при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, которые лесохозяйственным регламентом Советского лесничества, действовавшего на момент проведения экспертизы указанных проектов освоения лесов, не предусмотрены. При этом, приказ принят с нарушением требований приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», которым установлены правила внесения изменений в лесохозяйственные регламенты. Текст регламента с последними изменениями, а также текст самого приказа Управления от 31.10.2017 № 929П размещены на официальном сайте данного органа одновременно, что исключило возможность для ознакомления заинтересованных лиц для направления замечаний и предложений. Кроме того, анализ публикаций официального сайта Управления показал, что приказ № 929П не размещался, специальные исследования не проводились. Просят дополнить просительную часть требованием признать недействительным приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 31.10.2017 № 929П «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Советского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 382-п».
Определением суда от 25 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО «Лестранссервис».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство в части требований о признании недействительным приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 31.10.2017 № 929П «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Советского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 382-п».
В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинов У.А. заявленные исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Жбанова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним.
Из возражений на исковое заявление следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством лесного хозяйства проведена внеплановая выездная проверка в отношении управления лесами, по результатам которой сделаны отдельные замечания при утверждении положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов и принятии лесных деклараций ООО «Лестранссервис» и ОАО «Ванинолесэкспорт». Внеплановой выездной проверкой Рослесхоза объемы незаконно заготовленной древесины, попадающие под действие статьи 260 УК РФ, не выявлены и оспариваемые истцом приказы надзорным органом – Рослесхозом не отменены. Кроме того, в лесохозяйственный регламент Советского лесничества, утвержденный приказом управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в отношении объемов заготовки древесины на лесных участках, предоставленных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Таким образом, требования истца повторяют результаты проверки исполнения переданных полномочий управлением лесами, проведенной Рослесхозом как надзорным органом, которые были управлением лесами учтены – замечания устранены. Оспариваемые проекты освоения лесов соответствуют действующему законодательству и нормативным правовым актам. В соответствии с договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Лестранссервис» и ОАО «Ванинолесэкспорт» предоставлены лесные участки для заготовки древесины. Для них установлен годовой отпуск древесины, который определен в соответствии с пунктом 1 Приложения к Порядку исчисления расчетной лесосеки, утвержденному приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191. Согласно ч. 7 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, что подтверждается подпунктом «б» пункта 11 указанных договоров аренды лесных участков. В связи с этим, в проектах освоения лесов ООО «Лестранссервис» и ОАО «Ванинолесэкспорт» запланировано строительство лесных дорог на арендуемых лесных участках. Срубленная при их строительстве ликвидная древесина считается в установленный годовой отпуск, что подтверждается декларируемыми и фактически заготавливаемыми данными организациями объемами. Таким образом, при экспертизе проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном только для заготовки древесины, недопустимо сравнивать с расчетной лесосекой в лесохозяйственном регламенте Советского лесничества при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Оспариваемые лесные декларации соответствуют действующему законодательству и нормативным правовым актам. Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества, которые обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Таким образом, лесохозяйственный регламент Советского лесничества, утвержденный приказом управления лесами от 22.12.2008 № 382-п, и вносящие в него изменения приказы управления лесами, в том числе приказ управления лесами от 31.10.2017 № 929П «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Советского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 382-п, являются нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требование о признании недействительным приказа от 31.10.2017 № 929П не подлежит рассмотрению в Центральном районном суде г. Хабаровска. Управление лесами во исполнение пункта 13 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и прядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72, организовало ознакомление заинтересованных лиц с проектом приказа от 31.10.2017 № 929П. Проект приказа управления лесами «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Советского лесничества» был опубликован для ознакомления, представления замечаний и предложений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на «Официальном интернет портале нормативных правовых актов <адрес>». Кроме того, принятие приказа от ДД.ММ.ГГГГ№П не могло привести к принятию проектов освоения лесов и изменений к ним, утвержденных приказами управления от ДД.ММ.ГГГГ№п, 11.042016 №п, ДД.ММ.ГГГГ№п, ДД.ММ.ГГГГ№п. И, как было указано ранее в отзывах управления лесами, лесные участки по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ предоставлены для заготовки древесины, а не для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Представители третьего лица ООО «Лестранссервис» Степанов А.А., Деркач Т.А. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Из возражений на исковое заявление следует, согласно ч. 5 ст. 87 ЛК РФ, в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств устанавливаются в числе прочего возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования. Одним из таких параметров является деятельность по созданию лесной инфраструктуры. Приказ Рослесхоза от 29.12.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» издан во исполнение ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации допускается осуществление рубок лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных ст. 13, 14 и 21 ЛК РФ. В этой связи, отсутствие сведений о создании лесной инфраструктуры в лесохозяйственном регламенте конкретного лесничества, не может служить основанием для запрета включения таких сведений в проект освоения лесов, тем более что эффективное освоение лесных насаждений без наличия инфраструктуры не возможно. Административный регламент управления лесами Правительства Хабаровского края по предоставлению государственной услуги «Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Поскольку третьим лицам было выдано положительное заключение, вся последующая деятельность организации (в том числе по предоставлению лесных деклараций) является законной. Лесная декларация является заявительным документом, в этой связи, если она соответствует обязательным признакам, она подлежит принятию. Последующее признание декларации недействительной невозможно. Просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица ОАО «Ванинолесэкспорт» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица ОАО «Ванинолесэкспорт».
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьего лица ООО «Лестранссервис», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Вид использования, предусмотренный договорами от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, соответствует подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации «заготовка древесины».
Статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие заготовки древесины, согласно которой заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также в вывозом из леса древесины.
Согласно части 3 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
В силу части 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосека (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В соответствии с частью 7 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69, в соответствии с п. 28 которого проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 года № 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который применяется с ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент выдачи положительного заключения государственной экспертизы).
В пункте 3 Порядка указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов (пункт 5).
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).
Исходя из пункта 11 Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> (арендодателем) и открытым акционерным обществом «Лестранссервис» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка площадью 50350 га, в пределах Советского лесничества общей площадью 1261081 га, расположенного: <адрес> лесничества и номера кварталов: 460, 493-497, 511 Коппинского участкового лесничества. Условный номер участка №. Срок действия договора установлен по ДД.ММ.ГГГГ (п. 21 договора).
Постановление Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края, которым к полномочиям Управления лесами края отнесено в том числе проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий и принятие лесных деклараций.
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 20 февраля 2014 года № 159П утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 50350 гектара, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ОАО «Лестранссервис».
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 февраля 2016 года № 112П утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов лесного участка площадью 50350 га, переданного в аренду ООО «Лестранссервис».
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> (арендодателем) и ОАО «Ванинолесэкспорт» заключен договор аренды лесного участка площадью 24415 га, имеющим месторасположение: <адрес>. Срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28 ноября 2013 года № 1066П утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 24415 га, переданного в аренду ОАО «Ванинолесэкспорт».
Приказом Управления лесами правительства Хабаровского края от 11 апреля 2016 года № 311П утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов лесного участка площадью 24415 га, переданного ОАО «Ванинолесэкспорт».
Доводы искового заявления и представителя истца о несоответствии проектов освоения лесов и изменений к ним лесохозяйственному регламенту Советского лесничества в части указания расчетов рубки, а также планирование создания объектов лесной инфраструктуры, с применением рубок лесных насаждений, суд признает несостоятельными, поскольку Приложением N 9 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 предусмотрена таблица «Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры».
Таким образом, указание в проекте освоения лесов расчетов рубки лесных насаждений для создания объектов лесной инфраструктуры, нельзя признать основанием для дачи отрицательного заключения государственной экспертизы, поскольку данное положение предусмотрено Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
При проведении государственной экспертизы проект освоения лесов проверяется на предмет соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества, а также соответствие законодательству Российской Федерации.
Не соответствие проектов освоения лесов представленных ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО «Лестранссервис» лесохозяйственному регламенту Советского лесничества не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, положительные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, оспорены не были, соответственно оснований для отказа в утверждении данных заключений не имелось.
Таким образом, оснований для признания незаконными приказов Управления лесами Правительства Хабаровского края от 20.02.2014 № 159п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 50350га, переданного в аренду ООО «Лестранссервис», от 17.02.2016 № 112п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов лесного участка площадью 50350 га, переданного в аренду ООО «Лестранссервис», от 28.11.2013 № 1066п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 24415 га, переданного в аренду ОАО «Ванинолесэкспорт», от 11.04.2016 № 311п «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов лесного участка площадью 24415 га, переданного в аренду ОАО «Ванинолесэкспорт», суд не усматривает.
Также, суд учитывает, что на момент обращения с данными требованиями в суд приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 31.10.2017 № 929П в лесохозяйственный регламент Советского лесничества внесены изменения в части установления расчетной лесосеки при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры на территории лесничества, следовательно проекты освоения лесов соответствуют лесохозяйственному регламенту Советского лесничества.
В соответствии с статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Поскольку лесная декларация представляет собой заявление об использовании лесов, оснований для признания заявления недействительным не имеется, поскольку данное заявление носит уведомительный характер.
Доводы о незаконной рубке лесов, произведенной ОАО «Ванинолесэкспорт» и ООО «Лестранссервис» не имеют отношения к заявленным требованиям о признании приказов и лесных деклараций недействительными.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительными приказов и лесных деклараций – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение изготовлено 05.09.2018.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>