Дело № 2-7612/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Максаковой И.Н.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Правительству Хабаровского края, Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края о признании права на включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, признании незаконным решения об отказе во включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, обязании включить в стаж периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Правительству Хабаровского края, Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края о признании права на включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, признании незаконным решения об отказе во включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, обязании включить в стаж периоды работы. В обоснование заявленных требований указав, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работала на должностях государственной гражданской службы Правительства Хабаровского края, в последний период – консультанта отдела лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами комитета регионального государственного жилищного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была предупреждена об увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ФИО3 был расторгнут, она была освобождена от замещаемой должности в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. До увольнения, в <данные изъяты> истец обратилась в комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о включении в стаж гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов замещения отдельных должностей, опыт и знания работы в которых были необходимы для исполнения обязанностей по государственной службе в соответствии с должностным регламентом. Решением Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано во включении в стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, 05 лет 00 мес. 00 дней из периодов ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности инженера по оборудованию энерго-механического отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности экономиста планово-экономического отдела. Основанием отказа указан п. 20 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Считает, что имеет право на включение периодов работы в стаж государственной гражданской службы. Просит признать за ФИО3 право на включение в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периоды работы, количеством 05 лет 00 мес. 00 дней, из ее периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности инженера по оборудованию ЭМО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности экономиста ПЭО; признать незаконным решение Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе во включении в стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, 05 лет 00 мес. 00 дней из периодов ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод Министерства обороны Российской Федерации в должности инженера по оборудованию энерго-механического отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности экономиста планово-экономического отдела; обязать Правительство Хабаровского края включить в стаж государственной гражданской службы ФИО3, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периоды работы, количеством 05 лет 00 мес. 00 дней из ее периодов работы: с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод Министерства обороны Российской Федерации в должности инженера по оборудованию энерго-механического отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности экономиста планово-экономического отдела.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему. Дополнительно суду пояснила, что в указанные периоды работы истец приобрела навыки, которые потребовались ей при исполнении обязанностей государственного гражданского служащего.
Представитель ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которых Правительство края является ненадлежащим ответчиком, поскольку к компетенции Правительства края не относится решение вопросов по назначению и выплате пенсии за выслугу лет бывшим государственным гражданским служащим края, в том числе касающихся включения (не включения) в стаж государственной гражданской службы края иных периодов работы (службы). Надлежащим ответчиком по делу является Комиссия по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края, к компетенции которой относится решение вопросов о включении в стаж государственной гражданской службы края для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов работы. Право на получение пенсии за выслугу лет на государственной гражданской службе края, установленное ст. 17, 18 Закона о госслужбе края, является дополнительной мерой поддержки к обязательному государственному пенсионному обеспечению граждан. В рамках действующего законодательства полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечению граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложены федеральным законодателем на субъекты РФ, которые до принятия соответствующего федерального закона, самостоятельно устанавливают порядок такого пенсионного обеспечения за счет собственных бюджетных средств и вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей. Таким образом, пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих устанавливается в качестве дополнительной меры поддержки к обязательному пенсионному обеспечению. Установление такого пенсионного обеспечения в отношении государственных гражданских служащих субъектов РФ, является правом государственной власти субъекта РФ. В связи с чем, отказ государственной власти субъекта РФ в назначении бывшему государственному гражданскому служащему пенсии за выслугу лет, не может расцениваться как нарушение его прав на обязательное государственное пенсионное обеспечение, поскольку в данном случае по усмотрению государственного органа власти предоставляется дополнительная мера поддержки. При этом, включение региональным законодателем в нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, положений о включении в указанный стаж иных периодов работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы, по существу, устанавливает для государственных гражданских служащих льготный порядок исчисления стажа, дающего право на предоставление гарантий, вытекающих из их особого правового статуса. Решение Комиссии об отказе ФИО3 во включении в стаж для пенсии за выслугу лет периодов работы на заводе, является законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством. Характер, специфика трудовых функций истца на должностях на заводе не совпадают с исполнением должностных обязанностей при замещении должности государственной гражданской службы в Комитете. Указанное не позволяет сделать вывод о том, что опыт, знания, навыки работы истца в должностях инженера по оборудованию и экономиста были необходимы для исполнения должностных обязанностей консультанта отдела лицензирования Комитета, как того требуют положения п. 20 Указа №. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителя ответчика Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу (п. 11 ч. 1 ст. 52 ФЗ).
Частью 3 статьи 54 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Согласно ч. 4 ст. 7 указанного федерального закона условия предоставления государственным служащим субъектов Российской Федерации права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в части 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Закона Хабаровского края от 29.06.2005 № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края», гражданский служащий при достижении возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» или на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», и при начислении стажа гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств краевого бюджета при увольнении.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ поступила на государственную гражданскую службу в Правительство Хабаровского края, замещала должность консультанта отдела лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами комитета регионального государственного жилищного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ служебный контракт с ФИО3 был расторгнут, она была освобождена от замещаемой должности в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением к председателю комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о включении в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет, 5 лет из периодов замещения должностей инженера по оборудованию 179 Судоремонтного завода Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, экономиста планово-экономического отдела 179 Судоремонтного завода Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, опыт и знания работы в которых были необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ Краевой комиссией по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края принято решение №, не включать в стаж государственной гражданской службы ФИО3, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, 05 лет 00 мес. 00 дней из периодов ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности инженера по оборудованию энерго-механического отдела (ЭМО); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «179 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации в должности экономиста планово-экономического отдела (ПЭО).
Судом установлено, что истцом соблюден порядок обращения с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет иных периодов работы, что не оспаривается сторонами.
В обоснование не согласия с принятым Комиссией решением об отказе во включении иных периодов работы ФИО3 в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, истец указывает, что ранее решением Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО3 в общий стаж работы, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, как иные периоды, включено время ее работы в ФГУП «179 судоремонтный завод» МО РФ: инженер по оборудованию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, экономист планово-экономического отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, экономист 1 категории отдела материально-технического обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данный довод судом не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Правоотношения, возникающие при установлении государственным гражданским служащим края стажа для ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, и стажа для назначения пенсии за выслугу лет на государственной гражданской службе края имеют различный предмет правового регулирования и соответственно правовые основания для назначения стажа.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2, 5 ст. 15 Закона «О государственной гражданской службе Хабаровского края» ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет относится к денежному содержанию государственного гражданского служащего.
Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 79-ФЗ стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
До принятия указанного федерального закона, правовое регулирование стажа для пенсии за выслугу лет устанавливается нормативными правовым актами органов государственной власти субъекта РФ, в частности утвержденным постановлением Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядком назначения, выплаты пенсии и определения стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края.
В соответствии с п. 2 Постановления № 207 периоды работы (службы) включаются в стаж для пенсии за выслугу лет на основании Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Согласно пункту 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, засчитываются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
При решении вопроса о включении в стаж для пенсии за выслугу лет ФИО3 периодов работы в ФГУП «179 судоремонтный завод» МО РФ, комиссией было учтено, что должностные инструкции за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> на хранении отсутствуют, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проводя анализ должностных обязанностей ФИО3 исполняемых при замещении должностей государственной гражданской службы и в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№, суд приходит к выводу, что доводы представителя истца о равнозначности в отдельных функциях, выполняемых истцом в должности консультанта в части работы с договорами, подготовки статистической отчетности, составления планов, отчетов, осуществления контроля, и исполняемыми обязанностями в должности инженера по оборудованию и экономиста ФГУП «179 судоремонтный завод» МО РФ, несостоятельны.
Согласно должностному регламенту консультанта отдела лицензирования Комитета, к основным задачам консультанта относится осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории края.
Доказательств, что опыт и знания, приобретенные на работе в ФГУП «179 судоремонтный завод» МО РФ в должностях инженера по оборудованию и экономиста были необходимы для выполнения обязанностей в должности консультанта отдела лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами комитета регионального государственного жилищного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, не представлено.
При рассмотрении заявления истца, комиссией в полной мере исследованы функциональные обязанности консультанта и инженера по оборудованию, экономиста, и обосновано принято решение об отказе во включении в стаж для выслуги лет периода работы в ФГУП «179 судоремонтный завод» МО РФ, поскольку должностные обязанности являются различными, трудовые функции исполнялись в разных сферах деятельности.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковые требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Правительству Хабаровского края, Краевой комиссии по установлению стажа за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края о признании права на включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, признании незаконным решения об отказе во включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, обязании включить в стаж периоды работы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 15.01.2019.