Дело № 2а-1633/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 20 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,
при секретаре судебного заседания Павленко Д.Э.,
с участием:
представителя административного ответчика ГУ-
Пенсионного фонда Российской Федерации Бесской О.В.,
представителя административного ответчика ГУ-
Отделение ПФР по Хабаровскому краю и ЕАО Казанцева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Туравининой Евгении Александровны к Государственному учреждению - Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Государственному учреждению-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области, начальнику Государственного учреждения-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области Березюк Ирине Андреевне, начальнику Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Андрусенко Елене Эдуардовне об обязании предоставить документы пенсионного дела, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
установил:
Туравинина Е.А. обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об обязании предоставить документы пенсионного дела, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, в обоснование указав, что в октябре 2020 года она направила обращение в Отдел пенсионного фонда в Еврейской автономной области о предоставлении сведений из персонифицированного пенсионного дела умершей матери ФИО3, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, дата смерти - ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти проживала: <адрес>. Получала пенсию по старости. ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) на электронный адрес поступил ответ от начальника Центра ПФР по установлению пенсий в ЕАО Березюк И.А. ДД.ММ.ГГГГ Туравининой Е.А. посредством портала Госуслуги в адрес Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области было направлено повторное обращение о предоставлении сведений из персонифицированного пенсионного дела умершей матери ФИО3. В предоставлении данных из персонифицированного пенсионного дела умершей матери было отказано в поступившем из ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Должностным лицом в лице начальника управления Андрусенко Е.Э. было указано, что для получения запрашиваемых сведений необходимо представление документов, подтверждающих статус наследника.
В связи с несогласием с данным ответом, просит обязать ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области предоставить документы архивного «закрытого» пенсионного дела на ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взыскать судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Определениями Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле привлечены в качестве административных соответчиков Государственное учреждение-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области, начальник Государственного учреждения-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области Березюк Ирина Андреевна, начальник Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Андрусенко Елена Эдуардовна, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Административный истец Туравинина Е.А., административные ответчики начальник Государственного учреждения-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области Березюк Ирина Андреевна, начальник Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Андрусенко Елена Эдуардовна, представитель административного ответчика Государственного учреждения-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Ранее при рассмотрении дела в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец поясняла, что на удовлетворении административных исковых требованиях настаивает, обращалась к административному ответчику за предоставлением сведений в отношении своей умершей матери ФИО3, для составления оформления родословной. Также поясняла, что наследственное дело в отношении ФИО3 не открывалось, ей известно, что никто за принятием наследства не обращался.
В материалы дела от представителя административного ответчика ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в ЕАО поступили письменные возражения на административный иск, согласно которым заявителю Туравининой Е.А. для получения запрашиваемой справки о стаже умершего застрахованного лица ФИО3 необходимо было предоставить при обращении в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие свое отношение к субъекту персональных данных как наследника. Такие документы в Центр ПФР по установлению пенсий в ЕАО административным истцом не представлены. При этом территориальные органы ПФР не наделены полномочиями расширенного и произвольного толкования закрепленного на законодательном уровне понятия «наследник», равно как не наделены правом определения круга лиц, призываемых к наследованию, очередности принятия наследства, достойности либо недостойности наследника. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ - Пенсионного фонда Российской Федерации Бесская О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований просила отказать, предоставила в материалы дела письменные возражения, в соответствии с которыми реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ), что закреплено в статье 1 данного Закона. Согласно статье 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных. В соответствии с частями 1, 7 статьи 9 Закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни. Пунктом 3 статьи 25 Закона № 125-ФЗ предусматривается ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных документов. Таким образом, закон прямо обозначает только наследника как лицо, имеющее право запрашивать персональные данные субъекта в случае смерти последнего. Для приобретения наследства наследник должен его принять (ч. 1 ст. 1152 ГК РФ). Способы принятия наследства указаны в статье 1153 ГК РФ. Факт принятия наследства подтверждается свидетельством о праве на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом (ч. 1 ст. 1162 ГК РФ).
Представитель административного ответчика ГУ- Отделение ПФР по Хабаровскому краю и ЕАО Казанцев А.М., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.
Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).
Пункты 1, 2 статьи 9 указанного федерального закона определяют, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
При этом в силу части 1 статьи 25 указанного закона доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ предусматривается ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных документов.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в пункте 1 части 1 статьи 6, пункте 7 статьи 9 предусматривает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; а в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
Судом установлено, что ФИО19 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о рождении № филиала по г. Иванову и Ивановскому району комитета Ивановской области ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом по г. Иванову и Ивановскому району комитета Ивановской области ЗАГС, ФИО12 и ФИО13ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия-ФИО3.
Как подтверждается свидетельством о рождении I-ДВ №, выданным отделом ЗАГС Биробиджанского горисполкома ЕАО от ДД.ММ.ГГГГФИО14 является дочерью ФИО3 и ФИО15
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО16 и ФИО14 заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ТВ №. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО18.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается свидетельством о смерти I-ТВ №, выданным Биробиджанским городским отделом Управления ЗАГС правительства ЕАО.
ДД.ММ.ГГГГ Туравинина Е.А. посредством электронного сервиса направила в ГУ- Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области обращение, согласно которому просила предоставить сведения о местах работы ФИО3 за весь период жизни их трудовой книжки. Указала, что готова подтвердить родственную связь.
Согласно ответу ГУ- Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области № от ДД.ММ.ГГГГ для получения справки о стаже умершей матери ФИО3 необходимо вместе с заявлением предоставить в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие, что Туравинина Е.А. является наследником умершего пенсионера.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Туравининой Е.А. повторно направлено обращение о предоставлении запрашиваемых сведений из индивидуального дела умершей матери ФИО3
К указанному повторному обращению приложены документы: копия архивной справки о рождении ФИО13, копия архивной справки о браке ФИО13 и ФИО12, копия свидетельства о рождении ФИО14, копия свидетельства о браке ФИО14 и ФИО16, копия свидетельства о смерти ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением-Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области направлен ответ №, согласно которому для получения справки о стаже умершего застрахованного лица ФИО3 необходимо предоставить в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие, что Туравинина Е.А. является наследником этого субъекта персональных данных.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 8 указанного Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Как установлено ч. ч. 1,2 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Закон № 149-ФЗ определяет, что порядок хранения и использования в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
Как указано в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» указывает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, закон прямо обозначает наследника как лицо, имеющее право запрашивать персональные данные субъекта в случае смерти последнего.
Как указано в ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.
Наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 1111 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1116 Гражданского кодекса РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ).
Факт принятия наследства подтверждается свидетельством о праве на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом (ч. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса РФ).
Оценивая собранные по дел доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Административным истцом в установленном законом порядке не представлено сведений и документов, о том, что Туравинина Е.А. при обращении в территориальный орган ПФР предоставила документы, подтверждающие свое отношение к субъекту персональных данных как наследника.
Доводы административного истца о том, что, будучи дочерью ФИО3, предоставляя сведения о родстве, она является ее наследником и имеет право на получение сведений из архивного пенсионного дела, основаны не неверном толковании действующего законодательства.
Ответ начальника Государственного учреждения-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области Березюк И.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответ начальника Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Андрусенко Е.Э. № от ДД.ММ.ГГГГ являются законными, обоснованными, выданы уполномоченными лицами административного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Содержание указанных ответов, а также действия административных ответчиков не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Представленное административным истцом заключение о статусе наследника при доступе к информации (документам) об умерших гражданах № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное адвокатом ФИО17, не является доказательством, подтверждающим обоснованность административных исковых требований, основанием для удовлетворения административного иска.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, положения вышеуказанного действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований об обязании предоставить документы архивного «закрытого» пенсионного дела на ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Туравининой Евгении Александровны к Государственному учреждению - Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Государственному учреждению-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области, начальнику Государственного учреждения-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Еврейской автономной области Березюк Ирине Андреевне, начальнику Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Андрусенко Елене Эдуардовне об обязании предоставить документы пенсионного дела, взыскании расходов по уплате государственной пошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 05 мая 2021 года.
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Копия верна.
Председательствующий судья Т.П. Ярошенко
Решение не вступило в законную силу.
УИД 27RS0001-01-2021-001071-21
Подлинник решения находится в деле № 2а-1633/2021 в Центральном районном суде г. Хабаровска
Секретарь Д.Э.Павленко