НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 19.04.2011 № 2-946

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №2-946/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

  г.Хабаровск 19 апреля 2011года

Центральный районный суд г.Хабаровск Хабаровского края в составе :

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.

при секретаре: Ткачевой М.Ю.,

с участием:

представителя истца Драй Э.Ю.,

представителя третьего лица Кочмарева А.Э.,

представителя ответчика Абубекировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовой Ольги Анатольевны к ООО «Росгосстрах-Медицина» о признании права пользования системой обязательного медицинского страхования,

УСТАНОВИЛ:

Ершова О.А. обратилась в суд с иском о признании права пользования системой обязательного медицинского страхования, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ филиал ООО «РГС-Медицина- «Росгосстрах-Хабаровск-Медицина» проинформировал её, гражданку Республики Беларусь, законно находящуюся на территории РФ, через Общественный Фонд «Альтернатива» о необходимости сдать полис ОМС, ранее выданный филиалом ООО «РГС-Медицина -«Росгосстрах-Хабаровск-Медицина», в связи с прекращением их действия в части касающейся граждан Республики Беларусь. В обоснование своих требований директор филиала ООО «РГС-Медицина -«Росгосстрах-Хабаровск-Медицина» сослался на п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации»,сделав вывод о том, что соответственно иностранные граждане указанной категории, в том числе и граждане Республики Беларусь, не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не учитывают особого статуса граждан Республики Беларусь и положений ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения РБ и гражданам РБ в учреждениях здравоохранения РФ (Санкт-Петербург, 24 января 2006 года), в котором указано, что грраждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные нрава с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.. Далее ст. 7 этого же документа разъясняет порядок получения медицинской помощи гражданами Республики Беларусь - граждане Республики Беларусь имеют право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации за счет: средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 3 - 6 настоящего Соглашения; средств обязательною медицинского страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Указанное Соглашение между Правительством РФ и Правительством РБ о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения РБ и гражданам РБ в учреждениях здравоохранения РФ, носит международный характер и представляет собой Международный Договор РФ. Согласно ФЗ от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ» Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная регламентация базируется на положениях ст. 15 Конституции Российской Федерации, которые имеют императивный характер. В связи с этим просит признать за ней право пользования системой обязательного медицинского страхования в РФ.

Истица в судебное заседание не прибыла, просила рассматривать дело без её участия.

Представитель истца поддержала заявленные требования и настаивала на том, что именно за счет ФОМС истица должна обеспечиваться медицинской помощью на территории РФ.

Представитель третьего лица (ОФ Альтернатива» поддержал исковые требования, сославшись на то, что соглашение между РФ и Республикой Беларусь имеет высшую силу и подлежит применению в части обеспечения истице права на пользование системой ОМС.

Представитель ответчика исковые требования не признала и в обоснование возражений указала, что правоотношения в системе обязательного социального страхования регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1). Согласно ст. 8 Закона N 1499-1 медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Российской Федерации. Согласно п.5 Положения о медицинском страховании иностранных граждан временно находящихся в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение №) предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико - транспортные услуги) иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса. В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1, страховая медицинская организация осуществляет медицинское страхование на основании договоров, заключаемых со страхователем, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), медицинскими учреждениями и не вправе осуществлять финансирование медицинской помощи гражданам, которые не являются застрахованными, за которых не уплачиваются взносы по обязательному медицинскому страхованию. Согласно ст. 4 Закона N 1499-1, порядок и сроки уплаты страховой премии (страховых взносов) являются существенным условием договора обязательного медицинского страхования. До 2010 г. каждый работник являлся застрахованным по обязательному медицинскому страхованию с момента заключения с ним трудового договора и работодатель был обязан оформить страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования, в том числе на иностранного работника. С ДД.ММ.ГГГГ суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, не подлежат обложению страховыми взносами. Такое правило закреплено в п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Согласно действующему законодательству в РФ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) в пользу иностранного работника - гражданина Республики Беларусь, имеющего временное разрешение (временно пребывающий иностранный гражданин) не начисляются. Таким образом, иностранные работники, в том числе и граждане Республики Беларусь, имеющие временное разрешение (временно пребывающий иностранный гражданин), не подлежат обязательному медицинскому страхованию и не могут пользоваться бесплатной медицинской помощью за счет средств ОМС, а значит, и иметь полис ОМС. Такая же позиция отражена в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20-1/253427. Доводы Заявителя о том, что полисы обязательного медицинского страхования, выданные ранее иностранным гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим на территории РФ и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ, неправомерно были истребованы ответчиком, несостоятельны. Согласно п.2 Договора ТФОМС со страховой медицинской организацией от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Договор финансирования) ТФОМС обязался финансировать Общество по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам, на основании сведений о численности застрахованных, внесенных в базу данных в соответствии с договором ОМС. Согласно абз. 2 п.2 Договора ТФОМС средства перечисляются на застрахованных лиц при подтверждении страхователем уплаты взносов зачисляемых в фонд. При неполном внесении страхователем финансовых средств фонд уведомляет об этом страховщика. Требование о возврате полисов ОМС временно пребывающих в Российской Федерации было адресованное президенту ОФ «Альтернатива» Кочмареву А.Э. на основании письма Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанном письме сообщалось, что в порядке реализации Федерального закона и на основании письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20-1/253427 необходимо исключить из сводного регистра застрахованных в системе ОМС Хабаровского края иностранных граждан и лиц без гражданства, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию и обеспеченных медицинскими полисами. Была представлена информация об иностранных гражданах. От страховщика требовалось направить информацию страхователям, изъять полисы ОМС, погасить их в базе данных в кратчайшие сроки. Указанное требование исполнялась согласно п. 14 Договора финансирования (страховщик ведет автоматизированный персонифицированный учет застрахованных граждан в форматах, утвержденных правлением фонда, предоставляет фонду сведения о застрахованных контингентах).Кроме того, правомерность требования возврата полисов выданных ранее иностранным гражданам, за которых не уплачиваются страховые взносы, подтверждается пп.3,11,15 Договора работающих граждан от ДД.ММ.ГГГГ № Е0113532. Из смысла указанных норм следует, что уплата взносов страхователем осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, при не полной уплате взносов и при расторжении Договора о финансировании, Договор ОМС может быть, расторгнут досрочно. В связи с прекращением обязательств по уплате взносов ОМС за Заявителя Договор ОМС прекращен в части страхования Заявителя, что не противоречит действующему законодательству. В силу части 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе отказаться от исполнения этого обязательства. В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Инструкцией по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 41, страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан. В соответствии с п. 6.1 Типовых правил ОМС полис является документом, удостоверяющим заключение договора. В связи с прекращением договора ОМС в отношении Заявителя полис правомерно был истребован страховщиком. В силу п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ работодатель иные лица не уплачивают за Заявителя страховые взносы по ОМС. В этой связи в отношении Заявителя фактически не осуществляется обязательное медицинское страхование. Доводы заявителя о том, что Граждане Белоруссии, временно пребывающие и работающие в организациях РФ по трудовым договорам, наделены правом на бесплатное получение медицинской помощи за счет средств ОМС, несостоятельны. Заключенный между Россией и Белоруссией Договор о сотрудничестве в области социального страхования от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор) регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территориях этих стран и являющихся их гражданами. Статья 4 Договора гласит, что белорусские граждане, проживающие на территории России, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам РФ, в частности в отношении трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, материнства и случаев потери кормильца. На основании ст. 1 Договора от ДД.ММ.ГГГГ местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации. Следовательно, положения Договора от ДД.ММ.ГГГГ распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Пунктом 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для вышеуказанных лиц суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ. Таким образом, страхователи не уплачивают взносы в пользу граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории Российской Федерации. С учетом взаимосвязанных норм п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, не относятся к застрахованным лицам. На временно пребывающих граждан положения Договора не распространяются. Граждане Республики Беларусь, имеющие статус временно пребывающих, не подлежат обязательному медицинскому страхованию и не могут пользоваться бесплатной медицинской помощью за счет средств ОМС.

Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц на стороне ответчика в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

К такому выводу суд пришел, исходя из следующего:

В соответствии со статьей 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-1 иностранным гражданам на территории Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".

В соответствии с указанным Порядком медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно. Скорая медицинская помощь оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений).

Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается на платной основе.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора.

Так, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Статьей 7 указанного Соглашения предусмотрено несколько источников финансирования медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, а именно:

средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 3 - 6 настоящего Соглашения;

средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации предусмотрено, что только постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору, являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования.Медицинская помощь указанной категории граждан оплачивается в объёме и на условиях Территориальной программы ОМС.

В силу п. 15 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.

В связи с этим суд признает обоснованным утверждение представителя ответчика, что данная категория лиц не подлежит обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Поскольку Ершова О.А. относится именно к этой категории иностранных граждан (временно пребывающих на территории РФ) филиал ООО «РГС-Медицина-«Росгосстрах-Хабаровск-Медицина» при отказе в продлении срока действия полиса Ершовой О.А. руководствовался действующим законодательством Российской Федерации и при этом условия международного Соглашения нарушены не были.

Согласно письму Департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 № 20-1/221380 об обязательном медицинском страховании иностранных граждан, объем, виды и условия оказания бесплатной медицинской помощи, предоставляемой указанной в статье 6 Соглашения категории граждан Республики Беларусь, а также способы ее финансирования относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Поскольку в силу п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ работодатель и иные лица не уплачивают за Ершову О.А. страховые взносы по ОМС, в отношении истца фактически не осуществляется обязательное медицинское страхование, в связи с чем суд не может признать обоснованным доводы истицы о том, что граждане Белоруссии, временно пребывающие и работающие в организациях РФ по трудовым договорам, наделены правом на бесплатное получение медицинской помощи за счет средств ОМС, и оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Ершовой Ольги Анатольевны к ООО «Росгосстрах-Медицина» о признании права пользования системой обязательного медицинского страхования, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 22.04.2011 г.

Председательствующий А.Ю.Губанова