Дело № 2а-4049/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 октября 2023 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре Харченко В.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, взыскании процентов за нарушение срока возврата социального налогового вычета, судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, взыскании процентов за нарушение срока возврата социального налогового вычета, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ей представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 и 2022 годы и документы, подтверждающие право заявителя на социальный налоговый вычет. В составе налоговой декларации 3-НДФЛ с расчетом налоговой базы ей было оформлено и представлено заявление о распоряжении путем возврата с учетом вычета и суммы НДФЛ, подлежащей возврату из бюджета (с указанием реквизитов). Комплект документов за 2021 год с учетом представленной корректировки зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, комплект за 2022 год - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка налоговых деклараций проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Камеральная проверка налоговых деклараций проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Камеральная проверка налоговой декларации завершена: по 2021 году- ДД.ММ.ГГГГ; по 2022 году - ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени социальный налоговый вычет не перечислен. Таким образом, срок, установленный законодательством для возврата НДФЛ из бюджета на основании представленного заявления истек. В соответствие с ч. 9 ст. 79 НК РФ подлежат начислению проценты за каждый календарный день просрочки перечисления денежных средств за 2021 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 64 дня), 19975 руб.*64 дня*7.5%/365 дней= 263 рубля; за 2022 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-81 день), 10240 рублей * 81 день* 7.5%/365 дней= 170 рублей. Просит признать незаконным бездействие УФНС России по <адрес>, выраженное в не перечислении социального налогового вычета за 2021 и 2022 годы в установленный законом срок; обязать УФНС России по <адрес> вернуть социальный налоговый вычет за 2021 и 2022 годы на основании решения о предоставлении налогового вычета; взыскать с УФНС России по <адрес> проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата НДФЛ в размере 433 рубля; взыскать оплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей; взыскать оплаченную на отправку ответчику иска денежную сумму в размере 86 рублей.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФНС по <адрес>ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам изложенным в отзыве на административный иск и дополнениях к нему, согласно которым ФИО1 в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3- НДФЛ за 2021, 2022 годы. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2021 год истцом представлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе. В декларации истцом заявлен социальный налоговый вычет в размере 184452 руб., в том числе в сумме, уплаченной за обучение детей, в размере 83852 руб.; в сумме, уплаченной за медицинские услуги, в размере 100600 рублей. Заявленная истцом сумма налога, подлежащая возврату из бюджета составила 23979 рублей. Налоговым органом на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ, налоговая декларация за 2021 год оставлена без рассмотрения в связи с представлением ФИО1 в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе уточненной декларации. Уточненная налоговая декларации налогоплательщиком представлена с корректировкой сумм, уплаченных за обучение детей и за медицинские услуги за 2021 год. В уточненной декларации ФИО1 заявлен социальный налоговый вычет в размере 153650 рублей, в том числе: в сумме, уплаченной за обучение детей, в размере 50000 руб.; в сумме, уплаченной за медицинские услуги, в размере 103650 рублей. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, заявлена истцом в размере 19975 рублей. Камеральная налоговая проверка уточненной декларации за 2021 год завершена ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подтверждена к возврату сумма налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 19975 рублей. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2022 год представлена ФИО1 в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе. В декларации истцом заявлен социальный налоговый вычет в размере 78771 руб., в том числе: в сумме, уплаченной за обучение детей, в размере 39421 руб.; в сумме, уплаченной за медицинские услуги, в размере 39350 рублей. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, истцом заявлена в размере 10240 рублей. Камеральная налоговая проверка налоговой декларации за 2022 год завершена ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подтверждена к возврату сумма налога на доходы физических лиц за 2022 год в размере 10240 рублей. Форма заявления по КНД 1112542 о распоряжении путем возврата и формат заявления утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ № № зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, в случае представления в налоговый орган заявления о распоряжении путем возврата суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета в состав налоговой декларации. Такое заявление оформляется как приложение к Разделу I налоговой декларации, в ином случае, заявление о распоряжении путем возврата может быть подано, но должно быть оформлено по установленной форме на бумажном носителе, по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Истец, прописывая в тексте искового заявления порядок подачи и оформления заявления о распоряжении путем возврата в налоговый орган, ни одним из его способов не воспользовалась. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявление о распоряжении путем возврата в налоговый орган истцом не представлено. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплателыциком-опекуном (налогоплателыциком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя); в сумме оплаты стоимости медицинских услуг, если медицинские услуги предоставлены в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.
В соответствии с п. 9.1. ст. 88 НК РФ, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки представленной декларации налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка декларации по налогу на доходы физических лиц проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в ИФНС России по <адрес> с заявлением о распоряжении путем возврата с учетом вычета и суммы НДФЛ, подлежащей возврату из бюджета, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 и 2022 годы и документы, подтверждающие право заявителя на социальный налоговый вычет.
В декларации за 2021 год истцом заявлен социальный налоговый вычет в размере 184452 руб., в том числе:
- в сумме, уплаченной за обучение детей, в размере 83852 руб.;
- в сумме, уплаченной за медицинские услуги, в размере 100600 рублей.
Налоговым органом на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ, налоговая декларация за 2021 год оставлена без рассмотрения в связи с представлением ФИО1 в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе уточненной декларации.
В уточненной декларации ФИО1 заявлен социальный налоговый вычет в размере 153650 рублей, в том числе:
- в сумме, уплаченной за обучение детей, в размере 50000 руб.;
- в сумме, уплаченной за медицинские услуги, в размере 103650 рублей.
Камеральная налоговая проверка уточненной декларации за 2021 год завершена ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подтверждена к возврату сумма налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 19975 рублей.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2022 год представлена ФИО1 в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ на бумажном носителе. В декларации истцом заявлен социальный налоговый вычет в размере 78771 руб., в том числе:
- в сумме, уплаченной за обучение детей, в размере 39421 руб.;
- в сумме, уплаченной за медицинские услуги, в размере 39350 рублей.
Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, истцом заявлена в размере 10240 рублей.
Камеральная налоговая проверка налоговой декларации за 2022 год завершена ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подтверждена к возврату сумма налога на доходы физических лиц за 2022 год в размере 10240 рублей.
Истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением указывает на не перечисление социального налогового вычета в установленный законом срок.
Учитывая, что произведение налогового вычета осуществляется налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, суд приходит к выводу, что предоставление ФИО1 в налоговую инспекцию налоговых деклараций с приложенными документами, подтверждающих право заявителя на социальный налоговый вычет, является основанием для осуществления возврата налогового вычета.
При этом, суд учитывает, что форма заявления по КНД 1112542 о распоряжении путем возврата и формат заявления утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ № № зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу перечислен на расчетный счет социальный налоговый вычет в размере 30215 рублей, начисленные проценты за каждый календарный день просрочки начисления денежных средств в соответствие с ч. 9 ст. 79 НК РФ, что подтверждается предоставленной информацией из базы данных УФНС России по Хабаровскому краю.
В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий) необходимо наличие совокупности таких условий как: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Учитывая, что доказательств наступления неблагоприятных последствий в результате бездействия административного ответчика для административного истца не установлено, а также суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Разрешая требования административного истца о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, а также почтовых расходов в размере 86 рублей 00 копеек, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствие со ст. 103 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, взыскании процентов за нарушение срока возврата социального налогового вычета, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, почтовые расходы в размере 86 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 25.10.2023.