НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 09.09.2021 № 12-740/21

Дело № 12-740/21

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

09 сентября 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сомовой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, состоящей в должности заведующего сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, на постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 08.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 08.07.2021 Сомова Е.В. подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Данным постановлением Сомова Е.В. признана виновной в грубом нарушении 29.01.2021 по месту исполнения ею своих должностных обязанностей заведующего сектором бухгалтерского учета и отчетности Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска по адресу: г.Хабаровск, Уссурийский бульвар, 6 при составлении бюджетной отчетности за 2020 год требований к бухгалтерскому учету, что повлекло искажение показателей в денежном выражении, приведшее к искажению (завышение) информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: на начало отчетного периода (01.01.2020) по счету <данные изъяты> «финансовые вложения) по строке 240 графы 3 баланса ф.0503130, Сведений об изменении остатков валюты баланса ф.0503173 (строки 240, 340 гр.3) на 31,2 % (отражено в отчетности <данные изъяты> рублей, показатель должен составить <данные изъяты> рублей) и на сумму <данные изъяты> рублей.

Полагая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, Сомова Е.В. обратилась в суд с жалобой о его отмене. В обоснование указала, что ответственность за достоверность данных бюджетной отчетности, представляемой получателем бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчетность. В свою очередь, главный распорядитель бюджетных средств, которым является Управление, несет ответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консолидацию) представленных ему данных. При этом важно понимать, что главный распорядитель средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, исходя из презумпции достоверности представленной ему получателями бюджетных средств бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность Управления за 2020 год была составлена на основании представленных данных бухгалтерской отчетности МБУ г.Хабаровска «<данные изъяты>». В дополнение указала, что в ходе контрольного мероприятия была осуществлена проверка: использования средств субсидий, в том числе проверка уровня софинансирования, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджета; бухгалтерских, отчетных документов за 2020 год, регламентирующих и подтверждающих расходование средств краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств; бюджетной отчетности за 2020 год. Контрольно-счетной палатой Хабаровского края были рассмотрены аналогичные показатели бюджетной отчетности за 2020 год, которые были проверены ранее Контрольно-счетной палатой г.Хабаровска. При этом Контрольно-счетная палата Хабаровского края за 2020 год нарушений в части отражения в бюджетном учете дебиторской задолженности, доходов будущих периодов не обнаружено.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Сомова Е.В., в полном объеме поддержала изложенные в жалобе доводы, полагая свои действия соответствующими действующему законодательству. По ее мнению, изложенные в протоколе доводы полностью опровергаются актом от ДД.ММ.ГГГГ по результатам контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в 2020 году в отношении администрации г.Хабаровска.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектор Контрольно-счетной палаты г.Хабаровска ФИО2, полагала вынесенное постановление законным, обоснованным и мотивированным, а жалобу – удовлетворению не подлежащей. По поводу акта от 28.07.2021 пояснила, что он не относится к предмету проведенной проверки, так как предметом проверки Контрольно-счетной палаты Хабаровского края являлось использование средств субсидий. Проверялось соответствие расходов Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска целям их предоставления. Ею же проверялись доходы Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска в виде субсидий, требований отображения данных доходов в соответствии с бюджетным законодательством России в учете Управления. В указанном акте не подтверждено наличие либо отсутствие у Управления задолженности, так как предметы проведенных проверок различны.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также, в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Частью 4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правоотношениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 4 Примечания к ст.15.15.6 КоАП РФ, под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Как установлено ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно – установленные законом обязанности.

Вступая в бюджетные правоотношения, регулирующие порядок составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, лица должны знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.

В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (ч.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ).

Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 167 которой предусмотрены «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169). Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. Приложения составляются раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности раздельно по видам деятельности. Приложение оформляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета. Периодичность представления – по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Показатели, отраженные в Сведениях (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Периодичность представления – по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. В разделе 1 Приложения отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены. В разделе 2 Сведений (ф. 0503169) раскрывается аналитическая информация о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности учреждения.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ-к Сомова Е.В. назначена на должность заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска.

Согласно п.2.1 раздела 2 должностной инструкции заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, она координирует работу сектора по вопросам: учета согласно утвержденным лимитам бюджетных обязательств в соответствии со счетами бухгалтерского учета; формирования и обработки первичной документации для последующего занесения в бухгалтерскую программу; составления и представления в установленные сроки достоверной месячной, квартальной и годовой бухгалтерской и налоговой отчетности для передачи в Контрольно-счетную палату, финансовый департамент администрации города, налоговые органы, фонд социального страхования, Пенсионный фонд, органы статистики; осуществления внутреннего финансового контроля в рамках своей компетенции; проведения ежегодной инвентаризации финансовых обязательств, основных средств, материальных запасов управления.

На основании ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.32 Положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Хабаровск», утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 24.09.2013 № 796, инспектором Контрольно-счетной палаты г.Хабаровска ФИО2 проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2020 год Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска 2020 год.

По результатам проверки составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что произошло искажение баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее по тексту – Баланс ф.0503130) на начало отчетного периода (на 01.01.2020) по строке 240 графы 3 (финансовые вложения) на сумму <данные изъяты> рублей;

Сведений об изменении остатков валюты баланса ф. 0503173 по финансовым вложениям (далее по тексту – Сведения ф. 0503173) (строки 240, 340 гр.3) на начало отчетного года (на 01.01.2020) на сумму <данные изъяты> рублей.

Подпунктом 6 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ определено, что получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность.

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности согласно п.1 ст.264.1. Бюджетного кодекса РФ устанавливается Министерством финансов РФ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В соответствии с п.п.1, 3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.

На основании п.11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту – Инструкция №157н), записи в регистры бухгалтерского учета осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа.

По строке 240 Баланса ф. 0503130 в соответствии с п.17 Инструкции № 191н отражается остаток по счету 020400000 «Финансовые вложения».

В силу п.192 Инструкция № 157н, по счету 204 00 «Финансовые вложения» ведется учет финансовых вложений, иных финансовых активов, приобретенных (полученных, сформированных) органом исполнительной власти, осуществляющим в отношении муниципального бюджетного, автономного учреждения функции и полномочия учредителя.

В соответствии с п.170 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (далее по тексту – Инструкция № 191 н) Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) оформляются главным распорядителем по соответствующим кодам причин изменений вступительного баланса:

«01» – реорганизация, ликвидация субъекта бюджетной отчётности, изменение типов государственных (муниципальных) учреждений на начало финансового года, изменение подведомственности государственных (муниципальных) учреждений.

Как определено п.2 Инструкции № 191 н, субъектами бюджетной отчётности являются главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главный администратор, администратор доходов бюджетов, главный администратор, администратор источников финансирования дефицита бюджетов, финансовый орган, орган Федерального казначейства, орган, осуществляющий кассовое обслуживание.

Постановлением администрации города Хабаровск от ДД.ММ.ГГГГ МУП г.Хабаровска «<данные изъяты>» подлежало реорганизации в форме преобразования его в муниципальное бюджетное учреждение г.Хабаровска «<данные изъяты>».

Согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП г.Хабаровска «<данные изъяты>» (ИНН ) прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное бюджетное учреждение г.Хабаровска «<данные изъяты>» было зарегистрировано в едином реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ год (ИНН: ), учредителем является Управление.

На основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ к МБУ г.Хабаровска «<данные изъяты>» от МУП г.Хабаровска «<данные изъяты>» перешли все права, обязательства и имущество, в том числе особо ценное движимое имущество стоимостью <данные изъяты> рублей.

Правоспособность юридического лица согласно ст.49 Гражданского кодекса РФ возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании (МБУ г.Хабаровска «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).

Финансовые вложения Управления по счету 204 00 «Финансовые вложения» на начало отчетного года (ДД.ММ.ГГГГ) увеличены на стоимость особо ценного движимого имущества на сумму <данные изъяты> рублей ранее даты государственной регистрации подведомственного учреждения (МБУ г.Хабаровска «<данные изъяты>»), ранее даты передаточного акта, то есть при отсутствии на дату совершения в учете операции первичных учетных документов.

Для изменения валюты баланса по счету 204 00 на начало года на сумму <данные изъяты> рублей отсутствовали основания, предусмотренные п. 170 Инструкции № 191н, а именно: не производилась реорганизация, ликвидация субъекта бюджетной отчетности, поскольку МБУ г. Хабаровска «<данные изъяты>» в силу п.2 Инструкции № 191 н не относится к субъектам бюджетной отчетности; не производилось изменение типов муниципальных учреждений, поскольку на основании постановления администрации города Хабаровск от 25.04.2019 подлежала изменению организационно-правовая форма юридических лиц (формы унитарного предприятия на форму муниципального учреждения), соответственно не производилось изменение подведомственности муниципальных учреждений.

Вышеизложенное послужило поводом для составления протокола об административном правонарушении инспектором Контрольно-счетной палаты г.Хабаровска ФИО2 в отношении заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска Сомовой Е.В.

Устанавливая вину Сомовой Е.В. в совершенном правонарушении, мировой судья исходил из исследованных в ходе рассмотрения дела документов: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; баланса главного распорядителя на ДД.ММ.ГГГГ; справки о наличии имущества; сведений об изменении остатков валюты баланса; заключения Контрольно-счетной палаты г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внешней проверки Управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> за 2020 год и постановления администрации города Хабаровск от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные доказательства, свидетельствующие о факте совершения административного правонарушения, правильно приняты и положены в основу обжалуемого постановления, поскольку получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Сомовой Е.В. в совершении данного административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что ответственность за недостоверное формирование отчета получателя бюджетных средств должна быть возложена на руководителя получателя бюджетных средств, ответственного за организацию бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности, то есть МБУ г.Хабаровска «<данные изъяты>», судом не принимаются поскольку на Сомову Е.В. возложены обязанности по составлению и представлению в установленные сроки достоверной месячной, квартальной и годовой бухгалтерской и налоговой отчетности для передачи в Контрольно-счетную палату.

Доводы о том, что основанием для отражения в бюджетной финансовых вложений по счету <данные изъяты> «Финансовые вложения» на начало 2020 года послужили данные бухгалтерской отчетности МБУ «<данные изъяты>», основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку, действующие законодательство не предусматривает в качестве оснований для отражения операций в бюджетной отчетности данные иной отчетности, в данном случае бухгалтерской отчетности подведомственного учреждения, которое на дату отражения показателей Сомовой Е.В. в бюджетной отчетности не существовало.

Довод заявителя, согласно которому изменение данных вступительного баланса произведено по коду «01» был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую оценку. Мировой судья верно становил, что оснований для изменения валюты баланса бюджетной отчетности, предусмотренные п.170 Инструкции № 191н, отсутствовали.

Доводы относительно того, что Контрольно-счетной палатой Хабаровского края нарушений не было выявлено, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, отвергаются в силу различности предметов проведенных проверок силами Контрольно-счетных палат г.Хабаровска и края. Предметом контрольного мероприятия проведенного Контрольно-счетной палатой Хабаровского края явились учредительные, распорядительные, бухгалтерские, отчетные информационные и иные документы, регламентирующие и подтверждающие расходование средств краевого бюджета и иных источников, представленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в 2020 году.

Таким образом, Контрольно-счетная палата Хабаровского края проверяла использование средств субсидий, предоставленных администрации г.Хабаровска.

Предметом же проверки Контрольно-счетной палаты г.Хабаровска являлись доходы Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска в виде субсидий, требований отображения данных доходов в соответствии с бюджетным законодательством России в учете Управления.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей

Сомова Е.В., являясь заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, ненадлежащим образом исполнила свои обязанности по соблюдению требований законодательства о бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Действия Сомовой Е.В. квалифицированы верно, оснований для их переквалификации нет.

Наказание ей назначено в пределах санкции ч.4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, с учетом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению соответствуют требованиям КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства дела. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, признания содеянного малозначительным и прекращения производства по делу не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке № 24 от 08.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении заведующей сектором бухгалтерского учета и отчетности управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска Сомовой Елены Викторовны оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Я.Ю.Сидоров